Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:07, лекция

Описание работы

В период своего возникновения социология ставила перед собой задачу стать социальной физиологией или физикой, т.е. стремилась по методу исследова-ния и характеру полученных знаний (их точности и обоснованности) уподобиться естественным наукам. Сейчас подобные намерения расцениваются многими уче-ными как несостоятельные. Социология выступает в роли науки и учебной дисцип-лины.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

 
 
В период своего возникновения  социология ставила перед собой  задачу стать социальной физиологией  или физикой, т.е. стремилась по методу исследова-ния и характеру полученных знаний (их точности и обоснованности) уподобиться естественным наукам. Сейчас подобные намерения расцениваются многими уче-ными как несостоятельные. Социология выступает в роли науки и учебной дисцип-лины. Социология должна выполнять не только познавательную, но и социальную функцию. Социология, являясь и наукой и учением об обществе, сможет последо-вательно реализовать интегральный подход к постижению и истолкованию соци-ального мира. В данной теме представлены проблемы, раскрывающие специфику предмета и особенности социологии как науки 
 
1. Предмет социологии. 
2. Структура и уровни социологического знания. 
3. Взаимодействие социологии с другими науками. 
4. Категории и законы социологии. Методы социологии. 
5. Функции социологии. 
 
Социология как самостоятельная наука изучает общество, его функционирование и развитие через призму социальных явлений, процес¬сов, отношений, составляю-щих основное содержание социальной реальности-социума как объекта социоло-гии. 
Объект социологии - это то, на что направлено социологическое ИССЛЕДОВАНИЕ. Но это не просто общество, или совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, это отчасти и прошлое общество, т.к. необходимы исторические сравнения для лучшего понимания общества. В-третьих, объектом социологии выступает ин-формация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, соб-ранная с помощью различных методов. 
Основными информационными объектами социологии выступают: демо¬графический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населе-ния); психологический (совокупность установок и мотивов поведения); общност-ный (информация о классах, группах, слоях, организациях), вклю¬чающий сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленных их социальными ролями и зани-маемыми позициями; культурологический (связанный с по поведением людей, обусловленным нормами и ценностными социокультурными ориентациями). 
Объект социологии содержит в себе проблемную ситуацию. Получение объектив-ной информации о жизни людей это по существу и есть объект нау¬ки. 
Таким образом, социальная реальность, выраженная в совокупности ин-формации о ней, социальные факты образуют объект социологии. 
Предмет социологии - это часть объекта, представлен совокупностью 
содержательных узловых проблем. Например, общество как целостность объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет. Функционирова-ние общества является объектом социологической науки, а исследование механиз-ма функционирования составляет предмет. 
Общество - это сформированная по уровням метасистема. Это один из ведущих ас-пектов предмета социологической науки, призванной зафиксировать уровни и рас-крывать специфику их взаимосвязи. 
Фундамент общества в социологии принято называть «социетальным» уровнем (societas - в данном случае общность). Социетальный уровень, самый широкий, организованный и сложный. Он представляет целостное общество как совокуп-ность различных подсистем (экономической, политичес¬кой, социокультурной и т.д.). Это общество в его универсальном виде, идет ли речь о каком-либо конкрет-ном социальном организме - стране, госу¬дарстве, группе стран, либо о всем чело-вечестве в целом. 
Общество на «социальном» уровне характеризует взаимосвязь явлений и процессов в рамках тех или иных социальных структур (подсистем), прежде всего социаль-ных общностей. Общество - основа для их ин¬теграции. 
Определение предмета социологии включает в себя представление о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений; это наука о становлении и динамике социальных общностей, институтов и органи-заций, взаимодействии между личностью и общностями; это наука об осмыслен-ных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. 
Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концен-трических кругов. В центре «ядро» - социальные общности, источник и движущая сила социальных процессов и действий. Они включают в себя всю совокупность человеческих индивидов и являются неким «соци¬умом». Взаимодействие социаль-ных общностей ведет к институционализации. 
Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных ин-сти¬тутов формирует социальную структуру общества. Общество выступает как целостная социальная система, которая характеризуется стабильностью, дина-мичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-времен¬ным бытием, выступает как целостная органическая система. 
 
2. Структура и уровни социологического знания 
 
Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлени-ях: фундаментальном и прикладном. Фундаментальное направление включает в се-бя проблемы социально-философского осмысления наиболее об¬щих вопросов раз-вития и Функционирования общества и места в нем челове¬ческой личности, гно-сеологические проблемные вопросы, проблемы построе¬ния математических моде-лей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов и явлений. 
На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой и т.д. 
Социология на этом уровне выдвигает концепции, которые отличаются вы¬сокой степенью абстракции и такой уровень знания принято называть общесоциологиче-ским, а теории, возникающие на этом уровне - общесоциологи¬ческими. Фундамен-тальные социологические теории возникают из социальной философии и психоло-гии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях, и обобщениях различ-ных сторон общественной жизни, которые давали сведе¬ния о единых для всех со-циальных структур законах поведения людей. 
Эмпирический уровень в социологии - это сбор многочисленных фак¬тов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработ-ка, а также обобщение и Формулирование первичных вы¬водов относительно кон-кретных явлений социальной жизни. 
Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об от-дельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру обще-ства. Эти данные собираются исследователем с помощью набора методов эмпири-ческих исследований (опросов, наблюдений, изуче¬ния документов, эксперимен-тов). 
Социологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой. 
На определенном этапе развития социологии, произошел разрыв ме¬жду фундамен-тальной социологией и эмпирическими исследованиями. Выход из положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня (ТСУ). Это научный термин был введен в практическую деятельность исследователей аме¬риканским исследователем Р. Мертоном в 1947 году. По мнению Р. Мертона теории среднего уровня - это «теории, находящиеся в пространстве про¬межуточном между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и системати¬ческими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и соци¬альных изменений». 
Эти теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в преде-лах отдельных областей социологического знания, таких, как изу¬чение семьи, от-клоняющегося поведения, конфликта и т.д. В теориях среднего уровня сформиро-вана система специфических понятий и определе¬ний, которые применяются только в данной области социологических иссле¬дований. 
Теории среднего уровня представляют возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследования конкретных областей человеческой дея-тельности без использования излишне абстрактного поня¬тийного аппарата фунда-ментальных теорий . В поле зрения теорий среднего уровня, находятся проблемы, отражающие практическую жизнь общества. 
Теории среднего уровня прочно вошли в научную практику. Возникла узкая спе-циализация социологов, которые работают, например, только в области социологии семьи, социологии образования, собирают эмпирические данные, обобщают их и делают теоретические обобщения и модели только в пределах этих областей со-циологического знания. 
Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабаты¬вают спе-цифический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследо¬вания по своей группе проблем, обобщают полученные данные, делают теоре¬тические обобщения и соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. Социологи также находятся в тесном взаимодействии с со¬циологами, которые занимаются фундаментальными исследованиями. (См. сх.) 
Наряду с вышеуказанными уровнями существуют уровни, выделя¬емые социоло-гами внутри своей науки: макро- и микросоциология. Макросоциологический под-ход означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей как больших социальных групп, систем и процессов, в них происходящих. Этот подход не тре-бует детального рассмотрения кон-крупных проблем и ситуаций, он нацеливает на комплексный подход, на широкий охват проблем, позволяющий включать вокаль-ные процессы, проблемы и ситуации в общетеоретический контекст анализа. Ос-новными методами общенаучного и социально-философского анализа оказываются анализ и син¬тез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретно-му, иде¬ализация, обобщение, сравнение. 
Микросоциологический подход к изучению социальных общностей оз¬начает: 1. иную шкалу их измерения (это набольшие социальные системы в рамках общества, социальные группы разных уровней, межличностных отно¬шениях в них); 2. дела-ется акцент на внутренних аспектах поведения людей действия; 3. использование конкретных методов исследования (социологи¬ческие опросы, наблюдения, экспе-римент и т.д.). Микросоциологический ана¬лиз связан с изучением локальных про-цессов в отдельных сферах обществе¬нной жизни и социальных общностях. 
