Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Социология есть наука об обществе. Этот её основной смысл выражает и термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввёл в науку французский философ и учёный Нового времени Огюст Конт (1798 - 1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по социологии.docx

— 50.58 Кб (Скачать файл)

 



Введение

Социология есть наука об обществе. Этот её основной смысл выражает и  термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввёл в науку французский философ и учёный Нового времени Огюст Конт (1798 - 1857), которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.

Первых социологов античности называли философами. Среди них Платон и  Аристотель. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы  и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые  завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать  общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается  работа Платона «Государство».

Выступая как часть тех или  иных философских учений, социология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе  проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом  изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных  его сторонах, социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От неё отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эстетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться  как самостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из неё отраслям знаний, но и к  универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии всё более становились фундаментальные  основы развития общества как целостного социально организма.

 

 

 

 

 

          1. Предмет и объект социологии, её специфика и связь    с другими науками об обществе.

Как уже говорилось выше, социология – это наука об обществе (от греч. societas -общество и logos - учение).

В обыденном языке «общество» означает совокупность людей или организованная группа людей. А на языке социологии слово «общество» означает исторически  сложившийся тип социальной организации, который формируется как результат  совместной жизни, взаимодействия людей, оказывающих влияние на их мышление и поведение, проявляющееся в  поступках, высказываниях, вещах, сделанных  людьми.

Объектом социологии является общество, рассматриваемое как единое.

Социологию интересуют многообразные  аспекты общественной жизни, которые  характеризуются сложными социальными  взаимоотношениями, связями. Они формируются  на уровне отдельных личностей и  групп, объединяются в различные  общности, находятся в постоянном движении, изменении и развитии. Исходя из этого, выделим предмет  социологии.

Предмет социологии – изучение закономерностей, становление, развитие и функционирование социальных общностей, механизмов и принципов, их взаимосвязи и взаимодействие в социальной системе.

Понятие «социология» практикуется в широком и узком значении.

В широком значении означает всё, что касается общества. В узком значении употребляется для характеристики взаимоотношений, возникающих в социальной сфере, т.е. в больших и малых социальных общностях.

Специфика социологии как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы.

Общество - это социальный организм, состоящий из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп. Каждый из компонентов этого комплекса является относительно самостоятельным субъектом общественной жизни и находится во взаимодействии с иными элементами по поводу ее воспроизводства, осуществления  и развития как единого целого.

Общество - это не сумма индивидов, а ансамбль человеческих отношений.

Например: В настоящее время люди те же, что и год, и два, и три назад, а состояние государства изменилось. Почему? Произошли изменения отношений. Таким образом, социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

Итак, мы получили, что социология изучает всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.

Социальные отношения - это выражение  взаимной зависимости субъектов  по - поводу их жизнедеятельности, образу жизни, отношения к обществу, внутренней самоорганизации, саморегуляции, отношения с другими субъектами.

Так как связи и отношения  в каждом конкретном социальном объекте (обществе) всегда организованы особым образом, то объект социологического познания выступает как социальная система.

Задачей социологической науки  является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений  каждого типологизированного объекта  на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими.

Итак: Объект социологического познания, его особенности связаны с понятием социального,социальных связей и отношений и способа их организации.

Предмет социологической науки - социальные закономерности.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью.

Предметом внимания и изучения социологии всё более становились фундаментальные  основы развития общества как целостного социально организма. В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Гегеля, Конта, Спенсера, Маркса, а в последствии Дюркгейма, Вебера, Тарда, Уорда и других социологов. Каждый из этих мыслителей внёс существенный вклад в научное объяснение исторического процесса.

О. Конт - основоположник социологической  науки.

О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.)- французский  философ, основоположник позитивизма (от лат. положительный) и буржуазной социологии. Основная идея Конта отделение  науки от метафизики (т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии (т.е. наука о боге или богословие). По его мнению, истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество.

К. Маркс основатель теории конфликта.

1. Маркс внес большой вклад  в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе  которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика  и экономический фактор доминируют  все социальные отношения в  обществе.

2. Любое общество разделено на  имущие и не имущие классы. Между этими классами существует  непримиримые противоречия.

3. Эти противоречия могут быть  устранены в результате классовой  борьбы, которая является движущей  силой развития общества.

4. Равенство людей, а, следовательно, справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции, задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству.

5. История показала, что эта схема  Маркса утопична, а социальное  неравенство невозможно устранить,  его можно только сгладить.

Социологическая концепция  Э. Дюркгейма.

Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Эмиль Дюркгейм (1858 -1917) - французский социолог и философов, создатель так называемой " французской социологической школы ". С его именем связан переход социологии от науки тождественной знанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.

"Предметом изучения социологии  является социологическая реальность, основанная на социологических  факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов  оказывать на него давление. Теория  образования человека зависит  от внешних факторов, а не от  него самого".

Понимающая социология М. Вебера.

Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие. Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь. Когда социальные связи регулярны - это нравы. Когда эти нравы узаконены - это норма. Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".

 

 

Социология П. Сорокина.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с  начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П. Сорокин  уже около сорока лет был американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой "десятке" ведущих социологов мира.

В 1922г. опубликована работа Сорокина "Система социологии", которая  была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.

В "Системе социологии" П.А. Сорокиным  выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать  социологию. Он разработал структуру  социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

Социология изучает общество с  трех главных точек зрения:

1) его строения и состава

2) данных в нем процессов или  его жизнедеятельности

3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии.

Сорокин разделил социологию на теоретическую  и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого  взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

1. социальную аналитику, изучающую  строение, как простейшего социального  явления, так и сложных социальных  единств, образованных той или  иной ком-

бинацией простейших социальных явлений.

2. социальную механику, изучающую  процессы взаимодействия людей  и тех сил, которыми оно вызывается  и определяется.

3. социальную генетику; "Задача  генетической социологии - дать основные  исторические тенденции в развитии  общественной жизни людей".

 

 

 

 

 

 

 

    1. Структура, уровни, задачи и функции социологического знания.

Внимание социолога может  быть направлено на любое явление  общественной жизни. Это может быть общество в целом или же одна из сфер общественной жиз-

ни (экономическая, социальная, политическая, духовная), отдельные  личности, семьи, малые группы. Как  видим, круг объектов социологии весьма широк и разнообразен, что в  немалой степени определяет структуру  социологического знания.

Структура социологического знания – не просто совокупность информации, представлений и научных понятий об общественных явлениях и процессах, а определённая упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе.

Она предстаёт как система  взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах  разных уровней, будь то жизнедеятельность  отдельных людей, социальных групп  или общества в целом.

Социология представляет собой  сложноструктурированную многоотраслевую  область научного знания об общих  и специфических тенденциях и  закономерностях развития и функционирования социальной системы.

В современной методологии научного знания принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» из пяти этажей (рис.1).

 

 Научная картина мира


                                      Общая теория       

  Частная теория               фундаментальная социология

                                 Эмпирич. исследования


                              Прикладн. исследованния прикладная социология

                                              Рис.1

Верх (пятый этаж) – научная картина  мира ещё не является собственно социологией, а скорее имеющим универсальное  для всех наук значение и носит  философский характер. Научная картина  мира включает в себя совокупность общих теоретических суждений о  том, как устроена и каким законам  подчиняется социологическая реальность.                            

Информация о работе Социология как наука