Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 17:19, реферат
Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствии единства в понимании того, что есть личность – характерная черта современной социологии.
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
КазУМОиМЯ 2015 |
Реферат на тему: |
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ |
Выполнила: Байрамова Марал |
Проверила: Тамара Васильевна |
Содержание:
Введение
1. Личность и концепции её понимания
2. Типология личности
3. Социализация личности
4. Взаимодействии личности и общества
как основа социально-культурной саморегуляции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любая социологическая теория всегда
предлагает свой вариант ответа на вопрос
о том, как строятся отношения между личностью
и обществом, каковы закономерности поведения
личности и чем они определяются. Поэтому
каждая школа в социологии либо создаёт
свою объяснительную модель личности,
либо явно или неявно пользуется уже существующими
моделями. Отсутствии единства в понимании
того, что есть личность – характерная
черта современной социологии. Понятие
личность вводится для выделения, подчёркивания
неприродной сущности человека и индивида,
то есть акцент делается на социальном
начале.
В своём первоначальном значении личность
– это маска, роль, исполнявшаяся актёром
в греческом театре. Для древних греков
личность вне общины, вне полиса не существовала.
В христианстве личность понималась как
особая сущность, как синоним нематериальной
души, а эпоха Ренессанса выдвигает на
передний план самосознание, и личность
практически отождествляется с понятием
«Я».
Многомерная, сложноорганизованная природа
человека, широта и многообразие его социальных
связей и отношений определяют множество
теоретических подходов и позиций в понимании
этого феномена, множество различных моделей,
образов человека в современной социологии.
Один из них – образ человека как совокупность
социальных ролей.
В своей работе я попробую рассмотреть
такие вопросы: определения самого понятия
личность, социализации личности и взаимодействия
личности и общества как основы социально-культурной
саморегуляции.
Личность и концепции
её понимания
Личность – выражение социальной сущности
и содержания человека как субъекта деятельности
и общественных отношений. Личность выступает
как носитель общих и специфических социальных
свойств человека, характеризующих его
национальную и классовую принадлежность,
профессию и вид деятельности, мировоззрение
и ценностные ориентации, интересы, цели,
идеалы. В процессе своей жизнедеятельности
в обществе личность играет различные
социальные роли.
Существует 4 концепции понимания личности:
1. Ролевая концепция
Ролевая концепция личности возникла
в американской социальной психологии
в
30-х годах XX в. (Дж. Мид) и получила широкое
распространение в различных социологических
течениях, прежде всего, в структурно-функциональном
анализе. Т. Парсонс и его последователи
рассматривают личность как функцию от
того множества социальных ролей, которые
присущи любому индивиду в том или ином
обществе.
Социальная роль – это модель поведения,
объективно заданная социальной позицией
личности в системе общественных и межличностных
отношений.
Социальная роль распадается на ролевые
ожидания – то, чего согласно
«правилам игры» ждут от той или иной роли,
на ролевое поведение – то, что человек
реально выполняет в рамках своей роли.
Всякий раз, беря на себя ту или иную роль,
человек более или менее чётко представляет
связанные с ней права и обязанности, приблизительно
знает схему и последовательность действий
и строит своё поведение в соответствии
с ожиданиями окружающих.
Общество при этом следит, чтобы всё делалось
«как надо». Для этого существует целая
система социального контроля – от общественного
мнения до правоохранительных органов
– соответствующая её система социальных
санкций
– от порицания, осуждения до насильственного
пресечения.
Деятельность рассматривается при этом
в структурном и функциональном аспектах.
Структурный аспект предполагает выяснение
строения самой деятельности и определение
составляющих её элементов. Функциональный
аспект концентрирует внимание на том,
как, каким образом осуществляется деятельность.
Итак, изучение личности опосредуется
изучением её деятельности и, по сути,
сводится к:
* определению системообразующего звена, доминантного вида деятельности;
* выяснению принципа осуществления деятельности – вынужденная или свободная, отчуждённая или неотчуждённая;
* изучению характера
связи между различными видами
деятельности, степени их
* исследованию уровня
осуществления каждого из
Ни один из вариантов понимания личности
не исчерпывает этого феномена целиком,
каждый из них рассматривает отдельные
её проявления, возводя их в ранг наиболее
важных, основополагающих.
