Социология общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственныо – территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающих на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ.

Содержание работы

Введение
1. Многообразие социологических трактовок общества.
2. Типология обществ.
3. Эволюция, изменение и развитие общества.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

соц.docx

— 40.58 Кб (Скачать файл)

Тема №8

Социология общества.

 

План

    Введение

1. Многообразие социологических трактовок общества.

2. Типология обществ.

3. Эволюция, изменение и развитие общества.

    Заключение

    Список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Люди связаны   между  собой  бесчисленными  нитями  социальных  взаимодействий  и  отношений.  Некоторые  взаимодействия  носят  устойчивый  , институализированный  характер,  другие возникают эпизодически,  спонтанно.  Если  попытаться  нанести на  карту мира  всю совокупность  таких связей,  то  мы  увидим  сгущения,  как правило,   накладывающиеся  на  государственныо – территориальные единицы.  Эти  сгущения  означают  высокую  интенсивность  социального  взаимодействия,  ослабевающих  на  границах.  Полученная  таким образом картина очаговой  концентрации  социальных  связей  будет не чем иным,  как графическим изображением  различных обществ. Общество – это сгусток связей  и взаимодействий,  сложившихся между людьми.

 

    Проблема общества  в  социологии  является  одной   из  самых  трудных. Как   заметил  Э. Гидденс , «несмотря на  то, что термин «общество» постоянно фигурирует  в рассуждениях  социологов,  но  по  большей мере остаётся  неисследованным». Причина этого, видимо  заключается в необычайной сложности социального образования,  обозначаемое понятием «общество»

 

       Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия».

 

       Из сказанного  следует, что нельзя ни отождествлять  понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни  абсолютно разрывать и противопоставлять  их. Природа и общество - это две  качественно различные формы  проявления единой реальности, которым  в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание.

 

      Научное  разграничение указанных понятий  позволяет правильно понять двуединую  (именно двуединую, а не двойную,  дуалистическую) - природно-социальную, биосоциальную - основу человека  и общества, не допуская как  игнорирования природных начал  в человеке и обществе, так  и отрицания ведущей, решающей  роли социального в этом единстве. В истории социологии, как известно, имели место обе эти крайние  точки зрения: полный отрыв человека, общества от их природных основ  и абсолютизация места и роли  биологического в ущерб социальному.

 

       Все  это имеет не только теоретическое,  но и практически-политическое  значение. Исторический опыт убедительно  свидетельствует, например, о том,  что всякие попытки строить  социально-экономические проекты  без учета и тем более вопреки  естественным, природным потребностям  личности и общества неизменно  заканчивались неудачей. С другой  стороны, попытки строить политику  на основе признания решающей  роли биологического в жизни  человека и общества, попытки  механистического перенесения на  общество законов природы приводили  к крайне реакционным выводам  и не менее негативным последствиям  на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Многообразие социологических трактовок общества.

В понимании Дюркгейма ("Правила  социологического метода") социология есть исследование главным образом  социальных фактов, а также их научное  объяснение. Ученый стремился доказать, что социология может и должна существовать как наука объективная, предметом которой является социальная реальность, имеющая особые, присущие только ей одной качества. Элементы этой социальной реальности, по Дюркгейму, — социальные факты, совокупность которых  составляет общество. Эти факты и  составляют предмет социологии.

Что такое социальный факт? Именно так называется первая глава "Социологического метода" Дюркгейма. В конце ее французский социолог дает следующее определение: "...социальным фактом является всякий с пособ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений" .

Для того чтобы выделить и рассматривать социологию как  особую науку, необходимо, по Дюркгейму, соблюдение как минимум двух условий: а) она должна обладать особым предметом, отличающимся от предметов других наук; б) этот предмет должен быть доступен наблюдению и поддаваться объяснению так и настолько, как и насколько  оказываются наблюдаемыми и объяснимыми  факты, с которыми имеют дело другие науки.

Из этого своеобразного  двойного "социологического императива" следуют две знаменитые формулы  учения Дюркгейма:

— социальные факты следует  рассматривать как вещи;

— эти факты обладают таким основным отличительным признаком, как принудительное воздействие  на индивида.

Дюркгейм говорит, что  до него социология почти исключительно  рассуждала о понятиях, задача же заключается  в том, чтобы перейти от них  к изучению и характеристике социальных фактов, которые могут быть "приравнены" к вещам вследствие их объективности, независимости от индивида. В качестве социальных фактов следует рассматривать  обычаи и законы, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему и т.д., т.е. то, что человек застает готовым при рождении и что существует и функционирует независимо от него. Эти социальные факты оказывают на человека известное давление, принуждают его к определенным действиям и поступкам. Из таких социальных фактов и состоит влияние социальной среды, в структуру которой Дюркгейм включает как материальные, так и идеальные факторы.

Говоря о социальных фактах, Дюркгейм выделяет две группы. С  одной стороны, это морфологические  факты, выступающие как формы  общественного бытия. С другой —  он говорит о фактах коллективного  сознания, т.е. коллективных представлениях, являющихся сущностью морали, религии, права.

Социология выступает  у Дюркгейма как сложное структурное  образование, включающее три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Задача первой состоит в изучении структуры  общества и его материальной формы (социальной организации народов, географической основы их жизни, народонаселения, распределения  его по территориям и т.д.). Задача второй характеризуется как изучение конкретных проявлений общественной жизни (религии, морали, права, экономики и  др.). Что касается третьей — общей  социологии, то она, по замыслу Дюркгейма, должна устанавливать, раскрывать наиболее общие законы жизни общества и  синтезировать их в единое целое.