Микросоциология изучает социальные явления и процессы через призму взаимо-действий и действий людей, их поведения. 
Новым и важным является подход к анализу современного состоя¬ния социологии, который основан на сложившихся парадигмах. Понятие па¬радигма было введено в научный оборот Т. Куном, американским ученым в середине 70-х годов, оно озна-чает определенную совокупность фундаментальных ос¬нований научного знания. Парадигма представляет совокупность основных положений и принципов, лежа-щих в основе той или иной теории, обладает специфическим категориальным аппа-ратом. 
Каждая парадигма своеобразна и избирательна в плане оценки факторов общест-венного развития, анализа поведения людей. Именно поэто¬му ни одна из парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой конкретный вклад в его рассмотрение. 
Социологические парадигмы по характеру принципиальных методо¬логических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первая группа представлена структурными парадигмами, которые рассматривают органи-зацию, функционирование и развитие общества как единого целого на макроуров-не. Вторая группа представлена интерпретивными парадигмами, которые акценти-руют внимание на изучении и интерпрета¬ции поведения человека, на микроуровне. 
К основным макросоциологическим парадигмам относятся структурный функцио-нализм и марксизм. Общество рассматривается как система взаимозависимых со-ставляющих его структур, которые вместе образуют единое целое. Пре¬дставители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, ка¬кой вклад разные части общества вносят в интеграцию социальной системы. 
Конфликтные парадигмы рассматривают общество как единое целое, исходя из то-го, что в обществе есть группы людей с разными интересами и один извлекает для себя пользу за счет других. Из-за существования раз¬личных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта, вызывающий определенную степень нестабильности. Конфликтные парадигмы отличаются основой, по которой проис-ходит деление общества на группы, и природой конфликта, возникающего как ре-зультат этого деления. 
Наиболее известные парадигмы - микроконцепция социального де¬йствия М. Вебе-ра и современные парадигмы - символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. 
Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам в первую очередь необходимо понять и интерпретировать пове¬дение людей и раскрыть значения, которые сами люди ему придают. 
Дж. Г. Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимо¬действуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают ответную реакцию на них. Символы обеспечива¬ют средства, с по-мощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, т.к. у них нет ни инстинкта языка, ни инстинктов поведения в обществе. 
Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосре¬доточивают на внутренней работе человеческого сознания - на способах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификации его явле-ний. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению, феноменологов, необходимо изучить способ, с помощью которого люди по категориям дифференцируют кон-кретными явлениями. 
Этнометодология - сравнительно новая социологическая парадигма, де¬лает акцент на изучении методов, используемых людьми, для воспроизводс¬тва социального мира. По мнению этнометодологов, социальная жизнь пред¬ставляется упорядочен-ной только потому, что члены общества сами активно придают ей смысл. Социаль-ные реалии в представлении этнометодологов - это суть конструкции и интерпре-тации людей. 
Разграничение социологических теорий на макро- и микротеории весьма условно. Между ними нет непреодолимой границы. В истории социологической мысли все-гда предпринимались попытки ликвидировать разрыв между макро-и микросоцио-логическими парадигмами. М. Вебер был первым, кто пытался сделать это. Но оче-видных результатов добился П. Сорокин, создав т.н. интегральную социологию, которая изучает общество, его явления, взаимо¬отношения нидивида и групп людей с обществом с точки зрения сосуществования множества социокультурных систем, которые находятся в сложном движении -по горизонтали , вертикали и в виде флуктаций (колебаний). 
В последнее время социологи П. Уиллс и А. Гидденс предприняли попытки пре-одолеть разрыв между структурными и интерпретивными парадигмами. 
Так, Гидденс, считал, что ни структура, ни действие не могут существовать незави-симо друг от друга, считает, что именно социальные действия лю¬дей создают и воспроизводят структуры, которые можно рассматривать как образцы поведения людей. 
Для лучшего восприятия социологических парадигм предложим следующую схе-му, классифицирующую социологические теории.(См.сх.)  
 
