Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:48, контрольная работа
Вопрос 1. Научный статус социологии: объект, предмет.
Вопрос 2. Структура социологии и социологического знания.
Вопрос 3. Методология социологического исследования.
Вопрос 4. Место социологии в системе социально-гуманитарного знания
Вопрос 5. Функции социологии.
Эмпирические же или (конкретные) социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий, которые характерны для изучения социальных явлений, объектов и процессов.
Предмет конкретных социологических исследований — действия, поступки, какие-то характеристики поведения людей и социальных общностей, конкретные продукты материальной или духовной человеческой деятельности, а также вербальные действия, т.е. отражение социальной реальности в различных фактах сознания людей (это мнения, оценки, суждения, взгляды). Например, изучение электоральный предпочтений, мотивов труда, имиджа различных профессий среди разных групп населения.
Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и эмпирических зависимостей составляют эмпирическую базу социологического знания. Эти исследования опираются на разные методы конкретных социологических исследований (опрос, наблюдение, анализ документов и т.д.), о них мы поговорим с Вами позже.
Перейдем к следующей дифференц
Фундаментальная социология (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Запишем цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания.
Прикладная социология — это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.
Теперь поясню. Прикладная социология отличается от академической не только содержанием и характером научной деятельности. Главное здесь ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фундаментальные открытия.
Аудитория прикладной социологии — это клиенты и заказчики, которые финансируют исследование в надежде получить для себя полезные результаты.
Помимо отмеченных выше
структурных элементов
Общесоциологические теории и эмпирические исследования связаны теориями среднего уровня (этот научный термин введен американским социологом Р. Мертоном). Эти теории признаны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания. Устно.
Запишем, что все теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения. Например, социология семьи, социология образования, социология религии, искусства, социология политики, социология труда), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса. Например, социология малых групп, социология организаций, социология страт, слоев, классов, социология толпы) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы. Например, социология конфликтов, социология мобильности и миграции, социология урбанизации).
Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоретические обобщения и соединяют их в теории в пределах своей узкой области. В результате этой деятельности социологи, занимающиеся теориями среднего уровня, находятся в тесном контакте с социологами, занимающимися фундаментальными исследованиями, поставляя ценные теоретические материалы, которые можно рассматривать как составную часть фундаментальных теоретических разработок. Также они находятся в тесном контакте с эмпирическими исследованиями, так как используют их методы.
Итак, мы закончили рассмотрения данного вопроса. Давайте закрепим материал. Скажите,пожалуйста, какие классификации мы рассмотрели? (ответ студентов)
Итак, в данном вопросе мы рассмотрели
Также скажу, что в структуре социологии важное место играет методология, о которой речь пойдет далее.
Вопрос 3. Методология социологического исследования.
В рамках вопроса мы рассмотрим следующие аспекты:
Начнем с первого аспекта. И для начала дадим определение понятию методология.
Отметим, методология – это система норм и принципов научного исследования (Ядов). Это собирательный термин, имеющий различные аспекты.
Следует учитывать, что любая теоретическая система знаний ценится, прежде всего, потому, что она не только описывает и объясняет объективную реальность, но и одновременно является инструментом поиска нового научного знания.
Методология любого исследования по-своему уникальна. И она выстраивается под конкретное исследование, вырабатывая особую стратегию, исходя из специфики изучаемого объекта.
Общенаучная методология предполагает, что в процессе исследования социолог следует принципам объективности и историзма. В современной науке также широко используется системный подход, который предполагает изучение любого социального объекта, явления или процесса как системы.
В силу того, что современная социология признана как мультипарадигмальная наука, у нее есть свойственные только ей принципы. Остановимся на них более подробно:
Во-первых, социолог должен четко определить и обозначить ту парадигму (или их совокупность), в рамках которой он проводит свое исследование.
Во-вторых, исследователь обязан определить
свое отношение к теориям, которые
созданы на основе выбранной парадигмы
(так как одна и та же парадигма,
может выражаться в нескольких далеко
неоднозначных теоретических
В-третьих, принятие на вооружение определенной парадигмы предполагает использование тех методов сбора и анализа социологической информации, которые ей соответствуют.
Таким образом, мы подошли с вами к следующему аспекту лекции – логика социологического исследования и тому, что Методология определяет логику социологического исследования, т.е. последовательность и взаимосвязь познавательных процедур.
При этом, не стоит забывать, что важным моментом в любом социологическом исследовании является единство теоретического и эмпирического. Связь эти двух элементов можно отразить в следующей схеме.
