Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:20, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение социологии молодёжи.
Достижение цели подразумевает решение следующих поставленных задач:
- рассмотреть молодёжь как субъект социальных отношений
- определить межпоколенные отношения
Введение..................................................................................................3
1. Молодежь как субъект социальных отношений..............................5
2. Межпоколенные отношения.............................................................11
Заключение.............................................................................................15
Список литературы.................................
В этой связи можно привести пять значений поколения.
Демографическое поколение, или когорта, означает совокупность сверстников, родившихся приблизительно в одно время и образующих возрастной слой населения. В зависимости от уровня рождаемости, а также иных обстоятельств - военных конфликтов, репрессий, эпидемий, стихийных бедствий, эмиграций, поколение может быть большим или малым по численности, с преобладанием тех или иных социальных групп, мужчин или женщин. В нем бывают уничтожены слои, которые могли бы внести вклад в развитие культуры. Так возникает «пропавшая генерация», не реализовавшая свои возможности.
Антропологическое поколение указывает на происхождение от общего предка и дает представление о генеалогии семьи. В недалеком прошлом генеалогия отвергалась и рассматривалась как сословный пережиток. Это привело к тому, что очень немногие семьи знают свою историю, а дети редко могут назвать своих предков, их занятия, представить их жизнь и судьбу. Сейчас интерес к этому возрастает, но, к сожалению, многие документы, письма, дневники, фотографии утрачены безвозвратно. Представить историю семьи как историю страны было бы необычайно важно для духовно-нравственной жизнедеятельности личности.
Историческое поколение охватывает отрезок времени, равный интервалу между рождением родителей и рождением их детей. Статистически этот период равен приблизительно 20 - 25 годам. Это означает, что одновременно в обществе живут четыре или даже пять поколений. В зависимости от условий жизни, омоложения семьи, генетической предрасположенности, увеличения средней продолжительности жизни число поколений может увеличиваться или сокращаться.
Хронологическое поколение функционирует в такой период времени, в течение которого живет и активно действует данное поколение. Оно близко по значению к демографическому, но дает возможность представить судьбу именно данного поколения, пережившего на личном опыте уникальные, неповторимые события, оказавшие влияние на восприятие жизни, взаимодействие со сверстниками. Мемуары, эпистолярное наследие, фотографии дают возможность представить духовный мир и облик поколения.
Символическое поколение означает общность современников, жизнь которых совпала с особым периодом истории, сделав именно их свидетелями и участниками событий, реформ, революций.
Каждое поколение создает устойчивую традицию, вызывает эмоциональную сопричастность в отношении к жизни, может разделять одни и те же переживания, интересы, цели, ценности и даже вкусы и предпочтения.
Такие отношения складываются между поколениями в условиях относительной стабильности. Но так бывает не всегда. Импульс перемен вызывает порой критическое отношение ко всему предыдущему периоду, подвергает насмешкам старые идеалы, ценности и символы, высвечивает ничтожность ранее провозглашенных целей и бессмысленность жизненных усилий. Так бывало в периоды революций, противостоянии Красного и Белого движения, во время студенческих волнений в 1960-е годы «новых левых» на Западе, в период перестройки и гласности в бывшем СССР, и это свойственно сейчас российской действительности. Равную опасность представляет как бездумное восхваление прошлого, так и огульное его отрицание, желание «стереть» память о событиях истории, вычеркнуть их из жизни поколений, сделать историю «непредсказуемой».
Каждое поколение выступает как объект взаимодействия предшествующих поколений и как субъект перемен, как инициатор нового. Однако при этом следует иметь в виду реальный груз прошлого, проявляющийся в инерции сознания, трудности освоения новой ситуации.
Противопоставление образа «мы» и «они» традиционно, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодого поколения противопоставление нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) -- для себя.
Юношеский солипсизм (вся история начинается с нас!) и старческая уверенность в неизменности устоев бытия одинаково несостоятельны.
Сравнивать разные поколения трудно. В каждом поколении были, есть и будут разные люди. Кроме того, люди склонны абсолютизировать собственные вкусы и привычки, поэтому у части людей старшего возраста на первый план выступают внешние, второстепенные черты. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность.
Преемственность поколений необязательно идет по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника. Анализируя историю буржуазной революционности в XIX веке, А.И. Герцен писал, что «дети» выглядят порой старше своих «отцов» и «дедов».
В настоящее время в условиях российской действительности весьма актуальна проблема «отцов» и «детей», так как она является реальной почвой для разлома общества, дифференциации и взаимного непонимания поколений.
Одиночество и непонимание окружающих более свойственно молодежи, поскольку семья в настоящее время в основном занимается материальным обеспечением, взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания.
Что касается агрессивности, то она наиболее свойственна молодежи, поскольку молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на ней. Каково общество -- такова и молодежь.
Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой -- к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению.
С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США).
Заключение
В заключение хотелось бы еще раз сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее. Растут агрессивность, экстремизм, шовинизм, криминальность.
Список литературы
1. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство Института социологии РАН, 1998.
2. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. М.: Юрайт-Издат, 2003.
3. Яговкин И.Д. Социология. М.: Российское педагогическое агентство, 1999. 4. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство
«Союз», 1994 г. (Часть 1)
5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.
Холостовой. - М.: ИНФРА - М., 2001 г. - (Серия «Высшее образование»)
6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
7. Сорокин П. Человек.Цивилизация.Общество.
Санкт-Петербургский гуманитарный
университет профсоюзов
Факультет социально-культурная деятельность
Курс 2
Студент _Ушакова Екатерина Петровна
Дисциплина ___Социология_________________
Рецензент ______________________________
Дата получения контр. работы_______________
Дата возвращения контр. работы ____________
(зачет, незачет)
Подпись преподавателя _____________________
Рецензия