3. Взаимодействие социологии с другими науками 
 
Социология развивается не изолировано, а в постоянной взаимосвя¬зи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотно¬шение и взаимодей-ствие социологии с социальной философией, историей, политологией, экономиче-скими науками. 
И социология, и социальная философия рассматривают общество в це¬лом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, ко¬торое но сводится к простой сумме входящих - в него единиц. Это их об¬щая черта, определяющая тес-ную связь этих наук. 
Но социальная философия рассматривает общество в наиболее широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания, поэтому описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий и законов. Социальная фило¬софия анализи-рует развитие общества под углом зрения специфического про¬явления в этом про-цессе общефилософских законов, т.е. законов, действую¬щих и в природе, и в обще-стве, и в человеческом мышлении. 
Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения общественного бытия и общественного сознания. 
Обществу присущи свои собственные, специфические социальные связи и взаимо-действия; стороны, свойства, отражаемые законами, категориями, понятиями, ко-торые не сводимы только к специфическому проявлению обще¬философских зако-нов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и изучает социология в отли-чие от социальной философии. 
Социальная философия выступает как общетеоретическая и методологи¬ческая ос-нова социологии. 
Социология и история имеют много общего. Эти науки изучают все об-щество, а не только какую-то одну его часть или сторону. Обе науки особое вни¬мание уделяют деятельной, субъективной стороне исторического процесса. Ка-ждая из наук так или иначе базирует свое знание на исследовании кон¬кретных фактов общественной жизни. Но и различия между этими науками существенны. П. Сорокин назвал социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщающей) в отличие от истории как «индивидуализирующей науки». 
История по своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. Главное же в социологии как «тео-ретической» науки - это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. 
История изучает все сферы, стороны, формы проявления обществен¬ной жизни, а социология только «социальное» в обществе. В этом плане объект со-циологии уже объект истории. Историческая наука изучает толь¬ко то, что свер-шилось и вошло в историю, социология же переносит центр тяжести своих изы-сканий на современность, включает в себя как необхо¬димый элемент социальное планирование и прогнозирование. 
Взаимоотношение истории и социологии определяется прежде всего тем, что со-циологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение ис-торических фактов, исторического опыта. Поэтому разви¬тие исторических иссле-дований - важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительно-сти. 
С другой стороны, расширение и углубление социологических исследо¬ваний по-зволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактоло¬гический подход к отражению исторического процесса. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологичес¬кая основа исторической науки. 
Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может слу-жить возникновение социологии истории, которая дает социологи¬ческий анализ исторического процесса.  
Тесная взаимосвязь этих наук определяется тем, что, во-первых, социаль-ные общности, социальные организации и институты являются важней¬шими субъ-ектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятель¬ность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности лич¬ности и ее общностей, непо-средственно влияющую на социальные изменения в обществе; в - третьих, полити-ка, как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сфе-рах общественной жизни (эконо¬мическая политика, социальная политика, культур-ная политика и т.п.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выраже-ние в со¬циологии политики. 
Но, тем не менее, социология и политология - это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь об¬щества, а другая полити-ческую действительность, политическую жизнь об¬щества. Так, гражданское обще-ство - важнейший объект рассмотрения и социологии и политологии. Социология подходит к гражданскому обществу с позиций анализа его социальной структуры, социального статуса личнос¬ти, классов и других социальных групп, наций и на-родностей, их взаимо¬действия и т.п. Политологию же интересуют прежде всего права и обязаннос¬ти гражданина, структура политической системы и политические отношения по поводу политической власти, роль и функции политических инсти-тутов. 
Закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты с по-зиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социо-логических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, т.к. социальная философия и социология играют роль общетеоретической и мето-дологической основы по отношению к политологии. 
Общая психология исследует внутренние субъективные переживания, вы¬зывающие то или иное поведение индивида. Общая социология раскрывает общие закономерности, тенденции функционирования общества. Между тем, во взаимодействиях людей, в социальных процессах всегда есть психичес¬кий эле-мент, который является составной частью этих отношений. Но сведение социо-логии лишь к внутреннему психическому миру личностей было бы неправиль-ным и слишком узким. Социология должна ставить вопрос о социальной обу-словленности психических проявлений людей, учитывать связь с социальном средой. 
Развитие социологии, формирование психологической науки при¬вело к появлению новой дисциплины, которая находится на стыке этих научных направлений - соци-альной психологии. Если общая психология име¬ет дело с психикой отдельного че-ловека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общест-венную обусловленность пове¬дения людей. 
Она оперирует фактами межличностного поведения («психологичес¬кие Факты»), интегрирует их и открывает общие тенденции развития меж¬личностного поведе-ния. Она не может уйти ни от одного вида непосредст¬венного взаимодействия, ни от одного их факторов, влияющих на ощущения, восприятия и представления. Сле-довательно, социальная психология имеет дело с личностью (как социальным ти-пом), его психическими фун¬кциями, которые проявляются в поведении при раз-личных социальных ситу¬ациях. 
Следует отметить понимание соотношения социологии и «коллектив¬ной психоло-гии», выработанной П. Сорокиным еще в 20-е годы и не утра¬тившего значения в наши дни. Для него «коллективная социология» - это и есть социальная психоло-гия, или, как ее иначе называют «психология наро¬дов». П. Сорокин, обобщая дан-ные науки, на этот счет полагал, что социаль¬ная психология, если она не ставит пе-ред собой задачи изучение всех основных форм взаимодействия между людьми, возникающих в процессе этого взаимодействия, занимается тем же, чем и социо-логия. П. Сорокин говорил о возможном слиянии этих наук. 
Есть и такой ракурс, когда социальная психология изучает слабо связанные между собой совокупности людей (группу, театральную публику, случайные собрания и т.п.) или случайные не организованные вообще, то тогда социальная психология будет главой социологии как науки, изучаю¬щей все основные формы взаимодейст-вия между людьми. 
 
