Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:37, контрольная работа
Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем.
Введение 2
1.Понятие “человек”, “личность”, “индивид”, “индивидуальность”. Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личность 4
2. Теория личности 9
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации 13
Заключение 16
Список литературы: 18
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Деятельностная теория
Сторонники диспозициональной
теории личности считают главным
источником развития личности факторы
генно-средового
3. Основные факторы формирования личности, ее социализации
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт7.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические
Этапы социализации
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация
охватывает все процессы приобщения
к культуре, обучения и воспитания,
с помощью которых человек
приобретает социальную природу
и способность участвовать в
социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все
Для
успешной социализации, по Д. Смелзеру
, необходимо действие трех фактов: ожидания,
изменения поведения и
стадии подражания и
игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
стадии групповых игр, на
Одним
из первых выделил элементы социализации
ребенка З. Фрейд . По Фрейду, личность
включает три элемента: “ид” – источник
энергии, стимулируемый стремлением
к удовольствию; “эго” – осуществляющий
контроль личности, на основе принципа
реальности, и “суперэго” , или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется
Фрейдом процессом
Французский психолог Ж. Пиаже , сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .
Многие
психологи и социологи
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение.
Особым компонентом личности является ее нравственность.
Личность — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности.
Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Человеческое общество — это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Степень свободы человека зависит от характера и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана со свободой общества. С другой стороны свободное развитие общества зависит от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Смысл жизни человека раскрывается
в многообразных видах
Призвание, назначение каждого человека
не в том, чтобы готовить себя к
«потусторонней жизни», но и не в
том, чтобы стремиться к неограниченному
удовлетворению своих биологических
потребностей и инстинктов, а в
том, чтобы всесторонне развивать
свои физические и духовные силы, все
свои способности. В борьбе за земные
цели, за создание достойных человека
условий жизни, в борьбе с многоликими
формами зла формируется
1 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
2 Штомпка А. Социология. — М.: Логос, 2008.
3 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
4 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
5 Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.
6 Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007.
7 Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.М. Общая социология: учебное пособие / под ред. З.Т. Голенковой. — М.: Гардари-ки, 2005.
8 Адорно Т. Введение в социологию. — М.: Праксис, 2010.