Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:30, реферат

Описание работы

Любая наука имеет свою историю. Она может быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности. Она может давать миру созвездие ученых, имена которых знакомы уже в начальной школе; однако, не исключена ситуация, когда даже название науки (не говоря уже о ее истории) не становится достоянием самых разных слоев населения.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития

Содержание работы

1. Введе-ние…………………………………………………………………3
2. Предмет и объект социоло-гии……………………….………………...4
3. Причины возникновения социологии как нау-ки……………………..7
4. Структура, категории и функции социоло-гии…………………..……8
5. Функции социологии ……………………………………………..……9
6. Классификация социоло-гии…………………………………………..11
7. Методы социоло-гии………………………………………………...…12
8. Список используемой литерату-ры…………………………………...

Файлы: 1 файл

Соц.как наука.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 

РОССИЙСКИЙ

_____________________________________________________________

 

 

Социология как наука.

 

                  

 

                                         

                                                              

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание:

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Предмет и объект социологии……………………….………………...4
    3. Причины возникновения социологии как науки……………………..7
    4. Структура, категории и функции социологии…………………..……8
    5. Функции социологии ……………………………………………..……9
    6. Классификация социологии…………………………………………..11
    7. Методы социологии………………………………………………...…12
    8. Список используемой литературы…………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

Любая наука  имеет свою историю. Она может  быть длинной или короткой, бурной, насыщенной драматическими событиями или относительно спокойной. Она может быть известной узкому кругу специалистов или привлекать внимание широкой общественности. Она может давать миру созвездие ученых, имена которых знакомы уже в начальной школе; однако, не исключена ситуация, когда даже название науки (не говоря уже о ее истории) не становится достоянием самых разных слоев населения.

История каждой науки свидетельствует, что вначале  зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. О. Конт  обобщил и по-новому увидел  нарождающиеся явления характерные для конца XVIII начала ХIХ столетия по материалам своих предшественников и учителей Жан-Жака Руссо (1712–1778), А.Сен-Симона (1760–1825) и др. Им был осуществлен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и изменение роли человека как активного участника исторического процесса.

               Во время Великой французской революции и под ее влиянием формировалось новое гражданское общество, в центре которого постепенно становился человек в его специфическом измерении, в котором происходили социальные конфликты, наряду с которыми требовалось изучение и объяснение социальных процессов и явлений. Процесс его зарождения, становления, функционирования, развития- это новый комплекс проблем, которые лежали на грани таких наук, как история, философия, экономика, но требовали самостоятельного рассмотрения.

Социология  как наука должна ответить на вопрос о своих исходных началах. Она  отражает качественный этап в истории человечества, когда общество предстало перед нами в человеческом измерении, когда не просто люди, а каждый человек становился субъектом исторического процесса, чему положили начало великие буржуазные революции. Именно с этого периода начинается новое осмысление роли человека, в основании их сознания и поведения, превращение их в активных участников экономических, социальных, политических и культурных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Предмет и объект социологии.

 

Чтобы ответить на вопрос, в чем состоит предмет истории социологии, как раздела социологической науки, нужно хотя бы в самых общих чертах представлять его в целом. В зависимости от того, как мы его понимаем и что относим к предметной зоне социологии, можно говорить и о "начале" истории социологии. История социологии изучает возникновение и развитие социологической науки от ее истоков до наших дней. Поэтому не будет заметным преувеличением утверждение, что история социологии есть сама социология. 
               Социология- это теория. И наука не об обществе вообще (общество изучают и социальная философия, и история, и политология, и юридические науки, и культурология), а обществе в его социально-человеческом обличий. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе – вот что составляет суть социологии. Человек в своем социальном обличье начинается с сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действительность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние всех общественных отношений, а так же непосредственное окружение. Для такого подхода социология использует все богатство философского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влиянии объективных и субъективных условий на это сознание и поведение.

Для социального  анализа важны и выводы психологической  науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.  
Социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.

