Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:39, реферат

Описание работы

Идея родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции -это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества.
Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Файлы: 1 файл

Социология как наука.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

Формирование  значений - набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения.

Истолкование  действий другого - определение для себя значений тех или иных действий окружающих.

С т.з. интеракционистов объект - это не внешний стимул, а то, что  человек выделяет из окружающего  мира, придавая определенные значения.

Концепция управления впечатлениями

С т.з. Гоффмана человек предстает  как художник, творец образов. Его  жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями  и контролировать их - значит уметь  управлять другими людьми. Такой  контроль осуществляется с помощью  вербальных и невербальных средств  общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама

Культура

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие "культура" фиксирует  общие отличия человеческой жизни  от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы  жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных  общностей.

Понятие "культура" может  использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и  деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие "культура" может  фиксировать способ жизнедеятельности  отдельного индивида.

1. Осн. теоретические подходы в исследовании культуры.

1. Функционализм

·  (Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун)

Каждый элемент культуры функционально необходим для  удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются  с т.з. их места в целостной  культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. "Нормальное" состояние соц. систем - самодостаточность, равновесие, гармоническое  единство. Именно с т.з. этого "нормального" состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

2. Символизм

(Т. Парсонс, К. Гирц)

Элементы культуры - это  прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)

3. Адаптивно-деятельностный  подход

(Э. Маркарян)

Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют  и реализуют адаптивную и преобразующую  деятельность людей.

2. Элементы культуры. Язык, ценности, нормы.

1. Язык

Язык рассматривается  как построенная определенным образом  знаковая система. Знаки различают  языковые и неязыковые. В свою очередь  языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные  языки. Язык рассматривается как  смыслы и значения, содержащиеся в  языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями  человека к миру.

2. Ценности

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о  значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют  различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

  • терминальные (ценности цели)
  • инструментальные (ценности средства)

3. Нормы

Нормы - это формы регуляции  поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие виды норм:

  • формализованные правила (все, что официально записано)
  • правила морали (связаны с представлениями людей)
  • образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет  человеку сделать новый шаг в  своем развитии.

3. Функции культуры

1. Коммуникативная

Связана с накоплением  и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей  сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции  дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая

Связана с созданием системы  значений, ценностей и норм, как  важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций  культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной  интеграции социальных систем. Это  характеристика интегрального свойства соц. систем.

4. Культурные универсалии  и многообразие культурных форм

Культурные  универсалии

(Дж. Мердок) - общие черты,  свойственные всем культурам.  К ним относят:

  • совместный труд
  • спорт
  • образование
  • наличие ритуалов
  • системы родства
  • правила взаимодействия полов
  • язык
  • и т.д.

Возникновение этих универсалий  связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с  существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких  систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Этноцентризм  и релятивизм

- крайние т.з. в исследовании  многообразия культурных форм.

Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".

В масштабе человечества различают  системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная  культура, народная культура, массовая культура.

Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.

Элитарная культура

Ее элементы создаются  профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.

Народная  культура

Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически  неотделимо от повседневной и практической жизни.

Массовая  культура

(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.

Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:

  • прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий)
  • индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов)
  • прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)

Субкультуры

Части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с  определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает  форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

5. Процессы изменений  в культуре

1. Группа  процессов, связанных с саморазвитием  в культуре

  • стихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков)
  • развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление)
  • планомерное развитие

2. Изменение  культур, связанное с их взаимодействием,  культурными контактами.

  • заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание).
  • Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.

Социальная  коммуникация

1. Основные определения  и модели процесса коммуникации

Социальная  коммуникация это:

  • передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
  • процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
  • механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Модель  по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

  1. Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
  2. Что - сообщение
  3. Как - способ передачи сообщения, канал
  4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
  5. Зачем - с каким эффектом, эффективность

Какие бывают эффекты:

  1. поведенческий эффект
  2. оценочные (аксиологические) эффекты
  3. эмоциональный эффект - влияние на страсти человека
  4. познавательный (когнитивный) эффект

2. Виды социальной  коммуникации

По  характеру аудитории

  • межличностная (индивидуализированная)
  • специализированная (групповая)
  • массовая

По  источнику сообщения

  • официальная (формальная)
  • неформальная

По  каналу передачи

  • вербальная
  • невербальная

Виды коммуникации различаются  практически по каждому элементу процесса коммуникации.

3. Общественное  мнение и социальные стереотипы  как результаты массовой коммуникации.

Социальный  стереотип

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов  может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и  мышления. В свою очередь такие  способы восприятия и мышления могут  воспроизводить доминирование одних  социальных групп над другими.

Существование стереотипов  может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут  навязываться искусственно.

Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Существование стереотипов  может влиять на формирование общественного  мнения.

Общественное  мнение

Это оценочные суждения групп  людей относительно проблем и  событий действительности. Существование  общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные  барьеры

Это препятствия, возникающие  в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

  • технические
  • психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)
  • знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)
  • ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

4. Слухи как  пример неформальной коммуникации

Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

  • слух-мечта
  • слух-пугало
  • слух-разделитель

Факторы распространения слухов

  • проблемная ситуация, создающая информационную потребность
  • неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность
  • уровень тревожности индивидов

Распространителями и  пользователями слухов оказываются  высокостатусные группы.

Результаты  воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

а) индивидуальный уровень

  • адаптация к среде
  • дезинтеграция индивида

Информация о работе Социология как наука