Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 11:18, реферат
Социология (фр. sociologie, латин.
Societas -- общество и греч.-- Logos -- наука об обществе) -- наука об
обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.
п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие
социология введено в научный оборот еще в середине XIX в.
1. Социология -- наука об обществе 3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных 3
1.2. Социология -- система знаний 6
1.3. Структура социологии
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии
2.1. Социология -- наука о социальных отношениях
общества
2.2. Социологические исследования -- инструмент познания
социальной реальности
2.3. Методы социального познания 14
2.4. Законы и категории социологии 16
2.5. Функции социологии 18
2.6. Социология в системе социальных наук 21
Литература 24
эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством
достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает
его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,
потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его
конкретный мир -- социальную среду, общности, в которые он включен, образ
жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения
многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна
способностью видеть мир как целостную систему. При чем система
рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,
но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология
и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса
общества. Основные проблемы современной социологии -- выживание человечества
и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.
Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на
уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и
объединений, социального поведения отдельной личности. Социология -- наука
многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,
макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического
знания.
Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-
социологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур,
общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них
происходящих. Социальная общность, выступающая объектом
макросоциологического анализа,-- это цивилизация и наиболее крупные ее
образования. Макросоциологический подход не требует детального
рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный
охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными
мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с
социальными институтами и общественными структурами, с глобальными
процессами. Макросоциологический подход к явлениям интересует общество как
целостный социальный организм. В отличие от макро- микросоциология
анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и
социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению,
межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых,
общностных поступков и т. п.
Социология -- наука о становлении, развитии и функционировании
социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между
общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и
общественных отношениях.
1.2. Социология
-- система знаний
Известно, что система -- это совокупность элементов, образующих
целостность. Наличие определенной структуры -- устойчивых связей между
элементами -- одно из важнейших свойств системы. Устойчивость связи
обеспечивает целостность и тождественность системы, сохраняют ее
основные свойства при внутренних и внешних изменениях. Если же наука --
система знаний, то ее элементы, прежде всего, различные теории, а структура
-- связь между ними. Определить социологию как систему знаний -- значит
дать конкретное представление об изучаемом объекте в виде органически
связанных между собой теорией: теории личности, теории малых групп, слоев
(семьи, трудовых коллективов и т. п.), теории общества как социальной
системы и теории мирового сообщества. Последовательность теорий отражает
объективные связи и отношения между социальными общностями как объектами
и субъектами социальной деятельности. Ведь любая малая группа, социальный
слой, социальная общность имеет свою специфику, обладает
категориями, интегративными, то есть объединительными свойствами, но
ее нельзя понять, абстрагируясь от личности, из которых они состоят. Но
вместе с тем существует и «обратное» движение: представление о
личности при анализе малых социальных групп, слоев, социальных
общностей, когда представление о личности становится богаче и конкретнее
потому, что личность здесь ставится в новые связи и отношения.
Восхождение от абстрактного к конкретному совершается не только в
результате перехода от одной теории к другой, но и в пределах каждой из
них. Основными направлениями процесса перехода от одной теории к другой в
социологии личности есть, во-первых, последовательное раскрытие различных
свойств (потребностей, интересов, ценностей социальных установок и т. д.)
личности, которые завершаются системным определением личности как объекта и
субъекта; во-вторых, осуществление перехода от анализа личности к раскрытию
ее деятельности, образа жизни, их условий, средств и результатов; в-
третьих, анализ межличностных отношений, складывающихся в процессе ее
деятельности, поведения и общения, глубокого познания личности; в-
четвертых, выяснение социальных норм и отклонений в деятельности личности,
ее поведения в отношениях, определение типа личности.
В современной социологии преодолевается противопоставление объекта и
субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к
миру. Поиск истины социологией связывается с раскрытием возможностей
преобразований объектов в соответствии с гуманистическими ценностями.
Современная социология рассматривает личности, различные общности и
социальные системы не только как объекты, но и как субъекты деятельности.
Здесь-то в системе социологических знаний важное место занимает осевая
проблематика, интересы, ценности, социальные установки -- все то, что
определяет мотивацию поведения и деятельности людей. Процедура анализа
деятельности личности, общности людей осуществляется в науке в такой же
роли, что и обряд в религии или уголовно-процессуальном кодексе в
доказательстве вины. Если не соблюдена процедура вывод не может считаться
легитимным (законным), то есть научным. Конечно же, содержание социологии
имеет в основе субъективно-объективный характер. Игнорирование такого
обстоятельства делает невозможным изложение ее как системы знаний.
Социология -- не простая совокупность теорий, а единство теорий личности и
теории общностей,
теорий об обществе, об общественных
отношениях и т. п.
1.3. Структура
социологии
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она.
ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не
исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология
решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной
действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального
развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,
приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,
разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и
образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология
изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на
социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология
различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую
они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социологические знания -- единство теории и. практики. Теоретические
исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и
специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на
выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические
социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией
относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от
теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на
статистический анализ, методы конкретных социологических исследований
(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).
Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Теоретические знания -- знания универсальные, эмпирические
фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не
существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над
теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития
науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания
теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют
в конечном итоге, прогресс
любой науки, а, следовательно,
и социологии.
Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и
прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и
совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной
социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных
систем социология может давать ценные практические рекомендации и
обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на
конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а
составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология -- совокупность многообразных концепций,
разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им