Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:09, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос
о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы
закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая
школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо
явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в
понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
Понятие личность вводится для выделения, подчёркивания неприродной сущности
человека и индивида, то есть акцент делается на социальном начале.
В своём первоначальном значении личность – это маска, роль, исполнявшаяся
актёром в греческом театре
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
Итак, изучение личности опосредуется изучением её деятельности и, по сути,
сводится к:
v определению
системообразующего звена,
v выяснению
принципа осуществления
свободная, отчуждённая или неотчуждённая;
v изучению характера связи между различными видами деятельности, степени
их иерархизированности;
v исследованию уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена
целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в
ранг наиболее важных, основополагающих.
Типология личности
Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом
соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования
к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в
системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и
т.д. Процесс формирования личности труден и многократно опосредован.
На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного
субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные
типы личности.
Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной
активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой
активности, которая может
быть созидательной и
сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от
социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и
ценностных ориентаций, включая нормативный канон человека, представления о
том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля
мышления и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности – продукт сложного переплетения
историко-культурных и социально-экономических
условий жизнедеятельности
В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более
конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую
принадлежность.
Для Э. Фромма (1900-1980) социальный тип личности как господствующий тип
характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера,
которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от
индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры».
Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он
позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и
приобрести чувство
человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера:
рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.
Типы личности:
В социологии принято выделять также модальный, идеальный и базисный типы
личности. Модальный тип личности – тот, который реально преобладает в
данном обществе. Идеальный тип личности не привязан к конкретным
условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторонне и
гармонично развитая личность у К.Маркса или новый Человек Э.Фромма.
Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям
современного этапа
личности – это отражение того, как общественная система влияет на
ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.
Социализация личности
Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются
как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их
неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.
Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду
единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления
и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности
общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов,
общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем
воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.
Понятие “развитие личности”
характеризует
поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
Социализация представляет
собой процесс становления
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с
обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется,
полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов:
ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.
Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1)
стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии,
когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр,
на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-
моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия
конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации
продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация
взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на
то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в
детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд
предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как
продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются
психологические приметы детства: отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы
социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией
называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.
Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.
Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности.
Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей,
соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.
Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими
людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой,
контролирующей формой выступает совесть.
Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс, с помощью которого
усваиваются специфические
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального наущения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,
постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено
внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое
время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание
будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на