Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить социологию как науку.
Задачи:
- рассмотреть предмет социологии, ее место в системе социальных гуманитарных наук;
- определить структуру и функции социологии;
- обозначить роль социологии в обществе.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………….3
1. Предмет социологии. Место социологии в системе социальных гуманитарных наук………………………………………………………..4
2. Структура и функции социологии……………………………………11
3. Роль социологии в обществе………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………..26

Файлы: 1 файл

4025 социология как наука.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………..………………….3

  1. Предмет социологии. Место социологии в системе социальных гуманитарных наук………………………………………………………..4
  2. Структура и функции социологии……………………………………11

3. Роль социологии  в обществе………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы в том, что с появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. Причем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса, что обуславливает актуальность данной темы. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания. Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем.

Цель работы: изучить социологию как науку.

Задачи:

- рассмотреть предмет  социологии, ее место в системе  социальных гуманитарных наук;

- определить структуру  и функции социологии;

- обозначить роль социологии в обществе.

 

 

 

1. Предмет социологии. Место социологии в системе  социальных гуманитарных наук

Объект  социологии, как  и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки состоит в том, как понимать общество, процесс его  функционирования  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество представляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.    

Конечно же, в конце  каждого этапа общественного  развития  полученный результат  отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                

 Конечно  же, объектом  социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система  может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие от объекта  науки, ее предмет — это существенные  свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблематики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различных научных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых  объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.[13,68]

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или  иное  социальное явление, подчиняют  действиям  определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.    

Каково же место социологии в системе общественных  наук? Как соотносится социология с другими, родственными ей науками?  Место  социологии в системе  общественных и гуманитарных наук  определяется прежде всего,  тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно  включает общую социологическую теорию, которая может служить  теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных  наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности,  методы социального измерения,  разрабатываемые  социологией,  используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того,  в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято  называть социальными. Социология как система знаний не может  развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным  наукам  социология находится в таком положении, в каком общая биология  находится по отношению к специальным биологическим отраслям  знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит  фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди  общественных  наук, которые имеют  дело с миром  людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений вы ступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США   уникальная  страна  по  национальному  составу, христианство — уникальная религия, 30-летняя война — отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.),  то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими  для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций,  всех религий, всех революций и т. п. и т.д. Несмотря на это  различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом  изучения  общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных,  неповторимых явлений  и  процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и  исторического опыта оборачивается большими   бедами для  человечества. Выявить   эволюцию  субъектно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно  лишь  совместными усилиями истории и социологии.

Основная  форма  деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может  не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая  деятельность человека  меняется с  учетом развития самого  человека как  социального существа.  А  это исследует уже   социология. Тесно связана  социология и  с психологией. Социология  изучает гражданское общество, политология — политическую  жизнь  общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило новую отрасль  науки — политическую  социологию. Связь социологии  и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности  политической жизни можно, только учитывая  особенности общества  в целом как социальной системы, во-вторых, общество  нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают  на него политические структуры  и различные политические ре жимы.

Социология тесно связана  с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы,  категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии  общества, общественных отношений, социальных связей, социальных  действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя  и  сознание,  социология — социальную  структуру, социальные  институты, культуру, социальную организацию общества  и т. п.  Если  же  философия изучает сущность  человека, личности, то  социология — личность как социальный тип. Если же  философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные    взаимодействие и социальные  взаимосвязи.  Конечно  же социология осуществляет задачу, непосильную общей  философии  — непосредственно перерабатывает конкретные данные  общественной  жизни.     Важнейшей   задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды,  нахождение   путей решения глобальных  проблем человечества,  осмысление  глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе,  понимание необходимости новых подходов   к решению  современных  этнических процессов. Принципиально новое решение   в современной  философии  и социологии  получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации  в  современном мире. Наполняется  новым  теоретическим содержанием  принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным  пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще  не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную  ситуацию  через современные  формы  философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура и функции социологии

Известно,  что  система — это совокупность элементов, образующих  целостность. Наличие   определенной  структуры —  устойчивых связей  между элементами —  одно из важнейших свойств системы. Устойчивость  связи обеспечивает целостность и тождественность системы,  сохраняют ее основные  свойства при внутренних  и внешних изменениях. Если же наука — система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура — связь между  ними. Определить  социологию  как систему знаний — значит  дать конкретное  представление  об изучаемом  объекте в виде органически связанных  между собой теорией: теории личности, теории малых  групп, слоев (семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает объективные связи и отношения  между социальными  общностями  как объектами и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный слой,  социальная  общность   имеет  свою  специфику,  обладает категориями,  интегративными,  то  есть объединительными   свойствами, но ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они  состоят. Но вместе  с тем существует  и «обратное»  движение: представление  о  личности при  анализе малых   социальных групп, слоев, социальных общностей, когда представление о личности становится  богаче и  конкретнее потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.

Информация о работе Социология как наука