Но социология – это не только теория, но и методология, т.е. такой уровень теоретического знания, который позволяет оперировать информацией, переложенной на язык индикаторов и показателей. Например, сознание может быть представлено через набор таких компонентов, как знание, оценка, настроение, мотивы, ценности, установки, ориентации и т.п.

Помимо методологии  для социологии очень важна методика познания социальной реальности. И не только потому, что она этим серьезно отличается от других наук, а потому, что она предполагает использование статистико-математического аппарата, многообразных специфических методов познания. Социология имеет дело не с самой реальностью, а с восприятием этой реальности отдельными индивидами, социальными группами и слоями. Для этого она выработала систему конкретных приемов и инструментов, с помощью которых производится съем информации с последующей его интерпретацией. 

Социология как наука призвана оперировать реальными проявлениями жизни, что прежде всего находит отражение в состоянии общественного сознания, в различных формах и видах деятельности, в возможностях их проявления в конкретно-исторических условиях. Это сознание и поведение не отдельного индивида, а социальных общностей и групп, сознание и поведение которых приобретают социальные характеристики, имеют общественное значение, образуют устойчивые социальные процессы и явления. Именно убежденность в том, что в основе социологии должен лежать реальный анализ сознания и поведения людей, и их зависимости от объективных условий и образуют то направление, которое называется социологией жизни.

На базе показателей жизнедеятельности людей – членов различных общественных систем, которые их объединяют осуществляется исследование специфических особенностей каждого общества. Именно это характеризует сущность социологии как науки при определении основного объекта ее исследования – гражданского общества, в котором общее находится в органическом единстве с особенным, специфическим. В условиях, когда общество преследует общечеловеческие, гуманистические цели, значение социологии как науки, изучающей эти объединяющие различные социальные силы характеристики, становится показателем общественного прогресса в самом широком смысле слова.

 

 

    1. Причины возникновения социологии как науки.

 

1. Глубокие изменения мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века.

2.    Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни.

3.   Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура, категории и функции социологии.

 

При выяснении  сущности и содержания социологии как науки помимо определения ее объекта и предмета требуется:

  1. характеристика ее структуры, уровней социологического знания и других дифференцирующих признаков, которые позволяют представить науку как определенную логически непротиворечивую систему, особенно если учесть, что структура может быть выстроена по различным основаниям, что нашло достаточно широкое отражении в имеющейся социологической литературе.
  2. понятийный аппарат, категории, которые бы отражали степень и глубину познания социальной реальности. Категории должны отражать то, что их связывает с другими науками, быть отражением общенаучных теорий и в то же время характеризовать те специфические особенности, которые присущи именно социологии.
  3. вычленить ее функции, в том числе и те, которые характерны только для нее.
  4. обоснование ее самостоятельного статуса, который на качественном уровне позволит разграничить ее с другими науками, отличит социологическое знание от философского, исторического и так прочее.  
    Следует также отметить, что в науке поднимается вопрос об использовании наряду с понятием «теория» понятия «парадигмы науки». Использование этого понятия позволяет выявить такое состояние науки, которое связано с тем, что на определенном этапе ее развития возникает ситуация, когда совокупность накопленных научных данных не может быть объяснена с точки зрения существующей парадигмы. Тогда старая парадигма отбрасывается и на смену ей приходит новая (или новые), которая претендует на более точную и глубокую интерпретацию теорий, фактов, методов

 

 

 

 

    1. Функции социологии.

 

Социология  непосредственно включается в жизнь  общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:

1.     Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях и во всех своих составляющих компонентах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений.

2.      Описательно - информационная (социологи проводят систематическое описание и накопления материала, на основе которого в дальнейшем делаются практические выводы, принимаются управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов); 

3.    Социального планирования (социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).

4.    Прогностическая функция (социологи способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов и сообществ в будущем; особенно важно иметь такие прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

5. Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.  
На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

Информация о работе Социология как наука