Социология о сущности семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Социология семьи как часть общей социологии, рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей. Эта группа людей традиционно называется семьей. Социология семьи имеет дело с групповым субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1.Социологическая сущность понятия «семья»……………………………..3
2. Основные функции семьи………………………………………………….6
3.Роль семьи……………………………………………………………………9
4. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений………………………………………………………………………9
5.Типы семьи…………………………………………………………………..12
6.Формы брака…………………………………………………………………14
7.Перспективы развития семьи и брака………………………………………15
8.Функционалистский подход к проблеме семьи……………………………19
9.Конфликтологический подход к проблеме семьи………………………….21
10.Выбор партнера для брака………………………………………………….23
11.Динамика браков и разводов в России…………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………27
Практическое задание…………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. социология.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Социолог Рэндалл Коллинз  считает, что исторически мужчины  являются “сексуальными агрессорами”. Он объясняет доминирующее положение  мужчин их большей физической силой, ростом и агрессивностью. Женщины оказались в положении жертв из-за своего меньшего роста и способности вынашивать и рожать детей, делающей их более уязвимыми. Во многих обществах женщины рассматривались как сексуальная собственность мужчин: их захватывали как военные трофеи, отцы использовали их как средство в своих экономических сделках, их считали собственностью мужей. Коллинз утверждает, что мужчины брали женщин в собственность прежде всего для постели, а не для работы на кухне или в поле, хотя женщин можно было заставить служить мужчинам и в дневное время.

По мнению Коллинза, мужчины  построили общество таким образом, чтобы утвердить женщин в качестве своей сексуальной собственности. Мужчины заявляют свои исключительные сексуальные права на женщин точно  так же, как определяют доступ к  экономической собственности. Брак становится социально обусловленным контрактом на сексуальную собственность. Согласно традиции, брак не считался заключенным, пока не подтверждался сексуальными отношениями, сексуальное насилие в браке не считалось изнасилованием, а главным основанием для развода считалась неверность жены. Девственность девушки была собственностью ее отца, а сексуальность – собственностью мужа. Следовательно, изнасилование считалось скорее преступлением одного мужчины против другого, чем преступлением мужчины против женщины.

Современная ситуация в  корне иная. Женщины стали потенциально свободными в выборе сексуальных отношений. Однако в условиях свободного “рынка брака” им приходится отдавать свою сексуальность в обмен на экономическое положение и социальный статус мужчин. Коллинз выдвигает гипотезу, что в экономическом мире, где доминирующее положение принадлежало мужчинам, наиболее эффективной стратегией было умение женщины подать себя как сексуально привлекательную и одновременно как можно более недоступную для мужчин. В подобных условиях женственность и девственность приняли идеализированные формы, так что в процесс ухаживания входил некий элемент сексуальной сдержанности. Однако по мере того, как экономические возможности женщин возрастали и они стали постепенно освобождаться от финансовой зависимости от мужчин, у них появилась возможность стать и сексуально независимыми. Теперь сексуальные “контракты” стали ориентироваться на брачные отношения в меньшей степени, чем на товарищеские отношения и сексуальное удовлетворение.

Как и другие социальные институты, семья рассматривается  социологами с разных точек зрения, сквозь призму различных подходов. В частности, психоаналитик Зигмунд  Фрейд и социолог Георг Зиммель  применили к проблемам семьи  конфликтологический подход. Они утверждали, что близкие взаимоотношения неизбежно включают в себя не только любовь, но и противоборство. В последние годы современные социологи взяли на вооружение эти идеи и выдвинули гипотезу, что конфликт составляет часть всех систем и взаимодействий, включая семейные и брачные взаимоотношения. Семья строится на основе диалектики двух противоборствующих потребностей: соперничества за независимость, власть и привилегии и одновременно соучастия в судьбе друг друга. С такой точки зрения семья является социальной структурой, формирующей межличностные взаимоотношения в непрерывных конфликтах, сохраняясь вопреки им.

В западных странах семья  стала темой таких ожесточенных споров, что социологи Бриджит  Бергер и Питер Л. Бергер назвали  свою книгу “Война вокруг семьи” (The War over the Family). Для критиков из политических левых кругов и некоторых сторонников феминизма нуклеарная семья является источником многих современных проблем. С точки зрения политических консерваторов семья остается последним оплотом нравственности во все более морально вырождающемся современном мире.

Экономические реформы  в России отрицательным образом  сказались на сфере семейно-брачных  отношений. Снижается количество зарегистрированных браков, число детей в семье. Российские семьи подвергаются тяжелейшему испытанию на прочность.

 

10.Выбор партнера для брака.

Поскольку в результате брака в тесный семейный круг входит новый член, родителей жениха или  невесты очень волнует вопрос, кто станет женой или мужем  их детей. Случайный брак может нарушить их интересы. Если разрешить детям влюбляться “в кого попало”, они могут сделать неподходящий выбор. Хотя слово “любовь” многозначно, обычно считают, что романтическая любовь – это чувство сильного физического и эмоционального притяжения, возникающее между мужчиной и женщиной. Древние греки называли подобное чувство “воспаленной истерией”.

