Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими науками об обществе.
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания.
3. Соотнесите предложенные понятия с их определениями, размещенными
в произвольном порядке.

Файлы: 1 файл

Социология вариант 2.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

На уровне общесоциологических  теорий каждое социальное явление рассматривается  с точки зрения его места и  роли в обществе, его многообразных  связей с другими социальными явлениями.

Специальные социологические  теории.  

Касаются исследования Отдельных Сфер общественной жизни, социальных групп и институтов. Их познавательная область намного уже, чем общесоциологических и ограничен, как правило, конкретными подсистемами общества, например, экономической или социальной. Цели исследования заключаются в том, чтобы на основе использования статистических материалов, данных социологических исследований и другой информации получить исчерпывающие сведения относительно данных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон, а также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем.

Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные  социологические теории, можно назвать социологию молодежи и социологию семьи, социологию культуры, социологию личности и другие.

Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетных опросов, интервью, наблюдений и т. д. Их цель состоит в получении Объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения относительно тех или иных событий или проблем общественной жизни. Данные этих исследований могут служить основанием для выработки рекомендаций относительно решения текущих и перспективных задач общественной жизни, деятельности различных социальных групп, трудовых коллективов, политических партий и движений. Они могут быть осмыслены на уровне специальных и общесоциологических теорий и использованы в решении актуальных, порой весьма существенных проблем развития общества.

 

По Широте охвата изучаемых явлений различают макросоциологический и микросоциологический уровни.

Макросоциология ориентирована на анализ больших социальных структур и общностей, глобальных социальных систем и процессов. 

Микросоциология обращена к анализу частных, локальных процессов, межличностных и межгрупповых взаимодействий, внутренних аспектов поведения и действий людей.

По степени обобщения изучаемого материала и  используемым методам выделяют теоретический и эмпирический уровни. 

Теоретическая социология - Объясняет социальную реальность сквозь призму общих и специфических тенденций ее функционирования и развития и использует методы теоретического анализа – индукцию и дедукцию, анализ и синтез, умозаключение по аналогии и т. п. 

Эмпирическая социология (эмпирия – опыт) направлена на изучение повседневной практической деятельности людей и использует специальные эмпирические методы исследования – опросы, наблюдения, изучение документов и др. Абсолютной границы между теоретическим и эмпирическим уровнями знания нет. В развитых науках, как правило, не бывает чисто теоретических или чисто эмпирических исследований. Эмпирическое исследование в той или иной степени всегда оказывается включенным в контекст определенной теории, а теоретический анализ не может не опираться на факты, содержащиеся в эмпирическом знании.

Социология как самостоятельная  наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп.

Не менее важной задачей  социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль решений, протекания конкретных процессов в обществе.

Нельзя забывать также  и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей  социального мышления, а активизация  деятельности человека, социальной энергии  масс и направление ее в нужное обществу русло.

Задачи, которые стоят  перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет  в обществе множество различных  функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения. Особое значение принадлежит специальным социологическим теориям, которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития общества. Социологические теории дают научные ответы на актуальные проблемы современности, указывают реальные пути и методы социального преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую для осуществления контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития. На основе социологических исследований социология выдвигает научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, для более эффективного управления социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.

3. Соотнесите  предложенные понятия с их  определениями, размещенными в  произвольном порядке.

 

Исходя из масштабов, отражаемых в социологических взглядах и теориях общественных явлений, в структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:

-общесоциологические  теории, или общетеоретическая социология;

-специальные социологические  теории, которые нередко характеризуются  как частные;

-конкретные социологические исследования.

Эти три уровня социологического знания различаются глубиной социологического анализа общественных явлений и  широтой делаемых при этом обобщений  и выводов.

Общесоциологические теории - на их уровне делаются научные обобщения и выводы о наиболее глубоких причинах возникновения и функционирования тех или иных социальных явлений, о движущих силах развития общества и т.п. На общетеоретическом уровне формируются теории общественной, прежде всего производственной, деятельности людей, выявляется роль труда в развитии общества (что было показано Г. Гегелем, К. Сен-Симоном, К. Марксом и другими мыслителями). Важным разделом общетеоретической социологии являются теории общественных отношений, раскрывающих природу и содержание экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и других отношений между социальными субъектами. На уровне общесоциологических теорий каждое социальное явление рассматривается с точки зрения его места и роли в обществе, его многообразных связей с другими явлениями. Оно рассматривается в системе взаимодействия глобальных социальных факторов, каковыми выступают указанные выше общественные отношения и соответствующие сферы общественной жизни, а также объективные законы развития общества. В этом суть и основная особенность исследования общественных явлений и процессов на уровне общетеоретической социологии, выступающей в виде совокупности, точнее, системы общесоциологических теорий.

