Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:33, реферат
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине ХIX в.
основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.
Социология — наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология — система знаний 6
1.3. Структура социологии 8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии 11
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества 12
2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности 13
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21
Литература 24
Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.
Социологические исследования
дают конкретную информацию для осуществления
действенного социального контроля
над социальными процессами. В
этом проявляется функция социальног
Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная oт определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.
Задачи социологии управления:
Функции
социологии как науки могут быть сведены
к следующему:
1. Познавательная функция, имеющая своей
целью и содержанием изучение общества
и понимание его структуры, особенностей
взаимодействия в обществе различных
индивидов и их групп. Она позволяет ответить
на вопрос: «Каково общество, в котором
мы живем?»
2. Концептуально-описательная
функция, предоставляющая
исследователю и изучающему социологию
определенную систему теорий, понятий
и категорий, а также правил описания,
отражающих особенности социальной реальности.
Она позволяет ответить на вопрос «Что
и как делается в обществе?»
3. Оценочная функция, т. е. осуществление
оценки того, соответствует или нет то
или иное общество, существующие в ней
социальные организации и институты, права
и нормы ожиданиям индивидов и социальных
групп, их нуждам и потребностям и целям.
Она отвечает на вопрос: «Справедливо
или несправедливо наше общество, демократично
оно или нет?»
4. Объясняющая функция,
дающая научное объяснение социальным
явлениям, событиям и процессам на основе
выявленных фактов, тенденций и закономерностей.
Она позволяет ответить на вопрос «Почему
в нашем обществе происходит именно так,
а не иначе?»
5. Мировоззренчески-
идеологическая функция, претворяющая
в жизнь определенные общественно-политические
идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя
чего, для каких целей осуществляются
те или иные социальные действия?»
6. Прогностическая
функция, т. е. выявление
прогнозов на основе познания тенденций
и закономерностей социального развития,
построение наиболее вероятных сценариев
тех или иных событий
в будущем. Она отвечает на вопрос: «Что
может произойти в обществе в будущем?»
7. Управленческая функция, связанная с
тем, что выявив тенденции и закономерности
социального развития, определив прогнозируемые
варианты тех или иных вариантов в обществе,
- социология способна стать действенным
инструментом социального управления
процессами, протекающими в обществе.
Она дает возможность ответить на вопрос:
«Как лучше, эффективнее управлять социальными
процессами?»
8. Образовательная
(обучающая) функция, вытекающая из
того, что социология, определив социальную
сущность тех или иных процессов и явлений,
выявив тенденции и закономерности их
развития, осуществив прогноз их изменений
в будущем, - способна через систему учебных
заведений и различные институты повышения
квалификации кадров широко тиражировать
и распространять социологические знания
и оценки. Она отвечает на вопрос: «Что
нужно знать об обществе, как лучше использовать
эти знания?»
Все эти функции
органично взаимодействуют друг с другом,
составляя своим единением и взаимодополнением функционирующую,
деятельную и продуктивную сторону целостной системы
социологии.