Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:36, реферат
По мнению многих ученых-социологов, вопросы, связанные с коллективным поведением, наиболее сложные в социологии. Действительно, очень трудно применять научные методы к таким малопонятным явлениям, как поведение толпы, бунт, паника или преклонение перед лидером. Разве можно себе представить социолога, который берет интервью у человека в беснующейся толпе или во время паники? Каждый из нас ограничен возможностями нашего видения ситуации и участия в событиях. В основном социолог использует данные, полученные от находящихся в спокойной обстановке людей, свободных от влияния социальных групп. Еще сложнее понять природу коллективного поведения, если ограничиваться информацией, почерпнутой из газет, писем или других документов, где крайне редки опросы прямых участников событий, но и они могут говорить о проявлениях коллективного сознания только в ретроспективе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Социальная общность и социальная группа.
1.1 Социальная группа и их роль в общественной жизни…………………...…5
1.2 Структура и организация группы……………………………………………7
1.3 Культура группы……………………………………………………………...8
1.4 Цели деятельности……………………………………………………………8
2. Социология малых групп
2.1 Понятие социология малых групп.................................................................. 9
2.2 Этапы формирования и развития рабочих групп………………………….11
3. Сфера коллективного поведения.
3.1 Коллективный характер отношений с товарищами по работе…………...12
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...20
Семья - это исторически изменяющаяся социальная группа, универсальным признаком которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.
Кроме того, малая группа - непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность - общество».
2.2 Этапы формирования и развития рабочих групп
Модель Б. Такмена используют при анализе формирования команд, а именно: 1) формирование, 2)возмущение (или смятение, конфликт), 3)упорядочение (или нормирование), выполнение (или решение задачи) и 5)прекращение деятельности (или расформирование группы). А сам термин "команда" предполагает качественно особый, наивысший уровень функционирования малой группы. Иные модели группообразования. В 1977 году Н. Обберу, удалось сконструировать модель процесса развития малой группы, предполагающую следующие четыре стадии группообразования:
1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей - это период "апатично-иерархического" состояния группы;
2) возмущение - разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий;
3) формирование инструментальных норм -- ему сопутствует растущая гармонизация отношений партнеров по группе;
4) выполнение - этап образования функциональных ролей, установления гибкой взаимозависимости отношений.
В качестве одного из примеров можно привести предложенную Е. Маори модель развития малой группы, ориентированной на решение задач инструментального типа. Модель предполагает следующие четыре фазы инструментального движения группы в "поле" решения задачи:
1) латентную - этап ознакомления с задачей;
2) адаптационную - соотнесение возможностей членов группы с требованиями задачи и их функциональное соподчинение в зависимости от этого;
3) интегративную - этап объединения общих усилий, координации индивидуальной и групповой стратегии действии;
4) фазу достижения требуемого решения.
3. Сфера коллективного поведения
3.1 Коллективистский характер отношений с товарищами по работе
Хорошие отношения с товарищами по работе можно уверенно отнести к числу наиболее устойчивых традиционных норм трудовых отношений, имевших высокое значение, как в советское, так и постсоветское время. Общеизвестно, что "хорошие товарищи по работе" являются традиционной и общепризнанной трудовой ценностью в России. В иерархии трудовых ценностей она занимала второе место после "хороший заработок". Стабильно высокая удовлетворенность взаимоотношениями между товарищами по работе отмечалась в многочисленных исследованиях, проведенных под руководством В.Д. Патрушева, на предприятиях с разными формами собственности. Устойчивость высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями наблюдалась во все годы исследований.
Доля удовлетворенных ("полностью" и "скорее") после незначительного снижения в 1990-е годы стабилизировалась в 1999 г. на уровне 90%, а доля неудовлетворенных никогда не превышала 5%. По сравнению со всеми остальными сторонами труда взаимоотношения с коллегами являются наиболее высоко оцениваемым элементом производственной ситуации.
Особую актуальность приобретает анализ динамики отношений с коллегами по работе на новых частных предприятиях, поскольку здесь в практике менеджмента не наблюдается культивирования коллективистских отношений в труде. Напротив, такие формы управления персоналом как индивидуальные контракты, развитие у рабочих конкуренции за получение выгодного задания, индивидуально-сдельная оплата за его выполнение, противодействие организации профсоюзов, ориентированы на развитие индивидуальной ответственности рабочего за свой труд.