4. Категории и законы социологии. Метод социологии. 
 
Социология достаточно широко использует в познании и изложении своего содер-жания важнейшие понятия других наук, а также социология имеет и свои специфи-ческие категории и законы. 
Важным является вопрос об основных категориях социологической науки. Многие склонны считать, что исходной является понятие «общество», другие утверждают – «социальная система» или «социальная структура»; третьи - «социальная группа», «социальная общность» и т.д. 
Категория «общество» важна, но слишком абстрактна и широка (так считают В.А. Ядов, Э.В. Тадевосян) и не способна отразить специфичность подхода социологии к изучению общественной жизни. 
Более полно и конкретно отражают специфику объекта и предмета социологии, ее своеобразный ракурс такие категории как «социальная система», «социальная структура», «социальная группа». Для макросоциологических теорий, для которых главное - это исследование целостности социального организма и позиций струк-турно-функционального анализа об¬щества эти понятия действительно являются важными и ключевыми. Тем не менее, и здесь необходимо уточнение: не все изу-чаемые социологией явления и процессы имеют жестко структурный характер (на-пример, массовые дви¬жения, толпа, зрелищная аудитория и т.п.). Указанная выше позиция может неправомерно сужать объект и предмет социологии. 
Отметим категорию «социальная общность» как основную категорию социологии. (В.А. Ядов, Э.В. Тадевосян, Г.Е. Зборовский, Г.П. Орлов). 
Социальная общность - это не просто сумма индивидов и не любая группа людей, а более или менее устойчивое и целостное социальное об¬разование, субъекты кото-рого объединены общим интересом и находятся во взаимодействии друг с другом. 
Благодаря этому взаимодействию складываются социальные отношения, в общест-ве выделяется область социального, а каждый человек приобре¬тает свое социаль-ное качество. 
Социальная общность охватывает все виды и формы социального бытия индивида, обычно входящего в различные социальные общности и играющего в них разные социальные роли. Она опосредует взаимосвязь и взаимодей¬ствие личности и общества. В категории «социальная общность» адекват¬но отражается и особо выделяется субъектно-деятельная сторона социаль¬ных по своей природе явлений и процессов, что чрезвычайно важно для понимания сущности и специ-фики социологии. 
По своему типу социальные общности различаются пространственно-временными масштабами (например, планетарная общность, поселенческие общности, социо-демографические общности) и содержанием объединяющих их интересов (напри-мер, социально-классовые, социально-профессиональ¬ные, этнонациональные и другие общности). 
Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии явля¬ется понятие «социальное», которое включает в себя такие достаточно широкие понятия, как «социальная система», «социальная структура», «социальный ин-ститут», «социальная организация», «социальная группа», «социальное дейст-вие», «социальное поведение» и т.п. 
Каждое из этих понятий, в свою очередь, предполагает выделение це¬лого ряда дру-гих очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория «социальная группа» сопряжена с такими частными понятиями как, «класс», «социальный слой», «народ», «нация», «семья» и другие, а категория «социальное действие» - с понятиями «социальный интерес», «социальная норма», «социальная ценность» и т.д. 
Категории социологии призваны отражать те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта науки. Законы социологии выражают глубинные, сущно-стные, необходимые связи между ними. Социальные законы регулируют поведение людей и их групп, определяют отношения между лич¬ностями, их общностями и проявляются в деятельности людей и их объединений. 
К социальным законам можно отнести законы социальной дифференциа¬ции и ин-теграции, социальной мобильности, социализации индивида, урба¬низации общест-ва. В жизни социальные законы реализуются конкретными людьми и в конкретных условиях, и поэтому проявляются как законы - те¬нденции. Г.В. Осипов определяет социальный закон «как относительно ус¬тойчивые и систематически воспроизводи-мые отношения между народами, на¬циями, социально-демографическими и про-фессиональными группами, а так¬же между обществом и организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней и т.д.». 
Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1. закон может вступать в действие только при на¬личии определен-ных, строго оговоренных условий; 2. при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений. 3. Условия, при которых действует закон, реали-зуется не полностью, а частично и при¬близительно. 
С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчи¬няются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к соци-альным законам или протестуют против них. В социальных законах люди всегда видят черты своей повседневной жизни, сопоставляют их проявления с собствен-ным опытом. Пример социального закона, который содержится в следующем ут-верждении: «Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу боль-ше, чем в другом, то человек поступит в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты». 