 

Социальное регулирование  любви.Многие народы относятся к романтической любви негативно. Старейшины одного из африканских племен, обсуждавшие проблемы “самовольных” браков и незаконнорожденных детей, жаловались в 1883 г.: “Это все эта штука под названием любовь. Мы совсем ее не понимаем...” Старейшины видели в романтической любви разрушительную силу. В соответствии с их культурными традициями брак не требовал наличия романтической привязанности между будущими супругами, не предполагал свободного выбора партнеров. Выбор партнера для брака определялся не любовью, а совершенно иными соображениями.

Социолог Уильям Дж. Гуд  отметил, что в одних обществах  романтической любви придается большее значение, чем в других. Так, американский средний класс склоняется к позитивному отношению к романтической любви; в японском и китайском обществах XIX в. бытовало негативное отношение к ней; а греки в период после правления Александра Македонского и древние римляне придерживались в своем отношении к романтической любви “золотой середины”.

Общества пытаются контролировать любовь разными путями. Один из способов контроля – детские браки. Такая  модель была когда-то принята в Индии. Девочка-невеста переходила жить в дом своего мальчика-мужа намного раньше того, как они достигали достаточно зрелого возраста, чтобы вступить в физические отношения. Другой подход состоял в социальной изоляции молодых людей от потенциальных партнеров. Например, племя ману на островах Адмиралтейства изолировало молодых девушек в доме на высоких сваях, стоящем над лагуной. Еще один подход заключался в том, чтобы юные пары постоянно находились под надзором пожилой родственницы или компаньонки, как было принято в пуританских семьях Запада. И, наконец, для этого используется родительское и дружеское влияние. Например, в России родители часто воздействуют на своих детей с помощью угроз, уговоров, лести и обмана, чтобы ограничить их общение с “неподходящими” сверстниками, принадлежащими к другому этническому и религиозному кругу или образовательному уровню. Независимо от способов, результат остается тем же – выбор индивида ограничивается социальными рамками.

 

Факторы, влияющие на выбор  партнера для брака. Почему случается так, что из всех людей мы выбираем одного человека, именно этого, а не другого? В этом выборе участвуют различные факторы. Один из них – гомогамия, т.е. тенденция жениться на себе подобных. Люди одного возраста, расы, религии, национальности, образования, интеллекта, здоровья, комплекции, взглядов и т.п. склонны вступать в браки друг с другом. Хотя действие принципа гомогамии применительно к социальным характеристикам представляется вполне вероятным, данные, подтверждающие его влияние в случае таких психологических факторов, как личность и темперамент, не столь очевидны.

При выборе партнера имеет  значение также физическая привлекательность. В целом у россиян существуют сходные стандарты оценки физической привлекательности. Россияне предпочитают водить знакомство и дружить с внешне привлекательными людьми, считая, что внешне привлекательные люди имеют большую вероятность найти хорошую работу, удачно жениться, вести счастливую и успешную жизнь – в общем, верят, что “то, что красиво – хорошо”. Однако число необычайно привлекательных или красивых партнеров ограничено, поэтому в реальной жизни мы обычно выбираем себе партнеров, обладающих физической привлекательностью в той степени, которая свойственна нам самим. Согласно гипотезе соответствия, мы, как правило, ощущаем наибольшую “отдачу” и испытываем наименьшие разочарования, когда поступаем именно так, поскольку существует большая вероятность того, что индивиды, обладающие физической привлекательностью, схожей с нашей, склонны отвечать на наш интерес взаимностью.

В выборе партнера проявляется действие еще одного фактора. Мы чувствуем себя наиболее комфортно с теми, кто обладает определенными чертами характера и личности, тогда как люди с какими-то другими чертами “скребут нас по сердцу, как наждаком по стеклу”. Социолог Роберт Ф. Винч исходя из этого повседневного наблюдения сформулировал теорию комплементарных потребностей. Суть ее в том, что два различных характера, противоположных друг другу и взаимно дополняющих, при соединении дают ощущение полноты (завершенности). Например, индивиды, склонные к доминирующей роли, хорошо чувствуют себя в компании с пассивными людьми, а любителей поговорить привлекают люди, умеющие слушать. Роли тоже дополняют одна другую. Следовательно, взаимное притяжение между людьми зависит также от того, насколько хорошо каждый из партнеров отвечает ролевым ожиданиям другого и насколько взаимно полным ощущают они свое “ролевое соответствие”.

 

Теория обмена является связующим звеном между этими тремя факторами. Она основывается на идее, что мы любим людей, которые нас “вознаграждают”, и не любим тех, кто нас “наказывает”. Многие наши поступки объясняются уверенностью в том, что от них мы что-нибудь выиграем – желанное объяснение в любви, благодарность, понимание, надежное положение или материальную выгоду. В процессе взаимодействия мы укрепляем нашу взаимосвязь, вознаграждая друг друга.

