Социология образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 08:24, реферат

Описание работы

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции, но и для развития общества в целом.
Цель написания данной работы – рассмотрение предмета социологии образования, которая в последнее десятилетие активно изучается. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования.

Содержание работы

Введение
Глава1.Маннгейм Карл его биография
Глава 2 .Социология образование
2.1Понятие социального образования
2.2Современное российское социальное образование. Перспективы развития.
Опрос
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.docx

— 40.04 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава1.Маннгейм Карл его биография

Глава 2 .Социология образование

2.1Понятие социального  образования

2.2Современное российское  социальное образование. Перспективы  развития.

Опрос

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции, но и для развития общества в целом.

Цель написания данной работы – рассмотрение предмета социологии образования, которая в последнее десятилетие активно изучается. Анализ точек зрения ученых различных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования. Ученые пытаются выяснить ряд насущных проблем нашего времени: насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества; устойчиво ли функционируют национальные системы, ступени и типы образования; имеется ли асимметрия, дисфункция и диспропорция в подготовке кадров; качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности; стимулы и мотивации к получению образования у разных социальных групп населения в условиях реализации рыночной модели экономического и социального развития общества; закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом; механизм интеграции, взаимодействия наук, исследующих систему образования.

Основополагающая задача данной работы- это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.

Мангейм Карл его биография

Мангейм Карл (1893—1947) — немецкий философ и социолог, во взглядах которого прослеживается влияние Д. Лукача. К. Маркса, Э. Трельча и 3. Фрейда. Он считается создателем социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. Основные работы: «Идеология и утопия» (1929), «Человек и общество в эпоху перестройки» (1935), «Диагноз нашего времени» (1943).

Задача социологии — соотнесение «духовных образований» с социальными позициями их носителей. Решение этой задачи дает возможность, с одной стороны, обнаружить тот факт, что различное положение познавательных субъектов в социально-историческом пространстве и времени обусловливает относительный характер их познания: стремление выдать «часть за целое», представить свою одностороннюю правоту как абсолютную истину. Формами такого познания являются «идеологии» (теоретизированные взгляды добившегося господства класса, представляющие собой апологию существующего строя) и «утопии» (духовные образования, эмоционально окрашенные, порожденные сознанием угнетенных, вообще стремящихся к реваншу слоев; с приходом их к власти «утопии» превращаются в «идеологии». Решение этой стоящей перед социологией задачи в то же время дает возможность понять «социальное бытие» как исторический жизненный процесс, в лоне которого в разные эпохи складываются различные «центры систематизации», представляющие собой реальные жизненные доминанты, определяющие стиль эпохи. В средние века такой доминантой была религия. Но в рамках определенной эпохи могут складываться различные социальные «констелляции», т.е. расстановки социально-классовых позиций и сил, обусловливающих существование различных «стилей мышления», «мыслительных позиций».  
 
Мангейм связывал надежды на лучшее будущее с появлением нового типа человека, который должен быть создан воспитанием. Он полагал, что воспитание не может обойтись без внутреннего опыта религиозных образцов.  
 
Иными словами, Мангейм полагал, что современное общество открыто для религии. Вот почему значительная часть работы Мангейма «Диагноз нашего времени» посвящена анализу христианства. Он пытается показать, что от самых людей, их человеческих качеств зависит возникновение истинно религиозного опыта или псевдорелигиозных движений. Если христианской традиции удастся вернуться заново, на нынешней ступени истории, к сокровенным истокам религиозного опыта, если будет осознано, что ритуальная и институциональная формы религии недостаточны для возрождения человека и общества, то в таком случае окажется возможным оплодотворение религией жизни современного общества, решение задачи воспитания «нового человека» на основе «внутреннего опыта религиозных образцов». Мангейм считает возможным социологический анализ христианских ценностей и методологии, поскольку, с его точки зрения, «истины христианства» сформулированы не в абстрактных заповедях, а в нескольких немногих ясных утверждениях, имеющих вечную ценность. Важно раскрыть важнейшие аспекты религиозного опыта и использовать их для анализа общественной динамики в современном мире. При этом необходимо избежать двух опасностей — полной дезинтеграции системы ценностей, когда каждый живет по собственному разумению и своим жизненным установкам, и тотальной регламентации общественной жизни.  
 
