Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:50, реферат
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социологии, как и любой другой науки, лежит в различии объекта и предмета познания.
Объект познания - все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук (физики, химии, биологии, социологии и т.д.).
Введение
1. Объект и предмет социологии.
2. Функции социологии.
3. Уровни социологического знания.
4. Место социологии в системе наук об обществе.
5.Список литературы
- экологической оптимальности;
- социальной интегрированности;
- социально-организационной управляемости;
- общественной активности.
Содержание социального проектирования фиксируется в двух формах:
1) Как система социальных
параметров проектируемого
2) Как совокупность конкретных
мероприятий, обеспечивающих
При определении степени реализуемости социальных проектов, эффективным является метод деловой игры. Этот метод хорошо зарекомендовал себя и используется на практике.
Организационно-
Организационно-технологическая функция - это система средств, определяющих порядок и четкие правила практических действий по достижению конкретного результата в совершенствовании социальной организации, социального процесса или социальных отношений, решении разного рода социальных проблем. Повышение производительности труда, совершенствование организации управления, целенаправленное воздействие на общественное мнение через средства массовой коммуникации и т. п. Другими словами - это создание социальных технологий.
Организационно-
Управленческая функция.
Управленческая функция выражается:
-- в рекомендации;
-- в предложении;
-- в методике;
-- в оценки
различных характеристик
Следовательно, для того, чтобы принять грамотное решение по тем или иным социальным проблемам, чтобы оно имело под собой научную основу - необходима социологическая деятельность.
Управленческая функция социологии проявляется:
-- в социальном планировании;
-- при разработке
социальных показателей и
Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального познания социология вырабатывает свои подходы и приемы анализа социальной реальности. Т.е. инструментальная функция это отдельная и самостоятельная функция социологии направлена на разработку методов и инструментария по
-- поиску
-- регистрации
-- обработке
первичной социологической
-- анализу
-- обобщению
Само социологическое исследование - это наиболее общий инструмент в социологии, а оно включает в себя целую серию методов, разработка, совершенствование которых продолжается. И эта деятельность по разработке исследовательского инструментария социального познания занимает значительное место в социологии.
3.Уровни социологического знания.
В современной методологии - и в
нашей стране, и за рубежом - научное
знание принято понимать иерархически
и мыслить здание социологической
науки состоящим из пяти этажей. Верхний
этаж - это научная картина мира (философские
предпосылки), четвертый - общая теория,
включающая категории самого абстрактного
уровня, третий - частные, или специальные,
теории, обычно формализованные, логически
компактные и конкретные модели социальных
процессов.
Второй этаж
представлен эмпирическими
Нижний этаж - это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый - прикладной.
На уровне эмпирических исследований мы подходим к такому важному вопросу, как тематическое, проблемное поле науки. Это самый конкретный уровень определения предмета исследования. Что это такое? Это совокупность всех эмпирических исследований, проводимых во всех странах в данное конкретное время. Если в стране более 10 или 20тыс. социологов, и каждый занимается своей узкой темой, то общее тематическое поле социологии представляет сшитое из разных лоскутков одеяло. Где-то его плотность выше, а где-то ниже. Это означает, что некоторые темы, как, например, удовлетворённость трудом, проработаны очень подробно и тщательно, а другие темы затронуты весьма поверхностно. По одним темам проведены десятки и сотни исследований, по другим — единицы. Но и в насыщенных секторах науки, если присмотреться внимательнее, неизученных проблем более чем хватает. Когда составляется перечень всех исследований, скажем, по адаптации, то обнаруживается их структурная неполнота.
Прикладные исследования - самый низкий уровень социологии. Это совокупность частных исследований, как правило, одно объектных, которые завершаются разработкой практических мероприятий и иногда их внедрением (одно объектные исследования -практические рекомендации-внедрения). Прикладные исследования - это исследования местных событий. Цель прикладного исследования - не описания социальной реальности, а ее изменение. Важно знать инструменты прикладной социологии, ее цели и задачи. Если социолог, не зная этого, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентации, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником, в отличие от академического ученого, стоят совершенно другие проблемы.
Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня, иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.
4. Место социологии в системе наук об обществе.
Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.(Платон, Аристотель) Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в_30-х_годах прошлого столетия. Как наука социология формировалась в XIX веке в Европе.
Огюст Конт ( 1798
- 1857 ) и затем англичанин Герберт
Спенсер впервые обосновали необходимость
выделения социального знания в
самостоятельную научную
В конце XIX - начале X вв. в научных исследованиях общества стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи зауживается и начинает сводиться к изучению социальных сторон общественного развития.
Первым социологом
давшим узкую трактовку
Институализация социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “ .. одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований в Петроградском и Ярославском Университетах”. В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. В 1920 г. в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе с Питиримом Сорокиным.
В этот период издается
обширная социологическая литература
теоретического профиля. Основное направление
ее - выявить соотношения русской
социологической мысли и
Принципы, теория и методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом в управлении обществом, социальными процессами. В степень науки была возведена социальная мифология, а реальная наука объявлена лженаукой.
Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии: началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, а социология как наука - нет. Социология была поглощена философией, конкретные соц. исследования как несовместимые социология спецификой философской гносеологией, выводились за пределы соц. знания. Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий характер. Не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы соц. по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда, отчуждения власти от народа, нарастании национальных тенденций и т. д.
Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.
Так как социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерии и конкретному социальному анализу С.Г. Струмилина, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социальных исследований при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц. ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц. исследований (с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “Социальные исследования“. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций, было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
Запрет на развитие теоретической социология был 1988г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС о т 7 июня 1988 г. повышение роли марксиско - ленинской социология в решении узловых и социальных проблем советского общества). Сегодня на западе в США социологии уделяется большое внимание. Только в США работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием.
В нашей стране в 1989г. был первый выпуск ста человек. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
Также социология проявляется в таких науках, как:
·
физико-химические науки;
В данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.
· биологии и экология;
· психология;
Психология сосредоточена на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.