Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 17:18, доклад
На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.
Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни.
На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Указанные тенденции остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм.
Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.
Параллельно возникают теории реформистского пути разрешения социального конфликта и развития общества. Другим важным теоретическим источником формирования социологических теорий стали естественнонаучные открытия (открытие клетки, создание теории эволюции).
Однако помимо теоретических предпосылок, формирование социологии обуславливалось созданием определенной методологической базы, позволяющей изучать общественные процессы. Методология и методика конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII–XVIII вв. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного исследования социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу уровня смертности.
Работа известного физика и математика Лапласа «
В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологической методологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Данная тенденция привела к возникновению такого социального явления, как урбанизация. Это, в свою очередь, вело к резкой социальной дифференциации, росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим огромными темпами формировалась новая прослойка общества – средний класс, который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок. Происходит укрепление института общественного мнения, возрастание числа общественных движений, выступающих за социальные реформы.
Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой – объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их «лечении» и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Большое значение для разработки методологии
и методики эмпирического социологического
исследования имела работа одного из крупнейших
статистиков XIX в.Адольфа Кетле «О
человеке и развитии способностей, или
Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые
исследователи считают, что именно с этой
работы можно начинать отсчет времени
существования социологии или, как выразился
А. Кетле, «социальной физики».
Эта работа помогла науке об обществе
перейти от умозрительного выведения
эмпирически не проверенных законов истории
к эмпирическому выведению статистически
рассчитанных закономерностей с применением
сложных математических процедур.
Наконец, прежде чем стать самостоятельной наукой, социология должна была пройти процесс институционализации. Данный процесс включает в себя следующие стадии:
1) формирование самосознания ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они имеют свой специфический объект и свои специфические методы исследования;
2) создание специализированных периодических изданий;
3) введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев, гимназий, колледжей, университетов и т. д.;
4) создание специализированных учебных заведений по данным отраслям знаний;
5) создание организационной формы объединения
ученых данных дисциплин: национальных
и международных ассоциаций.
Социология прошла все эти стадии процесса
институционализации в различных странах
Европы и США, начиная с 40-х гг. XIX столетия.
2. Предмет и структура социологии.
А) определение объекта социологии и
предмета социологического знания.
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.
Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являютсязаконы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.
Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии
выделял социальные факты,
под которыми он понимал коллективные
привычки, традиции, нормы, законы, ценности
и т.д.
Немецкий социолог Макс Вебер предмет
социологии видел в так называемыхсоциальных действиях,
т.е. таких действиях, которые ориентированы
на действия (ожидания) других людей.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
Б) Уровни социологического знания
Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейсясоциальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.
Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.
В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):
Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний - прикладная социология. Три верхних этажа - теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.
Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами — степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня — иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.
3. Место социологии в системе современного
научного знания.
Социология развивается не
изолированно, а в постоянной взаимосвязи
с другими общественными науками, занимая
при этом ведущую роль в системе общественных
наук. Во-первых, социология дает другим
общественным наукам научно обоснованную
теорию общества и его структурных элементов.
Во-вторых, представляет другим наукам
технику и методику изучения человека
и его деятельности, а также методы измерения
этой деятельности. Это проявляется, в
частности, в том, что другие общественные
науки “социологизируются”, в результате
чего в их недрах формируются новые направления
исследований – социальные: социально-экономические,
Политология, экономика, право и другие
общественные науки изучают лишь какую-то
одну сферу жизни общества, социология
же «изучает общество в целом как единую
целостную систему, как особый и единый
организм» с присущими ему свойствами,
отношениями и закономерностями функционирования,
которые проявляют себя в любой сфере
жизнедеятельности, будь то экономической,
правовой или политической. В то же время
любой общественный процесс, изучаемый
специальными науками, входит как неразрывная
часть в обобщенный, целостный социальный
процесс.
Поэтому можно сказать, что социология
– это генерализирующая (обобщающая),
по словам П.А. Сорокина, наука по отношению
к другим наукам, изучающим общество и
человека. С другой стороны, в своих генерализирующих
функциях социология зависит от открытий
в других науках, таких, например, как история,
экономика, политология.
Наиболее близкими по предмету исследования
к социологии наукам считают обычно социальную
антропологию и социальную психологию.
Однако социальная антропология занимается
изучением локальных, простых, доиндустриальных
культур и обществ для определения происхождения
и процессов развития человеческого рода
и человеческой культуры. Социология же
изучает современные сложные общества.
Кроме того, социальная психология
исследует психологические причины, механизмы
и закономерности поведения людей в группах
и обществах, а также психологические
характеристики индивидов, групп и общностей.
Исторически тесная связь существует
между философией и социологией. Философское
познание было первой попыткой на абстрактном
уровне не только обеспечить, но и изучить
социальную реальность, став тем самым
предшественницей социологии. В силу этого
философия и социология имеют общие аспекты
в изучении социальной реальности, ибо
и та, и другая наука рассматривают общество
в целом, в его системности. При этом социальная
философия выступает как общетеоретическая
и методологическая основа социологии.
Например, при изучении какой-либо этнической
общности социология базируется и на философских
концепциях, которые позволяют раскрыть
универсальные основания бытия любого
этноса. С другой стороны, социология,
давая конкретный анализ различных проявлений
общественной жизни, поставляет материал
для философских обобщений. Однако философия
и социология различаются между собой
предметом, а также целями и задачами исследования.
Основное различие социологического и
философского подходов состоит в том,
что социология уделяет главное внимание
осмыслению полученного эмпирического
материала, а философия – сосредотачивается
на философском осмыслении теоретических
источников.
Немало общего есть между социологией
и историей. Обе науки изучают общество
как целое во всех его конкретных проявлениях, основываясь
на исследовании конкретных фактов общественной
жизни. Однако, если историческая наука
изучает только то, что уже свершилось,
то социология переносит центр тяжести
своих исследований на современность.
Социология отличается от истории и по
предмету исследования: если история изучает
все стороны, формы проявления общественной
жизни, то социология – только “социальное”
в обществе. Кроме того, социология отличается
от истории и социологии по своей природе и
сущности: социология выявляет повторяющееся,
типичное, сущностное в данном ряду социальных
явлений, и процессов, история же – конкретно-хронологический
ход событий во всей их индивидуальности,
неповторимости.
Тесная связь существует между социологией
и политологией. Политология
в стремлении раскрыть закономерности
политической жизни как одной из сфер
жизни общества, не может не учитывать
особенности общества как целостной социальной
системы, на что направлен социологический
анализ. Вместе с тем общество нельзя понять
и тем более реформировать без учета воздействия
на его развитие политических структур
и политических режимов. Особенно четко
проявляется связь социологии и политологии
в появлении такой специальной социологической
теории, как социология политики. Политическая
социология в то же время является частью
политологического знания. Однако, социология
и политология – разные науки: социология
исследует социальную жизнь, политология
– политическую реальность, политическую
жизнь.
Следует отметить, что взаимная связь
существует также между социологией и
экономическими науками, социологией
и правовыми науками, социологией и этикой,
социологией и педагогикой. Поэтому можно
сказать, что в широком смысле все общественные
науки взаимосвязаны и составляют одну
совокупную науку об обществе, взаимообуславливают
существование друг друга, хотя выделяют
различные аспекты исследования.
4. функция социологии и её роль в общественном развитии
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.
Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».
Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.
Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.
Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.
Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.
Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.