Социология молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ молодежи.docx

— 22.28 Кб (Скачать файл)

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Объектом социологии молодежи является: молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений (Лисовский 1996).

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д. (Семенова 1998).

Предмет исследования социологии молодёжи = возраст + социальный статус + социально-психологические свойства молодёжи.

История социологии молодёжи

Карл Маркс  и Фридрих  Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее  и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны  продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря  трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

Социология молодежи очень  тесно связана с отраслевыми  социологиями: это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива, культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и  здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения, организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда, управления, физической культуры и  спорта.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте  всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как  особой социальной группы, с присущими  ей признаками и свойствами.

Основные  проблемы социологии молодежи, имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета» различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к безработице и т.д.

Понятие «молодёжь»

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведенным  в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  1. подростки до 18 лет
  2. молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  3. молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Социология молодежи включает в себя ряд следующих аспектов:

  • Возрастные особенности
  • Психологические особенности
  • Социологические проблемы воспитания и образования
  • Влияние семьи и коллектива и  ряд других особенностей.

Основанием для выделения  молодых людей в отдельную  группу являются возраст, социальный статус и ролевые функции. Возрастные границы  этой группы определяются по-разному. Чаще к числу молодых относят  людей в возрасте от 14 до 29 лет. Некоторые  исследователи расширяют эти рамки от 15 до 30-31 года, другие, наоборот, сужают их от 16 до 29 лет. В рамках этого интервала выделяют следующие возрастные категории молодёжи: подростки до 18 лет, собственно молодёжь – 18-24 года, молодые взрослые – 25-29 лет

С точки зрения методологических подходов, разработанных в западном и продолженных в отечественном  социологическом изучении молодежи, выделяют следующие направления:

  • Психоаналитическое
  • Структурно-функциональное
  • Культурологическое

Психоаналитическое направление

Основу психоаналитического  направления составили научные  труды З.Фрейда, Р.Бенедикта, Л.Фойера, Э.Эриксона и др. Ученые обратились к изучению феномена сознания, рассмотрели психофизиологические    и социальные факторы, которые влияют на  формирование личности.

Структурно-функциональное направление

Представители структурно-функционального  направления (Д.Белл, Р.Мертон, Э.Фромм) подошли к изучению молодежи как системы структурных позиций. При их постепенном заполнении происходит приобретение молодыми людьми социального статуса  и выполнение конкретной  социальной роли.

Культурологическое направление

Сущность методологического  подхода ученых культурологического  направления заключается в том, что социальные процессы и явления молодежной среды исследуются в контексте достижений цивилизации и культуры человечества. К.Маннгейм, М.Мид, Т.Лукман обратились к изучению внутреннего мира молодежи, объяснили механизм социального наследования, когда молодые люди не только усваивают, но и творчески обогащают культурное наследие, передают его следующим поколениям.

Молодёжь представляет собой  одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

·социализационная (включение в социально-стратификационные слои общества);

·воспроизводственная (воспроизводство  населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);

·трансляционная (усвоение и передача социального опыта  старших поколений младшим);

·инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).

Список использованной литературы:

1.Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

2.Бабосов, Е.М. Социально-стратификационная панорама современной Беларуси. Минск, 2002.

3.Молодежь Беларуси на  современном этапе: состояние,  проблемы и пути их решения / Под ред. С.Д. Лаптенка. Минск., 2004. – 260 с.

4.Токова, Н.Ю. Молодежная  субкультура и ее региональные  аспекты. Могилев: МГУ им. Кулешова, 2003. – 76 с.

5. Ротман, Д.Г. Белорусская молодежь на рубеже веков: штрихи к портрету // Социология. – № 1. – 2004. – С. 50-59.

6. Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и молодёжная субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm, стр.5

 

 


Информация о работе Социология молодежи