Итак, люди со сходными социальными  чертами, взглядами и ценностями взаимно вознаграждают друг друга, подтверждая жизненные стили  друг друга и поддерживая их без  особых усилий. Выбирая себе партнеров, обладающих физической привлекательностью, схожей с нашей, мы сводим к минимуму риск отказа и повышаем выигрыш, получаемый в результате ухаживания. А партнеры по комплементарной взаимосвязи прекрасно друг друга дополняют. В целом, теория обмена подразумевает, что люди, являющиеся участниками взаимно удовлетворяющих отношений, производят своеобразный обмен, в результате которого получают очень многое ценой минимальных жертв.

 

11.Динамика браков и разводов в России.

Говорят, что браки заключаются Богом на небесах, поэтому долгое время в истории России развод был возможен только с разрешения церкви, и делала она это строго в рамках Библии. С приходом советской власти разводиться стали через суд, что значительно упростило процедуру и повлияло на число браков и разводов. Тем не менее, разводы считались аморальными, и это мешало партийной карьере.

После развала СССР на смену советским ценностями пришли ценности западного мира и динамика браков и разводов резко изменилась. Сейчас никакой проблемы для развода не существует, может быть, поэтому статистика настолько печальна. Россия, по числу разводов на 1000 человек, находится на первом месте! Десять лет назад разводилась каждая третья пара, а сейчас расстается больше половины пар. Хотя за последние годы заметны некоторые улучшения (статистика браков и разводов 2010 свидетельствует о том, что было зарегистрировано 1046961 браков и 527292 разводов, статистика браков и разводов 2011 называет почти те же цифры - 1083806 и 550673 соответственно; сравните эти данные со статистикой 2005-2008 годов, когда в среднем в год регистрировалось по 905360 браков и 658775 разводов), но, к сожалению, существенно статистика браков и разводов в России 2010-2011 картины не меняет. Да и можно ли верить этим цифрам, если они не учитывают так званые «гражданские браки», число которых постоянно растет? Ведь если брак гражданский, то нет и развода.

Свободные отношения  приобретают все большую популярность, что непосредственно влияет на количество браков и разводов и говорит о глубоком социальном кризисе семейного института. В одной только Москве почти 5 % опрошенных не смогли точно определить свое семейное положение. Основная проблема гражданских браков лежит в недоверии друг к другу, страхе раздела имущества и т.п. Но и такой союз не отличается прочностью. По статистике, гражданские браки держаться в среднем 5 лет, после чего распадаются. И во многих таких семьях уже растут дети!

 

По данным социологического опроса, количество женщин, состоящих  в браке, больше, чем количество мужчин. Такая статистика объясняется следующими причинами:

1. Статистика показывает процентное соотношение семейных с общей численностью страны;

2. Женщины, состоящие  в гражданском браке, определяют  себя как замужних, тем временем, как мужчины, в основном, считают  себя холостыми.

Главными причинами  разводов выступают алкоголизм и наркомания, несоответствие взглядов и характеров, материальное неблагополучие, измена. Одна третья пар разводится из-за несходства характеров, около 14% разводов происходит в результате алкогольной или наркотической зависимости одного из супругов. На третьем месте стоит измена. Но существуют и другие причины, число браков и разводов также определяется неготовностью молодых людей к семейной жизни, бесплодием, физическими недугами, непониманием с родственниками и т.д. Очень грустно, что отсутствие любви называют как одну из основных причин развода, ведь любовь – штука неустойчивая, если полагаться только на чувства: сегодня они есть, а завтра их может и не быть.

Динамика браков и  разводов в соответствии с возрастным показателем говорит, что возраст жениха и невесты постепенно «стареет», на манер Европы. Если ранее в брак было принято вступать до 25 лет, то сейчас возраст жениха составляет 25-34 года. С рождением детей пары тоже уже не торопятся, что, конечно же, во многом объясняется экономическим кризисом. Также, наибольшее количество разводов происходит в первые 5-9 лет (28%), т.е. на первые 4 года совместной жизни припадает 37% разводов, а за 9 лет происходит 66% разводов. Таким образом, наибольшее количество разводов случается, когда супругам 20-35 лет. Но с другой стороны, это благоприятный период для заключения долговечных браков, потому что, как показывает статистика, после 35 лет сложнее приспособиться к партнеру и менять свои привычки.

В большинстве случаев, разводящимся парам суд предлагает некоторое время для обдумывания решения, и только 7 % пар забирают свое заявление. Каждый год около 400 000 детей лишаются отца. Не все матери-одиночки добиваются выплаты алиментов через суд, да и получают они, в конце концов, не много, потому что официальные зарплаты отцов маленькие, а основную сумму получают в конвертах.Результаты социологических опросов говорят о том, что, чаще всего, инициаторами развода являются женщины, особенно молодые девушки. Приближаясь к кризисному возрасту, процентное соотношение постепенно меняется, и на первый план выходят мужчины. Это объясняется тем, что обычно жены оценивают брак хуже, чем их мужья. А после 50 у мужчины появляется желание продлить молодость. Дети выросли, алименты не пугают, как говориться: «седина в бороду - бес в ребро».

Информация о работе Социология о сущности семьи и брака