Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:09, контрольная работа

Описание работы

Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Содержание работы

1. Предмет и объект социологии.
2. Социология, и ее место среди других наук об обществе.
3. Структура социологии.
4. Методы и функции социологической науки.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.53 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей  сообщения»

 

Кафедра: «Социальная работа и социология»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Социология

Тема: Социология как наука.

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент: Распетюк А. М.

Шифр: К-11-ВВ-621

Проверил:

 

 

Хабаровск

2013

План:

1. Предмет и объект  социологии.

2. Социология, и ее место  среди других наук об обществе.

3. Структура социологии.

4. Методы и функции  социологической науки.

1. Предмет и объект социологической науки.

Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса  социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта  и предмета познания.

Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.

Предмет любой науки - это  не просто некое явление или процесс  объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить  те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науке и никакой больше.

Социология довольно поздно отпочковалась от философии во Франции, политической экономии в Германии социальной психологии в США именно по той  причине, что отождествлялись объект и предмет социологического познания. До настоящего времени многим социологам самых различных школ и направлений  этот серьезный металогический порок  еще присущ.

По Конту, социология - это  единственная наука, изучающая как  разум, так и ум человека, совершается  это под воздействием социальной жизни.

Сен - Симон считал, что предмет социологии - социальные обязанности, группы, соц. институты, общественные явления и процессы, а так же взаимодействия между ними и их взаимоотношения, функционирование и развитие.

Специфика социологии как  науки в том, что она изучает  каждое проявление человеческой жизнедеятельности  в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи  с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса  социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого  комплекса является относительно самостоятельным  субъектом общественной жизни и  находится во взаимодействии с иными  элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления и развития как  единого целого.

Общество - это ансамбль человеческих отношений.

Социология изучает явления  взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие  из этого процесса взаимодействия, с другой.

Если общество представить  в виде куба и условно обозначить сферы жизнедеятельности людей, то получится:предмет социологии - социальная сторона жизни общества.

Социальные отношения - это  отношения между группами людей, занимающими разное положение в  обществе, принимающими неадекватное участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимся  образом жизни, уровнем и источником доходов, структурой личного потребления.

Социальные отношения - это  выражение взаимной зависимости  субъектов по - поводу их жизнедеятельности ,образу жизни , отношения к обществу , внутренней самоорганизации , саморегуляции , отношение с другими субъектами.

Так как связи и отношения  в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система. Задачей социологической науки  является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального, социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической  науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах  становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений  и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между  этими общностями, а также между  общностями и личностью.

2. Социология, и  ее место среди других наук  об обществе.

Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

На всех этапах истории  человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе.

Огюст Конт ( 1798 - 1857 ) и затем англичанин Герберт Спенсер впервые обосновали необходимость выделения социального знания в самостоятельную научную дисциплину, определили предмет новой науки и сформулировали специфические, лишь ей присущие методы. Огюст Конт был позитивистом, т.е. сторонником теории которая должна была стать столь же доказательной и общезначимой, как и естественно - научные теории, должна была основываться только на методе наблюдения, сравнительном, историческом и противостоять умозрительному рассуждению об обществе. Это способствовало тому, что социология сразу стала имперической наукой, наукой, привязанной к земле. Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в литературе до конца XIX века.

В конце XIX - начале X вв. в  научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими  аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.

Первым социологом давшим узкую трактовку социологической  науки, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) - французский социолог и философов, создатель так называемой “ французской социологической школы “ С его именем связан переход социология от науки тождественной обществознанию к наук, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

Институализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.

В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основное направление ее - выявить соотношения русской  социологической мысли и социологии марксизма. В этой связи в развитии социологии России наблюдаются различные  социологические школы. На дискуссию представителей немарксиской социологической мысли (М. Ковалевский, П. Михаиловский, П. Сорокин и др.) и социологии марксизма решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина (Теория исторического материализма: Популярный учебник марксиской социология М. - 1923), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и преврашалась в составную часть философии. А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина в административно-приказном порядке была упразднена социология, на конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие соц - профессионалы.

Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными  процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а  реальная наука объявлена лженаукой.

Оттепель шестидесятых годов  отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц. исследования как несовместимые  социология спецификой философской  гносеологией, выводились за пределы  соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены  главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это  объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних  лет “застоя” носили однобокий  характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы  соц. по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании национальных тенденций и т. д.

Такие научные понятия  как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для  ученого могло иметь своим  следствием зачисление его в число  последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.

Так как социологические  исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические  труды по социальной инженерии и  конкретному социальному анализу  С.Г. Струмилина, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социальных исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “Социальные исследования“. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.

Запрет на развитие теоретической социология был 1988г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества). Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.

В нашей стране в 1989г. был  первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны  к этой специальности, но не имеют  базового образования, поэтому спрос  на специалистов очень большой.

Также социология проявляется  в таких науках, как:

· физико-химические науки;

В данном случае наблюдается  не изучение социального общения  людей, а изучение людей как обычных  физических тел.

· биологии и экология;

· психология;

Психология сосредоточена  на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

· специальные дисциплины, изучающие взаимоотношения людей;

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную формулировку об обществе и его структурах, обеспечивает понимание  законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

· история;

И история, и социология имеет  объект и предмет своих исследований, общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука  воспроизводят социальную действительность.

3. Структура социологии.

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.

Каждая ее структурная  часть обусловлена потребностями  познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует  многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

Структуру социологии можно представить состоящую  из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические основы социологии.

Исследование социального  явления предполагает выявление  сущности и природы социального  феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической  и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой  фундаментальные теоретические  основы изучения любого социального  явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

II. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

Информация о работе Социология как наука