В концепции французского ученого особое место занимает вопрос о соотношении социологии с другими  общественными науками, в первую очередь с философией. Социология занимает в его системе центральное  место, поскольку вооружает все  другие общественные науки методом  и теорией, на базе которых могут  и должны вестись исследования в  различных областях общественной жизни. Задача социологии в том, считает  Дюркгейм, чтобы объединить представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей  точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Только в этом случае социология перестанет быть абстрактной, метафизической наукой, а другие общественные дисциплины станут своеобразными ветвями, разделами  социологического знания, изучающими коллективные представления в их конкретной форме — моральной, религиозной, экономической, правовой и др.

В вопросе о взаимосвязях социологии и других общественных наук особое значение имеет ее соотношение  с философией. Дюркгейм исходит из того, что влияние социологии на философию должно быть не меньшим, чем  философии — на социологию. Это  влияние имеет сугубо позитивную направленность, поскольку нацелено на освобождение философии от ее спекулятивного и умозрительного характера и  придание ей определенной конкретики, т.е. того качества, которое присуще  социологии как науке. Такая постановка вопроса имела место едва ли не впервые и принадлежала именно Дюркгейму. По существу он ставил задачу поиска новых  форм и видов связей между социологией  и философией. Однако нельзя не обнаружить и иного требования французского ученого — об отделении социологии от философии и придании ей статуса  совершенно самостоятельной науки. По всей видимости, можно говорить об определенной противоречивости трактовки  соотношения социологии и философии  во взглядах Дюркгейма.

Центральное методологическое место в его творчестве занимает теория общества, получившая название "социологизма". Два основных положения  характеризуют "социологизм" Дюркгейма, Во-первых, это примат общественного  над индивидуальным. Общество рассматривается как более богатая и значимая реальность, чем индивид. Оно выступает как определяющий деятельность человека фактор, а социальные факты при таком подходе должны "находиться" вне их индивидуальных проявлений. Поэтому Дюркгейм пишет, что, "когда социолог предпринимает исследование какого-нибудь класса социальных фактов, он должен стараться рассматривать их с той стороны, с которой они представляются изолированными от своих индивидуальных проявлений" .

Понятие общества было настолько  значимым для Дюркгейма, что он его  буквально обожествлял – не только в переносном, но и в прямом смысле слова. Социолог называл общество Богом, подчеркивал его священный характер, наделяя при этом чертами одухотворенности. Тем самым он выражал, с одной  стороны, идею всяческого превосходства  общества над индивидом, с другой — подчеркивал земные, социальные корни религии (о чем далее  еще будет сказано). Что касается отношений между индивидами в  обществе, то они рассматривались  социологом в виде отношений ассоциации, в результате которой возникает  новое качество — социальная жизнь  как процесс деятельности.

В соответствии с трактовкой соотношения общественного и  индивидуального Дюркгейм проводил четкое различие между коллективным и индивидуальным сознанием. "Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, — писал он, — образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием" . Коллективное, или общее, сознание он называл психическим типом общества и рассматривал условия его существования и способ развития, несводимый к материальной основе. Чтобы обозначить эмоционально окрашенные верования и идеи, Дюркгейм ввел термин "коллективные представления". Различая коллективное и индивидуальное сознание, французский социолог считал, что группа думает, чувствует, действует совсем не так, как делают это ее отдельные члены. Если исходить только из индивидуального сознания, мы никогда не поймем, утверждал Дюркгейм, того, что происходит в группе.

Второе главное положение "социологизма" формулируется  как принцип объективного научного подхода к социальным фактам, связанный  с требованием объяснять одни из них другими, но не сводить к  биологическим либо психологическим  явлениям и процессам. В этом смысле можно говорить о критике Дюркгеймом биологического и психологического редукционизма.

Но это вовсе не означает, что французский социолог недооценивал роль естественных наук. Скорее наоборот, будучи представителем позитивизма (здесь  он следовал за О. Контом, чье творчество оказало на него сильное влияние), Дюркгейм стремился разрабатывать  социологию по аналогии с естественными  науками. Не случайно он особо выделял  роль двух методов исследования —  индуктивного и объективного наблюдения, которые наиболее активно использовались в то время в естественных науках. Эти методы должны были, по мнению социолога, наиболее полно способствовать реализации принципа объективного научного подхода  к социальным фактам, т.е. второго  главного положения "социологизма". В связи с этим Дюркгейм особое внимание обращал на правила сбора  эмпирических данных, выявление эмпирически  установленных отношений между  социальными фактами, подчеркивал  важность выдвижения гипотез и приведения их доказательства.

 

 

 

 

 

 

  1. Типология обществ.

Типология (от греч. tupoc – отпечаток, форма, образец и logoc – слово, учение) – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

Одной из наиболее известных  является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:

1) аграрную революцию,  превратившую кочевников в крестьян;

2) индустриальную революцию,  превратившую аграрное общество  в индустриальное;

3) технологическую революцию,  связанную с началом компьютерной  эры и переходом к информационному  обществу.

Третья волна радикальных  преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и  созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ:

1) традиционное (аграрное);

2) капиталистическое (индустриальное);

3) современное (информационное).

 Современное общество  характеризуется: 

1) готовностью и стремлением к развитию, изменению ;

2) высоким уровнем социальной мобильности ;

3) рыночным механизмом  регулирования поведения индивида  в обществе;

4) рациональным развитием,  основанном на научных знаниях и информации;

5) доминированием в общественном  мировоззрении критицизма, рационализма  и индивидуализма;

6) отсутствием конкретных  предписаний и запретов, эрозией  морали и права. 

Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и  знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми  отношениями между странами;

Информация о работе Социология общества