Тем не менее, за период с 1993 по 2002 г. доля удовлетворенных состоянием взаимоотношений с коллегами возросла с 76 до 89%, а доля неудовлетворенных снизилась с 7 до 4%. Данный элемент производственной ситуации оказался единственным, оценка которого на протяжении девяти лет последовательно улучшалась.
Уже в начале 1990-х гг., когда мы впервые столкнулись с данным феноменом, дополнительный анализ его связи с другими элементами производственной ситуации показал, что удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами по работе является значимым конструктивным фактором трудового поведения.
Была выявлена его положительная связь с показателями коллективной ответственности за использование рабочего времени, работу цеха и предприятия. Дальнейший анализ показал, что хорошие отношения с товарищами по работе имеют не меньшее значение и для рабочих частного предприятия, даже если политика менеджмента направлена на искоренение предпосылок к их укреплению.
В исследованиях 1999 г. выявлено, что повышению оценок отношений с товарищами по работе способствует такой фактор как уверенность в получении от них помощи при трудных житейских обстоятельствах. Среди тех, кто всегда может рассчитывать на помощь товарищей по работе, а таких оказалась 1/3 от числа опрошенных, большинство (64%) полностью удовлетворены отношениями с товарищами по работе, тогда как среди тех, кто на это рассчитывать не может - 39%. В исследованиях (2007 и 2008 гг.) эта положительная связь подтвердилась.
Чем в большей мере рабочие могут рассчитывать на помощь, тем выше удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами. Степень уверенности в том, что рабочие всегда могут опереться на своих коллег, по данным всех проведенных исследований, составляла, примерно, около 2/3 от числа опрошенных.
Впрочем, такая уверенность характерна не только для рабочих, проявляется она и у опрошенных инженеров (2007 г.). В целом можно утверждать, что коллективистские (нормы взаимопомощи на работе и в быту), а не индивидуалистические принципы являются конструктивным фактором высоких оценок отношений с товарищами по работе.
Таким образом, в относительно благоприятных условиях труда (1990 г.), когда еще сохранялась моральная сила трудового коллектива и играла существенную роль ценность "принести своим трудом больше пользы обществу", хорошие отношения с товарищами по работе могли существенно компенсировать неудовлетворенность размером заработной платы. В неблагоприятные годы, когда снижение реального размера заработной платы становится критическим (особенно 1999 - посткризисный год), либо, напротив, начиная с 2002 г., когда наметившийся рост заработной платы рабочих лишь обострил возросшие притязания на нее, а другие нематериальные формы вознаграждения трудовых усилий были утрачены либо не имели такого значения (вводимые социальные пакеты), компенсационная роль хороших отношений с товарищами по работе резко снижается. Они сохраняются у большинства рабочих, но они мало связываются с решением задач предприятия, еще меньше с преданностью ему, готовностью при необходимости "затянуть пояса" ради корпоративных интересов. Об этом свидетельствуют ответы рабочих о роли трудового коллектива в проективной ситуации выбора стратегии поведения.
Ценность трудового коллектива как фактор готовности "затянуть пояса" уступает ценности сохранения рабочего места и еще более незначим по сравнению с готовностью рабочих уволиться с предприятия, а не оставаться и терпеть задержки заработной платы. Большинство рабочих машиностроительного предприятия в небольшом городе Пермской области (2008 г.) с населением немного более 15 тыс. даже в ситуации небольшого выбора на рынке труда не хотят "затягивать пояса" ради интересов предприятия.
Выявлено, что для рабочих, предпочитающих увольнение с предприятия ценностям трудового коллектива и сохранения рабочего места, характерны: более низкий уровень ответственности за использование рабочего времени, работа предприятия в целом и удовлетворенность размером заработка, но более высокая степень уверенности найти работу по специальности или близкую к ней на внешнем рынке труда.
