Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:05, контрольная работа

Описание работы

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Возникновение социологии……………………………………………..……4-7
2. Объект и предмет социологии, её структура и функции…………………..8-11
3. Практическая работа..………….…………………………………………….12
Заключение…………………………………………………..……………….......13
Список литературы……………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Социологии.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Представляя собой, совокупность центральных проблем объекта  социологической науки, ее предмет  не может рассматриваться как  нечто постоянное, застывшее и  неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социологии, второй - когда меняются проблемная направленность социологии и методы ее исследования.

В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро социологического и микро социологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.

Значит, мы имеем дело, по крайней мере, с двумя понятиями  предмета социологии, выступающими как  макро теория (теория «структуры») и  микро теория (теория «действия»). Развитие мировой социологии вначале шло по пути «разворачивания» каждой» парадигмы, а затем - поиска возможностей их соединения в рамках единого предмета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», заметно и сейчас.

Известно, что исторически  первой парадигмой в социологии была макросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся  как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.

В последующем Макросоциологическая парадигма неоднократно реализуется  в понимании предмета социологии у крупнейших социологов XIX - начала ХХ В.: Г. Спенсера, К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Так, сущность социологического подхода Дюркгейма состояла в понимании общества как социальной реальности (объект социологии), складывающейся из совокупности социальных фактов, изучение которых и было предметом этой науки.

Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социологии в середине ХХ столетия нашла свое отражение в концепциях структурно- функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, предмет же социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.

 

 

 

3.  Практическая работа

1. На уровне здравого смыла мы делим факты на:

а) биологические (сон  еда, дыхание);

б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);

в) социальные…..

Приведите 4-5 примера  социальных факторов.

Под социальным фактом понимается в общем смысле общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемое как социальное действие или результате определенной деятельности, а также вербальные действия.

В качестве социальных факторов можно привести – словесные действия, мнение группы, взгляды коллектива, оценка преподавателя, суждения соседей.

 

2. Известно, что один и тот же факт, события или явление можно анализировать с разных точек зрения – психологической, экономической, исторической, социологической.

Дан факт: семья, состоящая  из 4-х человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать?:

-Психолог: Изучает возможную  мотивацию проведения отпуска  именно в данном пансионате, внутренний психологический климат в семье, особенности взаимоотношения старшего и молодого поколения;

-Экономист: В первую  очередь его интересует стоимость  пребывания в пансионате, наличие  возможной скидки, уровень и качество  обслуживания;

-Социолог: Будет изучать  явления взаимодействия членов  семьи друг с другом, а также  и явления, возникающие из этого  процесса взаимодействия.

 

 

Заключение

 

Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению  социологии, включало в себя две  наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.

Рассуждая о причинах возникновения социологии, некоторые  исследователи полагают, что в  основе возникновения социологии лежали охранительные задачи. Логика размышлений здесь примерно такова. Идеи начального периода буржуазного развития (XVIII в.), содержавшие в себе революционный дух, оказались неприемлемыми в новых условиях. Капиталистический строй утвердился, окреп и уже не нуждался в революционном обосновании своего развития. Наоборот, появилась новая социальная задача: сохранить буржуазное общество.

Объект и предмет  социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются  тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.

В социологии применительно  к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро  социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.                                                            

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. Учебник для вузов. –М.: Гардарики. 2000. – 432 с.

2. Общая социология.: Учебное пособие/Под. Общей ред. проф. А.Г. Эфендиева.-М.:ИНФРА-М,2005-654с.

3. Хохлова Т. П. Организационное поведение: учебное пособие – М.: Экономистъ, 2005. – 167с.

4. Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 727с.

 

 




Информация о работе Социология как наука