Социология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личность 4
2. Теория личности 9
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации 13
Заключение 16
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

sotsiologia 2.docx

— 35.46 Кб (Скачать файл)

Поведенческая теория личности имеет  еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного  подхода, личность — это система  социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система  внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности  — с другой. Согласно поведенческой  теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

 Деятельностная теория личности  получила наибольшее распространение  в отечественной психологии. Среди  исследователей, внесших наибольший  вклад в ее развитие, следует  назвать, прежде всего, С. Л.  Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках  деятельностной теории, личность  — это сознательный субъект,  занимающийся определенное положение  в обществе и выполняющий социально  полезную общественную роль. Структура  личности — это сложно организованная  иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера,  самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных  свойств личности.

Сторонники диспозициональной  теории личности считают главным  источником развития личности факторы  генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно  влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды6. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.

 

 

3. Основные факторы формирования личности, ее социализации

 

Основные  факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт7.

На  формирование личности определенное влияние  оказывают биологические факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой  опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого  состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация  охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек  приобретает социальную природу  и способность участвовать в  социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение  индивида: семья, соседи, сверстники в  детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру , необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс  формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям8:

    стадии подражания и копирования  детьми поведения взрослых;

    игровой стадии, когда дети осознают  поведение как исполнение роли;

    стадии групповых игр, на которой  дети учатся понимать, что от  них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд . По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый стремлением  к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания  врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с  определенными участками тела, так  называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой  зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже , сохраняя идею различных  стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке  в зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .

Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими  моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует  ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей  мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение  детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические  приметы детства: отказ от детских  мифов (таких, например, как всемогущество  авторитета или идея о том, что  наши требования должны быть законом для окружающих).

 

Заключение

 

Человек представляет собой целостное  единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного  и прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Главным результирующим свойством  личности выступает мировоззрение.

Особым компонентом личности является ее нравственность.

Личность — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности.

Понятие человеческой уникальности имеет  существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма  функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается  одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и  общественных отношений.

Человеческое общество — это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Степень свободы человека зависит  от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Смысл жизни человека раскрывается в многообразных видах деятельности–  в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении наукой, литературой и  искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство — не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Призвание, назначение каждого человека не в том, чтобы готовить себя к  «потусторонней жизни», но и не в  том, чтобы стремиться к неограниченному  удовлетворению своих биологических  потребностей и инстинктов, а в  том, чтобы всесторонне развивать  свои физические и духовные силы, все  свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими  формами зла формируется человек  большой души и светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных им ценностей, ради которых  стоит жить.

 

Список литературы:

 

  1. Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.
  2. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  3. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардари-ки, 2005.
  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.
  5. Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.

1 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.

2 Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.

3 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.

4 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.

5 Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.

6 Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.

7 Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардари-ки, 2005.

8 Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.




Информация о работе Социология личности