Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:47, реферат
На самом же деле социология - это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.
Социологическое знание - это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.
Введение…………………………………………………………………....3
Социология как наука. Предмет социологии…………………………….5
Метод социологии…………………………………………………………6
Структура социологического знания……………………………………10
Функции социологии……………………………………………………..11
Основные принципы научного исследования, реализуемые социологии……………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………..................15
Литература………………
Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.
Следующий важный метод сбора информации
- наблюдение. Это метод сбора
первичной информации путем непосредственной
регистрации исследователем событий,
явлений и процессов, проходящих
в определенных условиях. При проведении
наблюдения используются различные формы
и приемы регистрации: бланк или дневник
наблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура
и т.п. При этом социолог регистрирует
количество проявлений поведенческих
реакций (например, возгласы одобрения
и неодобрения, вопросы к докладчику и
т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором
исследователь получает информацию, будучи
действительным участником изучаемой
группы, в процессе определенной деятельности,
и невключенное, при котором исследователь
получает информацию, находясь вне группы
и групповой деятельности; наблюдение полевое и лаборатор
Первичную социологическую информацию
можно также получить, анализируя
документы. Анализ документов - метод сбора
первичных данных, при котором документы
используются в качестве главного источника
информации. В качестве документов выступают
официальные и неофициальные документы,
личные документы, дневники, письма, пресса,
литература и т.д., выступающие в виде письменных,
печатных записей, записи на кино- и фотопленке
и т.д. Разработаны методы качественного иколичест
Огромное число
И последний метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент - манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.
Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения, и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.
Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.
Структура социологического знания
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.
Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».
Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии.
Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня - понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:
1. между обществом и данной сферой общественной жизни;
2. внутренние взаимосвязи
и взаимозависимости, присущие
данной сфере общественной
Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.
В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:
1. теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.);
2. теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, и т.д.);
3. теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Функции социологии
Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.
Теоретико-познавательная
функция заключается в
Добывая объективное научное знание о происходящих социальных процессах в стране, социология неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное выявление данных проблем социологией придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется познавательная функция социологии.
Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.
Социологическое знание, как уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.
К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.
Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.
Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.
Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии
1. Принцип верификации и основные виды его реализации
Верификация (от лат. verus - искать, facio - делаю, т.е. доказательство, подтверждение) - это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.
Необходимо различать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную).
Непосредственная верификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни студентов, эффективность рекламы)
Косвенная верификация играет большую роль в социологическом познании и используется, прежде всего, для обоснования макротеоретических положений и концепций. Так, Э. Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастании числа самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей, норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачивается предсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и косвенно обозначил более широкую проблему - проблему основных условий поддержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людей в единое целое.
Косвенная верификация нередко выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примером этого является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особое значение придано мотивационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основных элементарных понятий социологии, исходным из которых было понятие социального действия, Вебер, естественно, не мог их прямо верифицировать, в том числе и социальное действие. Это понятие, как и любое другое элементарное понятие, не может напрямую ни обосновать, ни опровергнуть, ни одно эмпирическое исследование. Но Вебер подошел к пониманию и выделению социального действия на основе множества уже проведенных собственных социологических исследований, в которых был использован богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идея о существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любых социальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» на основании анализа элементарных явлений.
Вообще системы любых отправных понятий, как правило, обосновываются не впрямую, а косвенно. Позволяет ли предложенное понимание элементарных понятий (личность, этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Не противоречит ли оно полученным данным? Если не противоречит, то мы как бы считаем эти понятия косвенно верифицированными.