Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:30, контрольная работа
Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственныо – территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающих на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ.
Введение
1. Многообразие социологических трактовок общества.
2. Типология обществ.
3. Эволюция, изменение и развитие общества.
Заключение
Список используемой литературы.
Тема №8
Социология общества.
План
Введение
1. Многообразие социологических трактовок общества.
2. Типология обществ.
3. Эволюция, изменение и развитие общества.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый , институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственныо – территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающих на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество – это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.
Проблема общества в социологии является одной из самых трудных. Как заметил Э. Гидденс , «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, но по большей мере остаётся неисследованным». Причина этого, видимо заключается в необычайной сложности социального образования, обозначаемое понятием «общество»
Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».
Из сказанного
следует, что нельзя ни
Научное
разграничение указанных
Все
это имеет не только
В понимании Дюркгейма ("Правила социологического метода") социология есть исследование главным образом социальных фактов, а также их научное объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты, совокупность которых составляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии.
Что такое социальный факт? Именно так называется первая глава "Социологического метода" Дюркгейма. В конце ее французский социолог дает следующее определение: "...социальным фактом является всякий с пособ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений" .
Для того чтобы выделить и рассматривать социологию как особую науку, необходимо, по Дюркгейму, соблюдение как минимум двух условий: а) она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов других наук; б) этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению так и настолько, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объяснимыми факты, с которыми имеют дело другие науки.
Из этого своеобразного двойного "социологического императива" следуют две знаменитые формулы учения Дюркгейма:
— социальные факты следует рассматривать как вещи;
— эти факты обладают таким основным отличительным признаком, как принудительное воздействие на индивида.
Дюркгейм говорит, что до него социология почти исключительно рассуждала о понятиях, задача же заключается в том, чтобы перейти от них к изучению и характеристике социальных фактов, которые могут быть "приравнены" к вещам вследствие их объективности, независимости от индивида. В качестве социальных фактов следует рассматривать обычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.д., т.е. то, что человек застает готовым при рождении и что существует и функционирует независимо от него. Эти социальные факты оказывают на человека известное давление, принуждают его к определенным действиям и поступкам. Из таких социальных фактов и состоит влияние социальной среды, в структуру которой Дюркгейм включает как материальные, так и идеальные факторы.
Говоря о социальных фактах, Дюркгейм выделяет две группы. С одной стороны, это морфологические факты, выступающие как формы общественного бытия. С другой — он говорит о фактах коллективного сознания, т.е. коллективных представлениях, являющихся сущностью морали, религии, права.
Социология выступает
у Дюркгейма как сложное
В концепции французского
ученого особое место занимает вопрос
о соотношении социологии с другими
общественными науками, в первую
очередь с философией. Социология
занимает в его системе центральное
место, поскольку вооружает все
другие общественные науки методом
и теорией, на базе которых могут
и должны вестись исследования в
различных областях общественной жизни.
Задача социологии в том, считает
Дюркгейм, чтобы объединить представителей
различных социально-
В вопросе о взаимосвязях социологии и других общественных наук особое значение имеет ее соотношение с философией. Дюркгейм исходит из того, что влияние социологии на философию должно быть не меньшим, чем философии — на социологию. Это влияние имеет сугубо позитивную направленность, поскольку нацелено на освобождение философии от ее спекулятивного и умозрительного характера и придание ей определенной конкретики, т.е. того качества, которое присуще социологии как науке. Такая постановка вопроса имела место едва ли не впервые и принадлежала именно Дюркгейму. По существу он ставил задачу поиска новых форм и видов связей между социологией и философией. Однако нельзя не обнаружить и иного требования французского ученого — об отделении социологии от философии и придании ей статуса совершенно самостоятельной науки. По всей видимости, можно говорить об определенной противоречивости трактовки соотношения социологии и философии во взглядах Дюркгейма.
Центральное методологическое место в его творчестве занимает теория общества, получившая название "социологизма". Два основных положения характеризуют "социологизм" Дюркгейма, Во-первых, это примат общественного над индивидуальным. Общество рассматривается как более богатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющий деятельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны "находиться" вне их индивидуальных проявлений. Поэтому Дюркгейм пишет, что, "когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений" .
Понятие общества было настолько
значимым для Дюркгейма, что он его
буквально обожествлял – не только
в переносном, но и в прямом смысле
слова. Социолог называл общество Богом,
подчеркивал его священный
В соответствии с трактовкой соотношения общественного и индивидуального Дюркгейм проводил четкое различие между коллективным и индивидуальным сознанием. "Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, — писал он, — образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием" . Коллективное, или общее, сознание он называл психическим типом общества и рассматривал условия его существования и способ развития, несводимый к материальной основе. Чтобы обозначить эмоционально окрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввел термин "коллективные представления". Различая коллективное и индивидуальное сознание, французский социолог считал, что группа думает, чувствует, действует совсем не так, как делают это ее отдельные члены. Если исходить только из индивидуального сознания, мы никогда не поймем, утверждал Дюркгейм, того, что происходит в группе.
Второе главное положение "социологизма" формулируется как принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный с требованием объяснять одни из них другими, но не сводить к биологическим либо психологическим явлениям и процессам. В этом смысле можно говорить о критике Дюркгеймом биологического и психологического редукционизма.
Но это вовсе не означает, что французский социолог недооценивал роль естественных наук. Скорее наоборот, будучи представителем позитивизма (здесь он следовал за О. Контом, чье творчество оказало на него сильное влияние), Дюркгейм стремился разрабатывать социологию по аналогии с естественными науками. Не случайно он особо выделял роль двух методов исследования — индуктивного и объективного наблюдения, которые наиболее активно использовались в то время в естественных науках. Эти методы должны были, по мнению социолога, наиболее полно способствовать реализации принципа объективного научного подхода к социальным фактам, т.е. второго главного положения "социологизма". В связи с этим Дюркгейм особое внимание обращал на правила сбора эмпирических данных, выявление эмпирически установленных отношений между социальными фактами, подчеркивал важность выдвижения гипотез и приведения их доказательства.
Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:
1) аграрную революцию,
превратившую кочевников в
2) индустриальную революцию,
превратившую аграрное
3) технологическую революцию,
связанную с началом
Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ:
1) традиционное (аграрное);
2) капиталистическое (
3) современное (информационное).
Современное общество характеризуется:
1) готовностью и стремлением к развитию, изменению ;
2) высоким уровнем социальной мобильности ;
3) рыночным механизмом
регулирования поведения
4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации;
5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма;
6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права.
Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами;