Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:28, контрольная работа
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Введение 3
1 Возникновение социологии 4
2 Объект и предмет социологии, ее структура и функции 7
3 Практические задачи 12
Заключение 13
Список и пользованных источников
-10-
Представляя собой, совокупность центральных проблем объекта социологической науки, ее предмет не может рассматриваться как нечто постоянное, застывшее и неизменное. Он развивается на протяжении всей истории социологической мысли, причем происходит это либо революционно, радикально, либо эволюционно, постепенно. Первый случай имеет место, когда осуществляется смена парадигмы в социологии, второй - когда меняются проблемная направленность социологии и методы ее исследования.
В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро социологического и микро социологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Другими словами, макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение. Здесь человек как бы в тени.
Значит, мы имеем дело, по крайней мере, с двумя понятиями предмета социологии, выступающими как макро теория (теория «структуры») и микро теория (теория «действия»). Развитие мировой социологии вначале шло по пути «разворачивания» каждой» парадигмы, а затем - поиска возможностей их соединения в рамках единого предмета. Стремление к их интеграции, проявляющееся в наиболее яркой форме как поиск путей соединения «структуры» и «действия», заметно и сейчас.
Известно, что исторически первой парадигмой в социологии была макросоциология, ведущая начало от О. Конта. В ее рамках объектом социологии выступало общество в целом, рассматривавшееся как единый социальный организм, основными состояниями которого были, с одной
-11-
стороны, стабильное, устойчивое существование, с другой постепенное развитие с переходом от одного качественного состояния к другому (предмет социологии). Макросоциологическая парадигма базировалась на понимании функциональных социальных связей между отдельными сторонами социального организма.
В последующем
Макросоциологическая парадигма неоднократно
реализуется в понимании
Макросоциологическая парадигма в осмыслении предмета социологии в середине ХХ столетия нашла свое отражение в концепциях структурно- функционального понимания общественной системы, принадлежащих Т. Парсонсу и Р. Мертону. У Парсонса, к примеру, общество и его подсистемы (объект социологии) рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, предмет же социологии выступал как исследование структур и механизмов, которые обеспечивали бы устойчивость социальной системы.
-12-
3 Практические задачи
1 На уровне здравого смыла мы делим факты на:
а) биологические (сон еда, дыхание);
б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение);
в) социальные…..
Приведите 4-5 примера социальных факторов.
Под социальным фактом понимается в общем смысле общественное явление, ситуация социальной жизни, рассматриваемое как социальное действие или результате определенной деятельности, а также вербальные действия.
В качестве социальных факторов можно привести – словесные действия, мнение группы, взгляды коллектива, оценка преподавателя, суждения соседей.
2 Известно, что
один и тот же факт, события
или явление можно
Дан факт: семья, состоящая из 4-х человек (муж, жена, 7-летний сын, 12-летняя дочь), собирается провести отпуск в загородном пансионате. Что могло бы заинтересовать в этом факте представителей разных наук, и какие проблемы они стали бы изучать?:
-Психолог: Изучает возможную мотивацию проведения отпуска именно в данном пансионате, внутренний психологический климат в семье, особенности взаимоотношения старшего и молодого поколения;
-Экономист:
В первую очередь его
-Социолог: Будет
изучать явления
-13-
Заключение
Социальное мышление, развитие которого привело к возникновению социологии, включало в себя две наиболее яркие ориентации - консервативную и либеральную. В каждой из них был свой взгляд на общество сквозь призму его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось выше и важнее, чем человек.
Рассуждая о
причинах возникновения социологии,
некоторые исследователи
Объект и предмет социологии (как и любой науки) не от делены друг от друга непроходимой стеной, более того, они оказываются тесно связанными между собой. Предмет социологии - это по существу часть ее объекта, он «вырастает» из него, будучи совокупностью содержательных узловых проблем.
В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались две основные парадигмы – макро социологического и микросоциологическая. Их взаимосвязь сложна и противоречива. Но они представляют собой реальность бытия мировой социологии. Макро социология связана с изучением общественных мировых систем и их взаимодействий, различных типов культуры, социальных институтов и общественных структур, глобальных процессов. Макросоциологию
-14-
интересует общество как целостный социальный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и изменение.
-15-
Список использованных источников
1 Общая социология.: Учебное
пособие/Под. Общей ред. проф. А.Г.
Эфендиева.-М.:ИНФРА-М,2005-
2 Волков Ю.Г., Мостовая И.В.. Социология. Учебник для вузов. –М.: Гардарики. 2000. – 432 с.
3 Хохлова Т. П. Организационное поведение: учебное пособие – М.: Экономистъ, 2005. – 167с.
4 Шамхалов Ф. Государство
и экономика. Основы