Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 15:42, реферат

Описание работы

Социология: понятие, объект, предмет. Структура современной социологии, т.е. сочетание и соотношение в ней различных компонентов. Методы и функции социологии.

Файлы: 1 файл

Введение в дисциплину.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Помимо разделения на макро- и микросоциологию существует также дифференциация внутри социологии по степени общности предмета, в рамках которой принято различать общую социологию и частные отрасли социологического знания.

Общая социология – это концептуальное ядро социологического знания, предметом которой являются универсальные формы социальной обусловленности явлений.

Отраслевая социология (политическая, экономическая социология, социология молодежи, семьи, образования, религии, культуры, спорта, медицины и т.д.) развивается на основе выделения из общего ряда социальных явлений отдельных явлений и процессов в качестве особенного  предмета, требующего специального исследования. Например, предмет  политической социологии – социальная обусловленность политических явлений и процессов.

Методологическая дифференциация, т.е. разделение исследовательской деятельности по критерию способа познания, позволяет  выделить теоретическую и эмпирическую социологию.

Теоретическая социология носит академический характер, представляет развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается  методологическая основа социологического познания.

Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.

Прагматическая дифференциация внутри социологии, т.е. разделение по критерию цели и использования результатов исследования,  разграничивает академическую и прикладную социологию.

Академическая социология – это совокупность исследований, целью которых является получение фундаментального научного знания.

Прикладная социология в основном ориентирована на решение конкретных практических задач. Например, определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.

Структурные компоненты социологии выделяются на основе различных критериев. Поэтому предложенное выше деление является многомерным, т.е. вполне возможно выделение, например, теоретических микросоциологических исследований, эмпирических общесоциологических исследований и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы и функции социологии

 

Значение социологии определяется ее функциями, которыми являются:

– познавательная (гносеологическая) – связана с изучением социальной реальности, с накоплением эмпирического и теоретического знания о ней, фактах и законах строения, функционирования и развития общества в целом или отдельных его подсистем;

– прогностическая – связана с выработкой научно обоснованных прогнозов социальных изменений в рамках тех или иных социальных структур;

– организационно-управленческая – связана с выработкой рекомендаций, социальных проектов и социальных технологий, которые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в целях оптимизации функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);

– воспитательно-идеологическая – связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, т.к. социология, как и любая общественная наука, не может отмежеваться от тех оценок, которые связаны с изучаемыми событиями и явлениями и которые она стремится утвердить в общественном мнении;

– информационную. Социология во многом базируется на эмпирических исследованиях, в процессе которых осуществляется сбор, накопление и группирование социологической информации. В современном обществе невозможно реализовывать эффективное и обоснованное управление, если решения, которые принимаются не имеют необходимого информационного обеспечения. Социологи, опираясь на собранную и объективную информацию, вырабатывают рекомендации и предложения для практики и политики;

– мировоззренческую. Социология, изучая современное общество, создавая полную картину социальных процессов и отношений, формирует  систему взглядов на мир в целом и место  человека в нем, а также отношение самого человека к себе и к социальной действительности, обусловливая этими взглядами идеалы людей, их жизненные позиции;

– гуманистическую. Она находит свое проявление в следствие того, что социология разъясняет то, какие условия необходимы человеку для самореализации, показывая, каким образом можно полностью реализовать собственную социальную сущность;

– описательная. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п.

 

Метод вообще определяется в научной литературе как систематизированный способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.

Особенностями социологического метода являются:

1) Социология, будучи наукой, стремится к знанию, а не оценке  социальных явлений и процессов  в соответствии с критериями  научности.

Критерии научности: определение своего предмета и своего метода.

А) Идеологическая нейтральность, объективность, беспристрастность.

Б) Доказательность, аргументированость.

В) Системность

2) Социология выявляет  типическое, повторяющееся в социальных  явлениях и процессах. Создает  модель, конструкт социального явления и процесса.

3) Социология стремится  к целостному осмысления социальных  явлений и процессов. Применяет  целостно – интегрированный подход  к анализу.

4) Социология основывается  на социальных фактах, фактах  реальной жизни общества, эмпирические  данные.

В социологии применяются такие общефилософские методы как, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, конкретизация.

Каждый из названных методов в социологическом исследовании приобретает своеобразные особенности в своем применении. Например,  метод анализа приобретает форму контент-анализа, т.е. содержательного  анализа определенных текстов, осуществляемых по определенным правилам.

Широкое использование в социологии находит применение общенаучных методов. Чаще всего в социологии используются методы системного и комплексного подхода к изучаемым объектам. На рубежеXX – XXI столетий в социологии все чаще используется общенаучный метод моделирования, который представляет собой исследование явлений и  процессов путем построения и изучения их моделей, а также использование  моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов.

Часто в социологических исследованиях наряду с моделированием применяется метод типологизации, т.е. вычленение из определенной  совокупности социальных фактов, явлений, процессов, событий их основных типов на основе определения их сходства и различия, надежных способов  установления общности их наиболее существенных, типических признаков.

Общефилософские и общенаучные методы составляют тот фундамент, на котором строится система более конкретных, специфических методов, применяемых в социологических исследованиях. Они, в свою очередь, подразделяются на две группы: методы общей cоциологической теории и методы прикладных социологических исследований.

Наиболее широко используемым в общей теоретической социологии методом является структурно-функциональный анализ, основная цель которого заключается в количественной и качественной оценке тех  изменений, к которым данная социальная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциям и целям. На протяжении последних десятилетий широкое применение получил компаративный (сравнительный)  метод, который ориентирован на раскрытие общих черт, особенностей и тенденций развития различных социальных систем – цивилизаций, культур, стран, народов, эпох.

Наряду со сравнительным методом в социологических исследованиях все шире начинает применяться его своеобразная разновидность – метод кросскультурного анализа, который ориентирован на изучение тенденций развития, взаимодействия и взаимодополнения различных культур, причем различных не только в пространственном, но и во временном отношениях.

В социологической теории применяется и корреляционно-каузальный метод, при этом причинность не может быть напрямую выведена из  отношений корреляции. Под корреляцией понимается устойчивая связь  между двумя наборами явлений или событий, которые называются переменными. Таковыми могут быть возраст, уровень доходов,  квалификация, религиозность и т.д.

Однако необходимо помнить, что не всегда наблюдаемая корреляция выражает причинную связь. В современной теоретической социологии  находит достаточно широкое применение метод вычленения устойчивости, инвариантности в многообразных социальных измерениях.

На уровне прикладной социологии наряду с названными методами используются специфические методы эмпирического исследования:

1) анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]);

2) выборочный метод;

3) метод опроса (анкетирование и интервьюирование);

4) социальный эксперимент (контролируемый и неконтролируемый;

5) анализ и обобщение социологической информации;

6) наблюдение (не включенное и включенное).

Метод анализа документов. Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения.За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические.

Метод наблюдения. Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

Метод опроса. Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации. Опрос – метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

Интервью – это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.

Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)

Метод эксперимента. Социальный эксперимент – способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий.

Все охарактеризованные методы применяются во взаимодействии друг с другом, а их совокупность составляет систему методологии социологического исследования.


Информация о работе Социология как наука