Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.

Файлы: 1 файл

Социология Microsoft Word.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

                                  Социология молодежи

   Одна из актуальных отраслей современной социологии  - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи  и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.

   Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы. 

 Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология— инструменты сбора и анализа фактической информации. В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

   Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

   Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.». Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

   С одной стороны, властные структуры не осознают того, что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами массовой культуры. Основные проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.: «Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.».

   Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь. Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

   Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и спорта. Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее.

   Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе, общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить, и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению. Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности, которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.  

 Очень часто приходится  слышать от старшего поколения,  что наша жизнь сегодня не  та, что прежде, что наше общество  должно измениться. Но что нужно  сделать для этого? В первую  очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.   

 Итак, жизненные ценности  сегодняшней молодёжи определяют  образ нашего “завтра”, поэтому  актуальность темы не ставится  под сомнение. Выяснить, каковы же  эти ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.

Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи

Предмет социологии молодежи охватывает следующие аспекты:

- Выработка понятийно  - категориального аппарата для  определения сущности молодежи, специфики ее жизнедеятельности в обществе;

- анализ состояния  и динамики ценностных ориентаций  молодежи;

- Изучение процессов  формирования политических, моральных,  профессиональных и эстетических  интересов и позиций;

- Изучение факторов, влияющих  на формирование сознания и реального поведения различных групп молодежи;

- Определение понятия  «молодежь»и установления ее  возрастных границ ;

- Изучение механизма  формирования сознания молодежи, соотношение биологического и  социального, а также факторов, влияющих на сознание и поведение человека;

- Исследование взаимодействия  поколений и определение роли  возрастных этапов в структуре  жизненного цикла человека;

- Изучение механизмов  социализации и воспитания молодого  поколения, приобретение социальной  зрелости и становления молодежи как субъекта истории.

   Объект социологии молодежи - молодежь, то есть большая социально -демографическая группа, которую выделяют на основании совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических особенностей.

   Молодежные проблемы изучают также социология труда, социология образования, социология брака и семьи, социология воспитания, социология девиантного поведения. Эти отрасли социологического знания исследуют молодежь в отдельных сферах ее жизнедеятельности. Их данные помогают составить полную картину молодежных проблем, процессов, явлений.

   Социология молодежи не только заимствует полученные ими знания, но и интегрирует их в целостную систему, благодаря чему перебирает на себя функции целостного системного анализа молодого поколения в социальной структуре, политическом, экономическом, социальном и духовной жизни общества.

   Предметом научного анализа стали социально-психологические особенности, развитие интересов и потребностей молодых людей. По мнению многих ученых, социально- психологическое развитие молодежи характеризуется неравномерностью, напряженностью, наличием и повторяемостью конфликтных ситуаций. Считают, что она, по сравнению со старшими поколениями, являются нетерпимыми, острее реагирует на противоречия действительности, не так жестко «вписана» в общество, мобильна, скорее усваивает новое. Ее характеризуют и повышенная требовательность, критичность к старшим поколениям, недооценка объективной обусловленности опыта старших по возрасту, переоценка собственной способности к самостоятельной деятельности. Именно в молодости динамично формируются социальные мотивации, самоанализ и скорость реакции, однако значительно меньше, чем во взрослом возрасте, беспокоят безопасность близких и ответственность за них.

Молодежная проблематика в отечественной социологии

   Отечественная социология молодежи, как и мировая, рассматривает молодежь как компонент социальной структуры общества, сосредотачивается на изучении особенностей ее интеграции в профессиональную структуру, условий получения образования, специфики молодежной мобильности, положения молодежи на рынке труда. Значительно меньше внимания она уделяет проблемам молодежной субкультуры, отношениям между поколениями, ценностной сознания, политической ориентации, жизненным стратегиям и т.д.

   Долгое время исследователи, изучавшие проблемы украинской молодежи, работали сначала как российские, потом - как советские социологи. Естественно, что история отечественной социологии молодежи развивалась в соответствии с обстоятельствами, сопровождавшими развитие российской и советской социологии, поэтому ей присущи как позитивные наработки, которые были достигнуты в те времена, так и все негативные тенденции, характеризующие подходы к молодежи как объекта социологического исследования.

   Значительное внимание в эти годы уделялось коммунистическому воспитанию, профессиональному становлению, отношению молодежи к труду, социалистическому соревнованию. С одной стороны, это свидетельствует о жестком идеологическое влияние на социологию со стороны партийных структур, а с другой - об ориентации ее на социальный заказ. Однако в эти годы появились и академические социологические исследования, целью которых было объективный анализ молодежных проблем и стали реальным основанием для дальнейшего формирования социологии молодежи.

   Но экономическая и социальная кризис в конце XX в. осложнило функционирование как общетеоретической, так и отраслевой социологии. При отсутствии финансирования почти не проводятся масштабные исследования, которые бы могли выяснить молодежные проблемы в условиях трансформации политической, социально- экономической систем. Значительно сократилось количество исследовательских центров, проблемных лабораторий по изучению современной молодежи.

В последнее время  обострилось немало молодежных проблем, среди которых главными являются:

- Низкий уровень жизни,  безработица и значительная экономическая  и социальная зависимость от  родителей;

- брачно-семейные проблемы (высокий уровень разводов, семейных конфликтов.

- Низкая рождаемость  - уже в течение трех с половиной  десятилетий в Украине сохраняется  уровень рождаемости, который  не обеспечивает даже воспроизводства  поколений ;

- Материальная необеспеченность, отсутствие условий для улучшения  жилищных условий;

Информация о работе Социология молодежи