Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:36, контрольная работа
Считают, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения социолога Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Введение.
Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи.
Функции семьи
Для России характерна высокая смертность мужского населения. У нас сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин смертности, в которой традиционный и современный типы патологии соседствуют друг с другом. Специфика российской ситуации заключается в необычайно высокой смертности мужчин от несчастных случаев, отравлений и травм.
Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м годам, поддерживались официальной идеологией и оказались весьма живучими. Они основывались на негативном отношении к старой семье, которое постепенно распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала семью как нечто сугубо личное, противостоящее интересам общества. Термин «домашняя хозяйка» имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором снижения уровня рождаемости.
Ориентация на малодетную семью способствовала изменениям в укладе жизни людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л.Е. Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих потребностей семье много детей не нужно. Л.Е. Дарский писал, что нельзя смешивать «факторы, определяющие основную тенденцию снижения рождаемости, связанную со сменой типа воспроизводства населения, и факторы, определяющие дифференциацию уровня рождаемости в пределах одного типа»3.
В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением россиян, вызывали у родителей стремление обеспечить детям более высокий уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом для ограничения числа детей в семье. По результатам исследования ВЦИОМа 1998 года, 51,9% опрошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но планируют иметь двух детей лишь 20,7%; идеальной считают семью с тремя детьми — 17,9%, а планируют иметь трех детей только 3,4% опрошенных.
Микроперепись 1994 г. обнаружила существование такой специфической категории брачно-семейных отношений, как раздельное проживание супругов. Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2% женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6% замужних женщин. Эти факты отражают специфику современного развития семеино-брачных отношений во всем мире, в том числе и в России.
Изменения, происходящие в семейно-брачных отношениях, не случайны. Сегодня семья такая, какая она есть. Ностальгия по традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой, возврат к прошлому невозможен. Для семьи прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы. Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи, которая постепенно уступает место семье современного типа.
Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции, структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы изучают экономика, демография, этнография, психология, педагогика.
Функции семьи.
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.
Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.
С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.
В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.
Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.
Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше.
Каковы же проблемы с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это:
· увеличение малообеспеченных слоев населения;
· увеличение социальной и географической мобильности;
· миграция, в том числе и за пределы государства;
· ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации
(началась естественная убыль населения);
·
фундаментальные изменения
женщин;
· рост количества неполных семей;
· повышение коэффициента иждивенчества;
· социальное сиротство.
За всем этим – совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально – экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей. Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.
Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной
группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, -
незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи
из-за намеренного ухода
3. Семья «как
пустая оболочка», когда
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.
Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования. Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими.
Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей.
Информация о работе Социология о сущности семьи и брака. Классификация типов семьи