Типология личности
Каждое общество заинтересовано в определённом,
наилучшим образом соответствующем ему
типе личности и потому предъявляет свои
требования к формированию социального
характера. Это находит своё воплощение
в системе образования и воспитания, в
средствах массовой информации и т.д. Процесс
формирования личности труден и многократно
опосредован.
На основе одинакового объективного положения,
но вследствие разного субъективно-оценочного
отношения к нему могут складываться различные
типы личности.
Социальное поведение можно оценивать
количественно - по уровню социальной
активности людей - и качественно - по характеру
и направленности этой активности, которая
может быть созидательной и разрушительной,
сознательной и стихийной и пр. И то и другое
зависит, во- первых, от социальной структуры
общества, во-вторых, от его нормативной
культуры и ценностных ориентаций, включая
нормативный канон человека, представления
о том, каким он должен или не должен быть,
в-третьих, от установок, стиля мышления
и самосознания отдельных индивидов.
Социальный тип личности – продукт сложного
переплетения историко- культурных и социально-экономических
условий жизнедеятельности людей. В социологии
предлагаются различные варианты социальной
типологии личности.
Так, М.Вебер за основу типизации берёт
специфику социального действия, более
конкретно – степень его рациональности,
К.Маркс – формационную и классовую принадлежность.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Французский психолог
Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий
в развитии личности, делает акцент на
развитии познавательных структур индивида
и их последующей перестройке в зависимости
от опыта и социального взаимодействия.
Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная
(от рождения до 2 лет), операциональная
(от 2 до 7), стадия конкретных операций
(с 7 до 11), стадия формальных операций (с
12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают,
что процесс социализации продолжается
в течение всей жизни человека, и утверждают,
что социализация взрослых отличается
от социализации детей несколькими моментами.
Социализация взрослых скорее изменяет
внешнее поведение, в то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на
то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве
в большей мере имеет дело с мотивацией
поведения. Психолог Р.Гарольд предложил
теорию, в которой социализация взрослых
рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором
изживаются психологические приметы детства:
отказ от детских мифов.
Каковы же механизмы социализации? Уже
З.Фрейд выделил психологические механизмы
социализации: имитацию, идентификацию,
чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка
ребенка копировать определенную модель
поведения. Образцами для подражания могут
выступать родители, родственники, друзья
и т.д. Идентификация — способ осознания
принадлежности к той или иной общности.
Эстафету социализации личности принимает
школа. По мере взросления и подготовки
к выполнению гражданского долга совокупность
усваиваемых молодым человеком знаний
усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний.
Так, в детстве ребенок, подросток учится
понятию о Родине, в общих чертах начинает
формировать свое представление об обществе,
в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует
вопрос: почему так различен процесс социализации
личности, почему школа выпускает в жизнь
индивидов, отличающихся не просто своими
взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят
друг другу? Мощным инструментам социализации
личности выступают средства массовой
информации - печать, радио, телевидение.
Ими осуществляется интенсивная обработка
общественного мнения, его формирование.
При этом в одинаковой степени возможна
реализация как созидательных, так и разрушительных
задач.
В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие (или происходящие) изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
Заключение
Социология личности – отрасль социологии,
изучающая личность как социальное явление,
её взаимодействие с различными социальными
группами и обществом.
В своей работе я попыталась дать определение
понятию «личность», рассмотреть концепции
её понимания, их сходства и различия,
рассмотрела такой вопрос как «социализация
личности». Социализация представляет
собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение
социально значимых характеристик сознания
и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается
с первых лет жизни и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека, хотя,
разумеется, полномочия, права и обязанности,
приобретенные им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью завершен:
по некоторым аспектам он продолжается
всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим
о необходимости повышения педагогической
культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении
правил межличностного общения.
Список использованной
литературы
1. Материалы «Международной научно-практической
конференции xxi век: духовно-нравственное
и социальное здоровье человека»
2. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н.,
Юнити – Москва, 2002 г.
3. Социология, Кравченко С.А., Экзамен –
Москва, 2002 г.
4. Социология социальных изменений, Штомпка
П., Москва, 1996 г.
5. Что такое личность, Ильенков И.В., Москва
1991 г.
6. http://www.yandex.ru