Социологи едины во мнении, что социальные законы крайне трудно обнаруживать и изучать. Это объясняется существованием множества ус¬ловий, их сложностью, а также тем, что они накладываются друг на друга, переплетаются, усложняя поле исследования. Именно поэтому повторяемость поведения людей в социальных группах, а значит, и действие социального закона часто трудно выделить из-за на-громождения деталей, обилия исходных данных.  
Но, существует одно обстоятельство, которое упрощает подход науч¬ный к изучению социальных законов. Следует помнить, что социальные законы - это существующие независимо от сознания объективные правила, которые регули-руют поведение людей по отношению друг к другу и основу которых образуют исторически сложившиеся мотивы, интересы и стремления людей к удовлетво-рению своих потребностей в улучшении условий существо¬вания, в безопасности и признания со стороны других. 
Поэтому, изучая законы социальные, необходимо прежде всего выявлять потреб-ности индивидов, составляющих социальную группу, статус, социаль¬ный класс или общество в целом, и ориентируясь на эти потребности, ис¬кать повторяемость в их поведении, определять условия, в которых повто¬ряемость наблюдается, и форму-лировать социальные законы. 
Социальные законы имеют большое значение в исследовании обществен¬ных яв-лений, в управлении социальными процессами. Именно наличие и де¬йствие соци-альных законов обеспечивают возможность применения научного подхода в со-циологии. 
Специфика метода социологии определяется особенностями предмета данной науки. Определение предмета социологии позволяет получить ответ на воп¬рос, что изучает эта наука, характеристика ее метода призвана дать общее понима-ние того, как, каким образом социология подходит к изуче¬нию общества. 
Во-первых, метод социологии не может быть правильно понят вне признания ме-тодологической роли социальной философии по отношению к со¬циологии и дру-гим общественным наукам. Но социально-философский метод по-разному прояв-ляется модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной общественной науки. И в этом плане метод социологии - это прежде всего специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изучении общества как це¬лостной социальной системы. 
Во-вторых, изучение социологии общества именно как целостной сис¬темы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопреде¬ляет широкое ис-пользование этой наукой метода структурно-функционально¬го анализа, в соответ-ствии с которым каждая сфера жизни (экономичес¬кая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (лич¬ность, класс, нация, семья и др.) рассмат-риваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обще-стве (как системе), их действие и взаимодействие. Метод социологии требует изу-чать общество под углом зрения его структуры, функционирования и развития. 
В-третьих, строго говоря, речь должна идти не о методе, а о мето¬дах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собиратель¬ном, обобщающем смыс-ле. В структуру метода социологии включаются мето¬дологические принципы со-циологического исследования общества и на мак¬роуровне, т.е. как целостной соци-альной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее элементов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межличностного взаимодействия. 
В-четвертых, одна из важнейших характеристик метода социологии со¬стоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ис-следование. В рамках такого исследования, в свою очередь, используются самые разнообразные методы: наблюдение, опрос, специфический анализ документов, эксперимент и др. 
В-пятых, социологическое знание включает такие составные части: 
факты, гипотезы и теории. Большинство социологических исследований стре¬мится, - выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называе-мым независимой переменной. При этом социологические методы рассматривают-ся как правила и приемы, с помощью которых, факты гипотезы и теории увязыва-ются между собой. К числу основных исследований, например, Н. Смелзер относит выборочное исследование, полевое ис¬следование, историческое исследование и эксперимент. 
Значение проблемы метода социологии состоит в том, что действите¬льно научным может быть признано такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода. 
Таким образом, методы в социологии - это средства получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя организацию по-знавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность прие-мов и способов действия, порядок , схему или план действия. 
В социологии находят применение общенаучные методы (математи¬ческие, стати-стические), частно научные (наблюдение, опрос). 
 