Существенно, что почти вдвое по сравнению с 1993 г. снизилась доля рабочих, которых все устраивает в отношениях с товарищами. Это говорит о том, что синкретические оценки у большинства рабочих сменились на более избирательные, взыскательные. Примерно втрое выросла неудовлетворенность рабочих тем, что каждый "сам за себя", может указывать на укрепление индивидуалистических принципов взаимоотношений в рабочей среде. Этому во многом способствует развитие конкуренции среди рабочих. Замечено, чем больше возможностей для повышения заработка у рабочих, тем сильнее конкуренция между ними за получение выгодных заданий. Невозможность конкурировать на основе имеющейся квалификации приводит к росту угодничества перед начальством за получение выгодного задания, работы в целом, что было выявлено в исследовании 2007 г. на одном из успешных машиностроительных предприятий Подмосковья. Для понимания содержания структуры неудовлетворенности в отношениях с товарищами по работе важную роль играют ответы рабочих, которых "все устраивает" в таких отношениях. Для них характерны более высокий уровень удовлетворенности во взаимоотношениях с коллегами в целом, большая уверенность, что им окажут помощь в трудную минуту, и, что очень важно, размер их заработка главным образом зависит от взаимоотношений с руководством.
Таким образом, культурные традиции взаимопомощи в работе, коллективной ответственности за использование рабочего времени, хороших отношений с товарищами по работе продолжают сохраняться у большинства рабочих в постсоветское время. Однако происходит это скорее по инерции, а не под влиянием новых менеджериальных технологий или организованных усилий самих рабочих. Их сохранению способствуют успешная деятельность предприятий, лучшие возможности для заработка, устоявшиеся традиции советских принципов организации труда. Одновременно в трудовом поведении происходит процесс укрепления индивидуалистических рыночных стратегий. Нежелание большинства рабочих терпеть задержки заработной платы (в проективной ситуации), готовность позиционировать себя на рынке труда показывают, что былые ценности хорошего трудового коллектива и хороших отношений с товарищами по работе перестают сегодня быть определяющими факторами. В целом, можно утверждать, что по мере становления предприятий на новых основах отношений собственности: будь то частной, созданной "с нуля", либо бывшей государственной, а ныне акционерной, происходит распространение трудового корпоративизма на основе культурных традиций советского прошлого. Причем преобладающую роль в этом играют не специально разработанные управленческие технологии, а культурные практики самих работников.
Заключение
Таким образом, общий гуманистический подход к обществу в современной социологии признает значимость всех социальных групп, поскольку различие в их положении приводит к разным интересам, согласование которых является основной целью социальной политике общества.
Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе. Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами общественных отношений. С одной стороны они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой - на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений.
Исследование показало, что высокая степень удовлетворенности взаимоотношениями с товарищами по работе может оказывать положительное влияние на оценку важнейшего элемента производственной жизни - удовлетворенность размером зарплаты. Связь между данными переменными обнаруживалась во всех исследованиях до 1999 г. и подчеркивала ведущую роль удовлетворенности взаимоотношениями с товарищами по работе. С 1999 г. по настоящее время (2012 г.) перестала быть статистически значимой.
Что не устраивает в отношениях с товарищами по работе, позволившие обнаружить проявления как роста индивидуалистических ориентации, так и тенденции к солидаризации с коллегами. Следует учитывать, что отмеченная раннее высокая степень удовлетворенности взаимоотношениями с товарищами по работе является агрегированным показателем, структура удовлетворенности и не удовлетворенности при этом не раскрывается.
Литература
1. Социология /Волков Ю.Г.; под общей ред. Доктора философских наук, проф. В.И. Добренькова - изд. 4-е Ростов Н/Д: Феникс 2008-571 (2) Высшее образование.
2. Социология и психология труда: с 69. Учебное пособие 41 2-е изд. Стереот/ под ред. П.А. Злотина - М.: МРИУ, 2007 - 426с.
3. «Социология и психология труда» ч.1 Москва 2007 Учебное пособие 215с.
4. Социология / Кравченко С.А. 3-е изд. серия Учебник для вузов 2007-750 с.
5. Социология / Кравченко С.А. Деловая книга 3-е изд. Екатеринбург 2003-384 с
6. Социология: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков - М: изд. «Экзамен» 2007-478с.
7. Социология: учебник - 3-е изд. Доп-М 2000-344с
8. Социология / С.И. Самыгин, Г.О. Перов ростов на Дону изд. Март 2001 - 191с
9. Журнал 2008 года №12 «Социология и отношение»
20