В работе «Идеология и утопия» Мангейм пытается решить проблему демократического контроля над коллективным бессознательным, которая возникла с появлением многообразия стилей мышления, порожденного в ходе научного прогресса, и разрушения того объективного представления о мире, гарантом которого являлась в средние века церковь. Была разрушена общая вера в объективный миропорядок, естественнонаучное представление о мире все более вытесняло религиозное, но рациональное мировоззрение не смогло проникнуть в массы в качестве основы рациональных решений в делах повседневной жизни. Их поведение и сегодня в значительной степени регулируется мифами, традицией и верой в вождя, неспособностью принимать самостоятельные решения. Коллективное бессознательное и движимая им деятельность искажает ряд аспектов социальной реальности в двух направлениях — идеологическом и утопическом. «Интеллектуальное оружие» для разоблачения бессознательного, разрушения веры противника в свое мышление имеет, однако, еще более угрожающие последствия: разрушение веры в человеческое мышление вообще, крах доверия к мысли вообще. Так возникает основная жизненная трудность нашего времени. Мангейм утверждает, что мы обретаем господство над собой в нашей личной и общественной жизни лишь тогда, когда действовавшие ранее как бы за нашей спиной бессознательные мотивы попадают в поле нашего зрения и становятся тем самым доступными сознательному контролю, когда в поле нашего зрения попадает не только объект, но и мы сами, когда мы осознаем ранее не осознаваемые нами мотивы наших действий, а благодаря этому ранее господствовавшие над нами силы могут быть постепенно преобразованы в объект сознательного решения. Надо помочь индивиду сделать сознательный выбор в хаосе разноречивых и подчас непримиримых ценностей Моральный хаос возникает в результате ослабления групповых уз, когда религиозные нормы, семейные традиции и мораль добрососедства теряют почву. Преодолеть хаос и достичь интеграции общества должно помочь восстановление этических норм в малых группах, осмысление опыта прошлого, укрепление тех естественных групповых связей людей (семейных, родственных, профессиональных, религиозных и др.), которые создают прочную ткань межчеловеческих отношений, к разрушению которых стремятся тоталитарные режимы.  
 
Важный аспект обсуждаемой Мангеймом ситуации связан с процессом секуляризации, который способствовал большему разнообразию человеческого опыта, однако привел к нейтрализации ценностей вообще: общество должно найти новые способы восстановления в нужном масштабе методов приспособления, усвоения, примирения и стандартизации ценностей взамен утраченных в результате секуляризации и утраты традиционной религией прежних функций интеграции общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Социальное образование

Понятие социального образования

 

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились – экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились – экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, − «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

универсализацию;

свободу выбора;

инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры;

участие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

-неформальное социальное  образование представляет собой  совокупность разрозненных практических  сведений о мире, полученных вне  рамок формального образовательного  процесса в течение всей своей  жизни;

-формальное социальное  образование связано с целенаправленной  образовательной деятельностью, организуемой  в системе профессионального  образования и во многом определяет  уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному  функционированию в профессиональной  деятельности.


 

2.2Современное  российское социальное образование. Перспективы развития

 

Современная социальная ситуация в России, к сожалению, не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие «проблемы российского общества делают достаточно умозрительными прогнозы некоторых «аналитиков» о скорейшем и чуть ли не «автоматическом» приобщении России к числу «цивилизованных» государств.» Способом практического решения социальных проблем в нашей стране может служить их непредвзятый кропотливый научный анализ и претворение его результатов в практику посредством широкого общественного обсуждения, изменения законодательства, ключевых кадровых перестановок и т. д.

«Выявленные тенденции социального образования свидетельствуют о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания .

Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Это положение можно объяснить различиями в социально-экономическом положении России и зарубежных стран, недостаточном уровне развития гражданского общества в России, существующими отечественными традициями профессиональной подготовки кадров для социальной сферы и целым рядом других причин. Однако, выявленное содержание зарубежного социального образования и его учет в отечественном социальном образовании позволят оптимизировать профессиональную подготовку студентов в вузе, сформировать их готовность к решению профессиональных задач, стать конкурентоспособными на рынке труда не только в России, но и в зарубежных странах, успешно осуществлять профессиональную деятельность, в частности, на базе общественных организаций.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы»,ведется научная, исследовательская деятельность в данной области. Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации «современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие духовно-нравственные качества».

 

Тест: «Теперь я могу оценить качество школьного образования»

1.Ваш возраст?

а) 17-18

б)19-21

в)другой

2. Ваш  пол?

а)муж.

б)жен.

3.Ваша  будущая профессия?

а) гуманитарная

б)техническая

с)другая

4.Любимый  Ваш предмет в школе? 
а)физкультура

б)русский

в)обществознание

г)другой

5.Нелюбимый  Ваш предмет в школе?

а)математика

б)история

в)химия

г)другой

6.С  каким настроением Вы посещали  школу?

а)отличное

б)хорошее

в)плохое

г)очень плохое

7.В  школе Вы были отличником?

а)да

б)нет

8.Как  вы считаете, то чему вас учили  в школе, Вам помогает учится  в ВУЗе?

а)скорее да, чем нет

б)скорее нет, чем да

9.Вы  посещали школу после её окончания? 
а)да

б)нет

10.Если  да, то как Вы считаете обучение  в школе стало лучше?

а)да

б)скорее да, чем нет

в)нет

г)скорее нет, чем да

11.Где  Вам больше нравится получать  знание?

а)в школе

б)в ВУЗе

в)мечтаю о другом ВУЗе

12.Чтобы  Вы хотели изменить в школьном  образовании?

а)сделать систему образования более пластичной

б)нужна более современная материально-техническая база

в)отменить ЕГЭ

г)другое 

 

 

 

 

 

 

В ходе своей работы я провела анкетирование по теме «Теперь я могу оценить качество школьного образования». Я взяла определённую группу людей, определённого возраста. В моей анкете участвовали студенты первого и второго курса в возрасте от 19 до 21 года. В основном это были девушки. Из моей анкеты известно что большинство людей получают будущую профессию в гуманитарной области.

 В моей анкете  были такие вопросы «Любимый  и нелюбимый предмет в школе?»  В ходе исследования было известно  что любимым предметом в школе  является- русский язык, а нелюбимым  это химия и математика.

 Большинство  студентов во время учёбы в  школе посещали её с хорошим  настроение. В школе из них  всего лишь 30% были отличниками  а остальные 70%нет.

По их мнению они считают что,  то чему их учили в школе помогает  им сейчас в Вузовском обучении.

После окончания школы 70% из  них посещали её и что они считают на счёт обучения в ней на сегодняшнее время? 25% считают что ,оно изменилось; 50% считают что не изменилось.

По сравнению школы с ВУЗом 50% студентов нравится получать обучение в ВУЗе, но 30% мечтают о другом ВУЗе, а остальным 20%нравилось в школе.

На данный момент  посетив школу 60% считают, что нужно в системе  школьного образования отменить ЕГЭ, а 40% считают, что нужна более современная материально-техническая база.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

социальный образование политика общество

Социология образования становится областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования. Интегральная роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение, методология исследования предполагает адекватную ей методику и технику, она исходит из плюрализма мнений и многофакторности социальных процессов.

В наше время система образования находится в сложной ситуации. Получения образования становится одним из показателей социальной дифференциации. Подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Для решения этих проблем необходимо дальнейшее изучение и развитие социологии образования.

В заключение данной работы, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников, в настоящее время их численность перевалила за сотню. К тому же сейчас можно утверждать, что идет активное формирование многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Российский государственный университет. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подходят к разработке и реализации учебных планов и учебных программ, уделяют внимание современным обучающим технологиям, издают и редактируют лучшие учебники по теории и практике социальной работы, в наибольшей мере используют зарубежный опыт.

Информация о работе Социология образование