5. Функции социологии 
 
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которая она выпол-няет. Условно можно разделить функции на теоретико-познавательные и управ-ленческо- преобразовательные. В основе такого деления - различные формы со-циологической деятельности. 
1. Теоретико-познавательная - ее значение в том, что социология накапливает зна-ния, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социаль-ных отношений и процессов в современном мире. 
Эта Функция находит свое продолжение в прогностической функции. Когда со-циолог изучает конкретную проблему, состоящую из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он предвидит и ко¬нечный результат, кото-рый за ней стоит. Значит, так или иначе он вы¬нужден прогнозировать ход развития социального процесса. Прогности¬ческая функция конкретизируется через социаль-ное планирование, проек¬тирование и конструирование. 
Социальное планирование при переходе к рыночным отношениям экономике, спо-собствует интеграции в систему новых общественных отно¬шений. 
Социальное проектирование - это разработка конкретной модели социально¬го про-цесса или социальной системы (подсистемы) с параметрами, спецификой функ-ционирования. Другими словами, это стремление дать четкий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз. В то же время этот прогноз в самом общем виде являет¬ся описанием качественных харак-теристик будущего процесса (системы, подсистемы). 
Социальное конструирование - это более широкое понятие, оно не носит конкрет-ного характера, представляет собой общее, мыслительное постро¬ение нового со-циального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам, нормати-вам. Речь идет об образе будущего объекта, его мо¬дели. Примером проектирования является создание различных математиче¬ских моделей социальных объектов на ба-зе ЭВМ создание общей модели перехода к рынку. Следует отметить одно обстоя-тельство, ни социаль¬ное проектирование, ни социальное конструирование не отно-сятся к тру¬ду чисто социологическому. Это функции деятельности более широкой, тесно связанные с функциями экономистов, математиков, специалистов по систем-ному анализу. 
Управленческо-преобразевательная функция тесно связана с учас¬тием социологов в этих процессах. Суть управленческой функции заклю¬чается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояния социального объек-та служат основанием для выработки и принятия решений. 
К разряду управленческих относится и организационно-технологи¬ческая функция социолога. Выводы и рекомендации, предложения социо¬лога служат для выработ-ки и принятия определенного решения. 
Следует отметить мировоззренческую функцию. Она может быть пред-ставлена идеологией, это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социаль¬ного слоя. 
Социология несмотря на личные установки ученых-социологов, выполня¬ла и вы-полняет идеологическую функцию. Результаты исследований могут использовать-ся в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. 
Социологическое знание часто служит средством манипулирования пове¬дения лю-дей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы цен-ностных и социальных предпочтений и т.п. 
Социология может служить улучшению взаимопонимания между людьми, форми-рованию у них чувства близости, что способствует совершенствова¬нию общест-венных отношений. В данном случае можно говорить о гумани¬стической функции социологии. 
Таким образом, социология дает возможность проникнуть во внутренний мир че-ловека, личности, понимания её жизненных целей, потреб¬ностей, интересов. Она изучает не человека «вообще», а его конк¬ретный мир - социальную среду, общно-сти, в которые он включен, образ жизни, социальные действия. 
Социология может играть ключевую роль в современной социальной жиз-ни и занять достойное место среди социальных наук. 
 
 
Литература. 
 
1. Зборовский Г.Е.Орлов Г.Н. Социология. - М., 1995 
2. История социологии. Учебное пособие. Под обш. ред. А.Н.Елсукова Минск, 1997 
3. История теоретической социологии. - 1997 
4. Основы социологии. Курс лекций. Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 1995 
5. Социология. Учебное пособие. Под ред. В.Н. Лавриненко. М.1998 
6. Социология. Учебное пособие. Под ред. Э.В. Тадевосяна. М. 1995 
7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,1992 
8. Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания.// Социс. - 1997. № 6


Информация о работе Социология как наука