Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:01, реферат
Вопросы, связанные с культурой, весьма актуальны в социологии. Во-первых, социология не может не учитывать, что современное человечество переживает глубокую культурную трансформацию, полную противоречий. Во-вторых, культура – это важнейшая характеристика общества, человека; культурные феномены всеобъемлющи, напомним, что общество определяется как социокультурная система.
Разнообразнейшие явления культуры изучаются многими отраслями знания – философией, культурологией, историей, искусствоведением, языкознанием, политологией, наконец, социологией.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Определения культуры……………………………………………………….4
2. Компоненты культуры: нормы, ценности, символы………………………..8
3. Культурные универсалии…………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………...................................17
Ценности. Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы, например, в секулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Для граждан секулярных стран она формулируется в юридических правах личности – свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции. В исламских странах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги.
Символы и язык. Нормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах и нормах, как их мысленно «прокручивать» и как оценивать поведение других с учетом этих правил? Ответ подсказывают символы. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. К примеру, слово «телефон» – символ, который, будь он произнесен или написан, обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, поскольку символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы – это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.
Формы символов различны, например
жесты – позы или телодвижения,
которые обладают социальной значимостью.
Если в знак отрицания русские
качают головой, то жители Адмиралтейских
островов для выражения негативной
реакции быстро касаются носа пальцем
правой руки, а турки демонстрируют
отрицательное отношение к
Самые важные символы содержатся
в языке – социально
Гипотеза лингвистической относительности. Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. Следует ли из этих лингвистических различий, что если люди говорят на каком-то определенном языке, то они ощущают социальную реальность иначе, чем те, кто говорят на другом языке? Формирует ли наш родной язык то, как мы воспринимаем и интерпретируем мир? Эдвард Сепир и его студент Бенджамин Л. Уорф отвечают на эти вопросы утвердительно. В так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепир и Уорф утверждают, что языки «делят» и концептуализируют мир опыта по-разному, создавая для нас различные реальности. С этой точки зрения данная гипотеза означает, что человек избирательно сортирует поступающие сенсорные импульсы так, как его запрограммировано языком, пропуская одни вещи и отбрасывая другие. Следовательно, опыт, воспринимаемый через один набор лингвистически структурированных сенсорных фильтров в значительной степени отличается от опыта, воспринимаемого через другой набор.
Согласно гипотезе Сепира-Уорфа, логический строй мышления определяется языком. Характер познания действительности зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические явления позволяют создать сходную картину Вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем» (С. Уорф)
[1, 115-119].
Большим достоинством культуры
является то, что она позволяет
людям преодолевать замедленность
генетической эволюции. Модели поведения,
генетически присущие организму, не
дают возможности быстро приспосабливаться
к меняющимся условиям. Что касается
изменений в культуре, то они могут
происходить достаточно быстро. Некоторые
социологи даже утверждают, что культурная
эволюция возобладала над биологической
эволюцией как главным
Хотя культура предоставляет ориентиры повседневной жизни – план или карту жизнедеятельности, эти ориентиры у разных обществ часто различны. То, что в одних обществах рекомендуется или является обязательным, в других не рекомендуется и запрещается; «хорошее» и «желательное» у одного народа рассматривается как «плохое» и «нежелательное» у другого. Но следует ли делать из этого вывод, что культуры различаются во всех отношениях и, следовательно, их не стоит и сравнивать? Или, поставив вопрос иначе, можем ли мы говорить о культурных универсалиях – типовых и повторяющихся аспектах жизни, которые проявляются во всех известных обществах?
Такие общие знаменатели, или культурные константы, на самом деле существуют. Причину найти несложно. Все люди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечивать себе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться с невзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать свою семейную жизнь и т.д. Культура – это совокупность решений проблем, поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.
Джордж Питер Мердок и
его коллеги в Йельском университете
разработали классификацию
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.
Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.
Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.
Массовая культура. Это
кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна,
ориентирована на самую широкую
аудиторию, потребление ее продуктов
не требует специальной
Субкультуры. Это части
культуры, присущие определенным социальным
группам или связанные с
Этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм и релятивизм – это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней. Этноцентризм делает одну культурную форму эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких выражениях, как «избранный народ», «истинное учение», «сверхраса», и в негативных – «отсталые народы», «примитивная культура» «грубое искусство».
Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенности ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента могут рассматриваться только в контексте определенной культуры.
Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувства гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование [3, 208].
Заключение
Таким образом, культура – это характеристика человеческого общества, к тому же не наследуемая биологически, а связанная с обучением. Это то, что отличает человека от животных, культура – это характеристика человеческого общества, она не наследуется биологически, но предполагает обучение и напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме. Она дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» – запретов, поощрений, императивов. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.
Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Обычаи и представления относятся к привычным и обыденным условностями, которых мы придерживаемся в своей повседневной деятельности. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей. Ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого.
Универсалии относятся к широким, всеобъемлющим категориям, а не к содержанию культуры. Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий. Элитарная культура - элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию. Народная культура создается анонимными творцами. Массовая культура – это кино, печать, поп-музыка, мода. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – сочетание этноцентризма и культурного релятивизма.
Список использованной литературы
3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 448 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).