В качестве примера, для понимания данной схемы, можно привести пример проведенного социологического исследования, в ходе которого изучалась адаптация студентов-первокурсников НГУЭУ к учебной деятельности в Вузе, при этом учебная деятельность рассматривается как трудовая деятельность. На первом этапе иссследователь изучает все то, что было изучено до него по изучаемой проблеме, рассматривает полученные результаты, в нашем случает изучаются труды, посвященные процессам адаптации как студентов к учебной деятельности, так и работников к трудовой деятельности. Исследователем рассматриваются подходы ученых такие, как структурный функционализм (Дюркгейм, Малиновский), деятельностный подход (Парсонс, Мертон, Вебер), теории человеческих отношей (Мейо, Мур). Исследователь выбрал в качестве основного подхода для себя – стуктурный-функциионализм. После изучения трудов была выявлена и сформулирована проблема исследования - в Вуз поступают студенты, которые нацелены на получение высшего образования, знаний, освоения профессии, с одной стороны, а с другой, из-за разного подхода к обучению студенты приходят неподготовленными к процессу учебной деятельности в Вузе. И чем быстрее студент адаптируется, тем быстрее он полноценно включится в процесс обучения, овладения профессии. Цель – исследовать адаптацию первокурсников к учебной деятельности и выявить пути сокращения сроков адаптации. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи: изучить виды трудовой адаптации (профессиональной, организационной, социально-психологической, психофизиологической), проанализировать факторы, влияющие на процесс адаптации. Объект исследования – студенты первого курса НГУЭУ. Предмет – адаптация к учебному процессу: формы, факторы, проблемы.
На втором этапе
– были выдвинуты гипотезы, одной
из которых было предположение,
- организационная адаптация
Третий этап – эмпирическое исследование – анкетный опрос студентов (83 чел)
В данном случае выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, и четвертый этап не был применен.
Перейдем к следующему аспекту лекции – методы соц.исследований.
Любое социологическое исследование предполагает использование системы методов.
Отметим, метод науки – совокупность, система основных познавательных приёмов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.
Метод социологии наряду с общенаучными, также включает специальные методы эмпирического исследования. (а какие вы можете назвать общенаучные методы?...все верно, действительно это логика, анализ, синтез, индукция, дедукция.)
Поскольку в социологии, как вы знаете, существуют два основных способа получения социологического знания: эмпирический (получение конкретных данных) и теоретический (описание, анализ полученных данных), то выделяют:
1) методы сбора первичной
2) методы анализа
1. Для сбора информации современные социологи используют:
1. Количественные методы:
а) анкетный опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации.(С его помощью получают почти 90% всех социологических данных). Анкетный опрос - форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
б) формализованное интервью - беседа по детально разработанной программе, включающей в себя подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Подобные интервью проводятся на улице, в магазинах, на общественных мероприятиях, по месту жительства респондентов (поквартирные опросы), и т.п.
в) тестирование. Тест - это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор вопросов, позволяющих объективно и надежно оценить мнение респондента.
г) контент-анализ - метод сбора количественных данных об изучаемом явлении, содержащихся в источниках социологической информации (т.е. количественный анализ текстов). Например, составление медиапортрета НГУЭУ в региональной прессе, то есть как оценивается наш вуз в прессе за один год или несколько, как меняется оценка, какие основные темы, меняются ли они и т.д.
2. Качественные методы:
а) наблюдение - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия социальных явлений в их естественном виде. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.
б) глубинные интервью - неформальная личная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера. Глубинное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы исследования, а не заполнение формальной анкеты.
в) фокусированное глубинное интервью (Фокус-группа) –проводится модератором среди 8-12 человек, которые не были знакомы друг с другом до проведения исследования. Участники фокус-группы должны быть знакомы с обсуждаемым вопросом, для этого проводится их отбор. Фокус-группа представляет собой обсуждение определенной проблемы.
Задача модератора – не дать обсуждению прекратиться, заставить участников высказывать собственные мысли, даже спорить. Для этого задаются наводящие вопросы, приводятся цитаты из прессы. Высказаться должен каждый, модератор не должен разрешать участникам отвечать односложно, повторять слова, прозвучавшие ранее. Метод позволяет получить достаточно достоверные результаты, не требует длительной подготовки и существенных затрат времени для своего проведения.
Мы с вами закончили рассмотрение методов сбора социологической информации и переходим к методам анализа социологической информации.
2. Для анализа первичной
информации применяются
Виды социологических
1. Первые – фундаментальные - направлены на познание социальных закономерностей, решение каких-либо теоретических вопросов, вторые имеют целью выработку путей совершенствования конкретных социальных объектов.