Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни). Впервые термин «социология» был использован Огюстом Контом. Конт предположил, что изучение общества должно соотноситься с принципами изучения природы

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Предмет и объект социологии, ее специфика и связь с другими
науками об обществе………………………………………………………..3
2. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания……10
Заключение………………………………………………………………….16
Литература…………………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.32 Кб (Скачать файл)

Психология сосредоточена  на внутреннем мире человека, его восприятии, а социология - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений.

      • специальные дисциплины, изучающие    взаимоотношения людей;

Социология занимает общее, а не частное место среди общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную формулировку об обществе и его структурах, обеспечивает понимание  законов и закономерностей взаимодействия его различных структур.

    • история;

И история, и социология имеет  объект и предмет своих исследований, общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука  воспроизводят социальную действительность.

 

2. Структура, уровни, задачи и функции социологического  знания.

Социология как самостоятельная  наука имеет свои задачи. Социология, изучая общественную жизнь в тех  или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые  связаны с формированием знания о социальной действительности, разработкой  методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый  шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих  групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и  правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере  общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии  их поведения на общественные процессы.

Не менее важной задачей  социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и  необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов  в обществе.

           Нельзя забывать также и о  такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального  мышления, а активизация деятельности  человека, социальной энергии масс  и направление ее в нужное  обществу русло. Эта задача  адресована в первую очередь  социологам.

Задачи, которые стоят  перед социологической наукой, определяют ее функции.

Социология выполняет  в обществе множество различных  функций. Главные из них таковы:

1) теоретико-познавательная  – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах  и закономерностях их поведения.  Особое значение принадлежит  специальным социологическим теориям,  которые раскрывают закономерности, перспективы социального развития  общества. Социологические теории  дают научные ответы на актуальные  проблемы современности, указывают  реальные пути и методы социального  преобразования мира;

2) прикладная – предоставляет  конкретную социологическую информацию  для решения практических, научных  и социальных задач. Вскрывая  закономерности развития различных  сфер общества, социологические  исследования дают конкретную  информацию, необходимую для осуществления  контроля над социальными процессами;

3) социальный прогноз  и контроль – предупреждает  об отклонениях в развитии  общества, прогнозирует и моделирует  тенденции общественного развития. На основе социологических исследований  социология выдвигает научно  обоснованные прогнозы относительно  развития общества в будущем,  которые являются теоретической  основой построения перспективных  планов социального развития, а  также дает практические рекомендации, разрабатываемые социологами, для  более эффективного управления  социальными процессами;

4) гуманистическая – разрабатывает  социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного  развития общества.

Социология представляет собой достаточно дифференцированную систему знания.

Каждая ее структурная  часть обусловлена потребностями  познавательной и продуктивной деятельности и в свою очередь характеризует многоаспектное и многоцелевое назначение социологии как науки.

              Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

    1. Теоретико-методологические основы социологии.

Исследование социального  явления предполагает выявление  сущности и природы социального  феномена, его исторической специфики, сопряженность с экономической  и политической сторонами жизни. Этот этап познания представляет собой  фундаментальные теоретические  основы изучения любого социального  явления. Не обладая этими фундаментальными теоретическими знаниями вести изучение социального явления нельзя.

    1. Огромное количество социальных теорий (социология журналистики в т.ч.), т.е. вся проблематика.

Социология имеет дело с отдельными социальными явлениями (единственными или массовыми, приведенными к среднестатистическому факту). В их изучении выделяются два момента:

1) Знание природы конкретного  социального явления (личность, трудовой  коллектив, самовыражение субъекта  через какую-либо деятельность, проявление  социальной позиции субъекта  в отношении к чему-либо или  мнению). Оно систематизируется в  специальных социологических теориях,  раскрывает сущность конкретного  явления, специфику выражения  в нем социального.

2) Знание природы самого  состояния социального явления  как момента и предела в  его развитии.

  1. Методы социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

Специфика познавательной деятельности — теория и методы социологического исследования, методы сбора, обработки, анализа первичной информации о  состоянии социального явления,—  важная самостоятельная часть социологии.

  1. Социоинженерная деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации и деятельности служб социального развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

Теория организации и  деятельность служб социального  развития, раскрывающая функции и  роль социолога — самостоятельная  специфическая часть социологии. Это инструмент преобразования практики, которым владеет руководитель любого предприятия, работники социологических  служб, властных структур.

            В развитии социологической науки выделяют два основных направления: фундаментальное и прикладное.

Фундаментальное направление  формулирует общие закономерности строения, развития и функционирования общества. В центре внимания находятся  наиболее общие вопросы развития и функционирования общества и места  в нем личности; вопросы познания, проблемы построения структур социальных ассоциаций, конструирования математических моделей социальных общностей и  процессов; разработки методов изучения социальных процессов и явлений  и т. д. Результатом подобного  анализа являются социологические  теории и концепции, имеющие высокую  степень абстракции. Этот уровень  социологического познания называют общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.

Прикладное направление  связано с необходимостью практического  решения социальных проблем современного общества и составляет эмпирический уровень знания. Этот уровень формируется  посредством сбора многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки, а  также обобщения и формулирования первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни.

Теории среднего уровня {Роберт Мертон) занимают промежуточное положение  между теоретическим и эмпирическим уровнями. Они обобщают эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания: социологии города, экономической социологии, социологии права, семьи, культуры и  др.

Все теории среднего уровня объединяются в три группы.

  1. теория социальных институтов (семья, наука, образование, политика и т. д.);
  2. теория социальных общностей (социология малых групп, страт, слоев, классов и т. д.2;
  3. теория социальных изменении и процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология урбанизации и т. д.).

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и  отношений между ними.

Как и любая другая наука, социология имеет свой метод - социологический  метод, - который разделен на две  группы: общенаучные и частно-научные.

Социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Свою роль в современном  обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.

В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также  методы измерения этой деятельности.

Понятие

Определение

Фундаментальная

социология

Ставит своей целью  приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания

Отраслевая 

социология

Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая

систему понятий, принципов  и законов их функционирования и развития

Эмпирическая социология

Направлена на накопление, анализ и обработку фактических  данных в той или иной области  социальной жизни


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Григорьев С.И., Растов  Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов  социогуманитарных вузов. - М.: «Издательство  Магистр», 1999. - 248с

2. Маркович Д.Ж. Общая  социология: Учебник. Изд. 3-е перераб.  и доп. /Пер с сербского. - М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 432с

3. Общая социология: Учебное  пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005. –  654 с. – (Высшее образование)

4. Радугин А.А., Радугин  К.А. Социология: Курс лекций. - 2-е  изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160с.

5. Социология. Основы общей  теории: Учебное пособие / Г.В.  Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща  и др. / Под ред. Г.В. Осипова  Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 461с

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология как наука