Специальные или частные -  Данные теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социологические институтов.  Их познавательный ракурс на  много уже, чем общесоциологических, и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества. В качестве таковых могут выступать, например, экономическая и социальная сферы жизни общества. В этом случае исследуются проблемы социально-экономических отношений, производственной деятельности людей, главным образом ее социальные аспекты, а также условия труда и социальной защиты различных категорий населения, вопросы народного образования, здравоохранения, быта и отдыха людей, социального обеспечения и т.д.

Цели исследования заключаются  в том, чтобы на основе использования  статистических материалов, данных социологических  исследований и другой информации получить исчерпывающие представления относительно указанных сфер общественной жизни или же их отдельных сторон. Также сделать научно обоснованные выводы об оптимальном решении имеющихся проблем, в том числе связанных с повышением эффективности управления социально-экономическими процессами.

В соответствии со своей  природой, специальные социологические  теории органически сочетают в себе теоретический и эмпирический (т.е. направленный на анализ текущих практических данных) уровни исследования. Эти теории обосновывают пути улучшения деятельности различных социальных институтов.

Специфика данных теорий заключается именно в том, что  они органически связаны с  практикой. Среди отраслей знания, основное содержание которых составляют специальные  социологические теории, можно выделить социологию труда, социально-классовых отношений, социологию молодежи и социологию семьи, этническую социологию, или социологию национальных отношений, социологию города и социологию села, социологию культуры.

 Во всех этих случаях объектом социологического изучения выступают определенные сферы общественной жизни, различающиеся между собой как по содержанию доминирующих в них общественных отношений, так и по действующим субъектам, в качестве которых выступают классы, нации, группы молодежи, население города и села, политические партий и движения и тд.

Развивая специальные  социологические теории, которые  Р. Мертон подробно характеризует как  «теории среднего уровня», мы получаем возможность предметного анализа  различных областей общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов. В итоге можно получить данные, имеющие немаловажное теоретическое и практическое значение.

Следующий уровень социологического знания - Конкретные социологические исследования представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности, а также с целью изучения общественного мнения, т.е. получения сведений об отношении населения(в том числе отдельных социальных групп) к тем или иным событиям общественной жизни» их мнений относительно каких-то социальных проблем, способов их решения и т.д. 

Главное в конкретном социологическом исследовании —  получить объективную информацию о  том, что происходит в обществе, какой-то его сфере и как это воспринимается людьми. Конкретные социологические  исследования составляют важную область эмпирической социологии, направленной на изучение каждодневной практической деятельности людей, ее объективных и субъективных сторон. Они заключаются в сборе фактов и материалов, наблюдениях и экспериментах, других способах получения данных о социальной действительности и их осмыслении. Все это суть моменты эмпирического познания действительности.

В настоящее время  под влиянием роста образования  и культуры, развития науки и технических  средств познания постоянно совершенствуется эмпирическое (опытное) знание людей различных сторон социальной действительности. Умножаются и усиливаются теоретические компоненты эмпирического знания, его связь с теоретическим мышлением.

Эмпирическое познание явлений общественной жизни сформировалось в особую науку — эмпирическую социологию. Позволяет научно осознать процессы, протекающие в отдельных сферах общественной жизни и в целом в обществе. В то же время общесоциологические теории используются для решения проблем на уровне специальных социологических теорий и конкретных социологических исследований.

Фундаментальная социология (общесоциологическая) - Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания. Даже основа слова «фундамент» говорит нам о задачах этой социологии.

Отраслевая социология (специальная) - Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.

Эмпирическая социология (конкретно-социологическая) - Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.

Список используемой литературы:

 

Литература

1. Социология: учебник  для вузов / под ред. проф. В.Н.  Лавриненко.

— 2е издание.

2. Общая социология: учебное  пособие / коллектив авторов под  ред. М.М. Вышегородцева. — М.: КНОРУС, 2011.

3. Сорокин П.А. Система социологии. — М.: Астрель, 2008.

4. Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.

5. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?ROywgxrlig9!xu.ourujo9

6. http://www.iteconomic.com/struktura-sociologicheskogo-znaniya.aspx

7. http://socnauka.ru/?p=12

8. http://imp.rudn.ru/ffec/soc/soc1.html

9. http://revolution.allbest.ru/sociology/00021073_0.html

10. http://sotsiologia.ru/sociology/2007/07/31/sociology_4340.html


Информация о работе Социология как наука