Социология молодёжи как специальная социологическая теория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:20, доклад

Описание работы

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Файлы: 1 файл

Социология молодежи.docx

— 22.46 Кб (Скачать файл)

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ КАК  СПЕЦИАЛЬНАЯ        СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ

 

студент группы СЦ-14

Щербак Игорь

 

Социология молодежи — это отрасль социологии, объектом изучения которой является молодежь: ее общие и конкретные черты, особенности, интересы, потребности, проблемы социализации, деятельности во всех сферах жизни и т. п. Иными словами, объектом исследования является социальный облик молодежи.

 

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

 

Карл  Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали  молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны  благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в  конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения  молодёжи в те или иные структуры  общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

В. Т. Лисовский  одним из первых выдвинул само определение  молодёжи в 1968 году: «это поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

 

Проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д.

 

Следует отметить, что изменение  социальных условий жизнедеятельности  молодежи предопределяет значимость молодежных проблем. Исходя из этого, в современной  социологии молодежи к основным молодежным проблемам относятся:

  • определение возрастных границ молодости;
  • анализ психологических особенностей молодости;
  • изучение социального статуса молодежи;
  • социализация молодого поколения;
  • образование молодого поколения;
  • трудоустройство молодежи;
  • проблемы становления молодой семьи;
  • молодежные субкультуры;
  • миграция молодого поколения;
  • государственная политика в отношении молодежи.

Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это  связано с тем, что на период жизни  от детства до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях . Культурно-досуговая деятельность молодежи представляет интерес с точки зрения ее влияния на процесс формирования личности.

Своеобразие молодёжи как социальной общности обусловлено следующими признаками:

  • отсутствие собственного социального положения в обществе;
  • включенность в молодёжные движения и группировки;
  • незавершенность процесса формирования социальных качеств;
  • многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.

Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой. Она включена во все процессы общественных взаимодействий, выполняя присущие ей функции:

  • социализационная (включение в социально-стратификационные слои общества);
  • воспроизводственная (воспроизводство населения, возобновление производства и потребления материальных благ и производственных отношений);
  • трансляционная (усвоение и передача социального опыта старших поколений младшим);
  • инновационная (привнесение новшества во все сферы общественной жизни).

Политические преобразования 90-х  годов ХХ века в странах Восточной  Европы, а также многоаспектность предмета исследования социологии молодежи на современном этапе способствовали тому, что эта отрасль социологического знания приобретает междисциплинарный  характер. С одной стороны, это  связано с появлением тематически  новых молодежных исследований. Социологи изучают проблемы социально-трудовой адаптации ранее не существовавших слоев молодежи (бездомные, военные наемники и др.), проблемы молодежного рынка труда, безработицы, социальной защиты молодых семей и т.д. С другой стороны, методология исследовательских подходов совершенствуется путем объединения собственно социологического с антропологическими, этнографическими, демографическими и другими научными методами.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. – К., 1999

  1. Иконникова С. Н., Кон И. С. Молодёжь как социальная категория. — Москва, 1970.
  2. Организационно-педагогическая и идеологическая основы работы с молодежью в высшей школе /Под общ. ред. И.И. Калачевой, С.А. Кулеш. Минск: РИВШ, 2006. – 116 с.
  3. Полутин С.В., Тюлякова О.Н. Социология молодежи: история становления и перспективы развития // Интеграция образования. - 2010. - №1. - С. 108-112.
  4. Социология молодежи / Под ред. В.Н. Кузнецова. М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

Информация о работе Социология молодёжи как специальная социологическая теория