Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:31, реферат
Социология является наукой о социальном бытии, социальных измерениях общества, особенности (формы, законы, закономерности) взаимодействия индивидов, их групп, сообществ. Она охватывает большой массив знаний о социальной действительности, также разнообразные подходы, методики ее исследования и интерпретации полученных результатов. На основе уже имеющегося знания социология дает свою интерпретацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в общественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микроуровнях человеческой деятельности.
1. Введение
2. Понятие социологии в структуре социальных
3. Социология - система знаний
4. Предмет и объект социологии
5. Функции социологии
6. Заключение
7. Список использованной литературы
Среди детерминант, определяющих уровень социальной напряженности, которую авторы отождествляют с эмоциональным возбуждением и психическим беспокойством широких слоев населения, выделяются следующие факторы: кризис в экономике, дезорганизация властных структур, криминогенная обстановка, нерешенность экономических вопросов, межнациональные конфликты. Проведенный диагноз состояния социальной напряженности в стране, дополненный изучением динамики ее изменения, дают возможность авторам прогнозировать на ближайшие годы сохранение социальной напряженности в стране. И хотя методология и методика изучения социальной напряженности пока еще далеки от совершенства, тем не менее достаточно очевидно, что даже грубый анализ этого чрезвычайно важного феномена общественного сознания имеет огромное практическое значение. И надо надеяться, что правительственные органы, проводящие реформы в стране, так же как и администрация на местах, используют подобную информацию в своей практической деятельности.
Другой важный вид прикладного исследования - оценочное исследование. Суть его довольно проста: оно проводится в тех случаях, когда в ходе реализации той или иной социальной программы возникает потребность в оценке и контроле за ее осуществлением. Отсюда другое название - программное оценивание. В США, например, где подобные исследования популярны, оценочные исследования проводятся в ходе реализации образовательных программ, некоторых финансовых программ, подготовки и переподготовки рабочей силы, в области охраны окружающей среды и др. "Заказчиков" оценочного исследования, в роли которого обычно выступают государственные органы, как правило, интересует, что происходит с конкретной программой в специфических условиях..
Структура современной социологии довольно сложна и состоит из нескольких взаимосвязанных уровней. Первый образует "чистые" фундаментальные или базисные исследования, нацеленные на приращение и увеличение нового знания, открытие различных закономерностей поведения человека и общественной организации. Второй — формируется системой прикладных социальных исследований, призванных, опираясь на знания фундаментальные, изучать различные социальные явления и проблемы, вынося конкретные практические рекомендации, способные существенно изменить и модифицировать изучаемые объекты. Наконец, третьим компонентом выступает социальная инженерия, которой занимается особая категория социальных ученых совместно с администрацией и органами управления, внедряющие на практике рекомендации социологов. В нашей стране социальная инженерия осуществляется посредством многочисленных служб социального развития, создаваемых на предприятиях и в организациях. Между тремя указанными компонентами социологии нет жесткой границы: прикладные исследования могут, например, решать и познавательные задачи, а социальная инженерия иногда выступает составной частью прикладных исследований.
Специфика современной социологии как науки эмпирического типа такова, что подавляющую часть фундаментальных изысканий составляют как раз эмпирические, экспериментальные исследования, нацеленные на фак-туальное обоснование теории или ее модификацию. «Что же касается исследований прикладного характера, то они, как правило, являются сугубо эмпирическими. Круг изучаемых явлений в обоих типах исследований может совпадать, но специфика исследовательских подходов существенно разнится. Исследования фундаментального характера имеют дело с "теоретическим" идеализированным объектом, что предполагает использование специфического языка описания и наблюдения. К тому же фундаментальные разработки решают в основном познавательные задачи, связанные с поиском универсальных объяснительных принципов. «Иное дело исследования прикладного типа, проводимые с целью решения конкретных проблем в различных областях общественной жизни - экономике, культуре, образовании, науке и т.д. Поскольку их главной задачей является формулирование такого рода обобщений и рекомендаций, которые должны способствовать решению определенной социально значимой проблемы, то язык описания и анализа изучаемых явлений должен быть максимально простым и понятным "заказчику" - различным фирмам и организациям, государственным органам управления. Если специалист в области прикладной социологии начнет излагать результаты своего исследования на научно-теоретическом языке, то возможно возникновение конфликтной ситуации, в силу непонимания используемой терминологии "заказчиком".
В то же время в некоторых случаях затруднительно провести резкую грань между фундаментальными и прикладными исследованиями, ибо в достаточно квалифицированном прикладном исследовании полученные результаты могут иметь и научно-познавательную ценность, способствовать приросту научных знаний в отдельных областях. Именно такое промежуточное положение занимают многие эмпирические исследования, проводимые в отраслевых социологиях - социологии семьи, религии, образования и др.
Заключение
Проблематика социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемами могут найти ответы в дополнительной литературе. Это относится не только к общетеоретическим вопросам социологии, но прежде всего к разделам прикладной социологии: социология образования, социология труда, социология искусства, социология предпринимательства, социология управления, социология науки, социология культуры, социология личности, социология общения и т.д. В рекомендуемой литературе авторы стремились назвать источники по этим разделам.
Можно сказать и о том, что каждый человек по натуре своей социолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии, уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна - страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес к общественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашего национального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирная отзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всему миру.
Мы убеждены, что вслед за общей социологией настанет время и для серии прикладных социологии: социологии образования, социологии искусства, социологии науки и пр.
Список использованной литературы
1. Социология в вопросах и ответах – автор Кравченко А.И. -2003 год
2. Анурин В.Ф." Социология " Учебное пособие для вузов, 2003г. - 248с.
3. Добренькое В. И., Кравченко А. И. Социология: Учеб, для вузов. — М.:ИНФРА-М,2004.
4. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В, Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТН-ДАНА, 2004.