Социология преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Это связано с воздействием среды, с нарушением структуры ценностей. Важную роль в становлении человека имеют референтные группы, т. е. люди, имеющие для данного человека значение, на которых он ориентируется, берет с них пример. Иногда референтной группой для подростка может стать преступная группировка. Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению: девиантное поведение, фактические преступления, поступки, разрушающие мораль.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ Аня.docx

— 78.11 Кб (Скачать файл)

 

 

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ — научная дисциплина, описывающая и объясняющая явление преступности при помощи социологических теорий и методов. Социология  преступности часто понимается как один из разделов социологии отклоняющегося поведения. Если под социальным отклонением вообще понимать поведение, не соответствующее общественным ценностям и нормам (как правового, так и неправового характера), то преступность как род социального отклонения представляет собой поведение, которое рассматривается как социально опасное и противоречащее нормам уголовно-правового законодательства. Преступность также объясняется нарушением социализации, когда человек либо не усвоил общепризнанные социальные нормы, либо усвоил негативные, неприемлемые в обществе нормы. Это связано с воздействием среды, с нарушением структуры ценностей. Важную роль в становлении человека имеют референтные группы, т. е. люди, имеющие для данного человека значение, на которых он ориентируется, берет с них пример. Иногда референтной группой для подростка может стать преступная группировка. Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает не только преступления против закона, но и социально опасные деяния, ведущие к непосредственному преступлению: девиантное поведение, фактические преступления, поступки, разрушающие мораль. Кроме того, социологи изучают социальные причины преступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности.

 

1. Концептуальные подходы к социологии преступности

Социология преступности очень тесно связана с другими юридическими науками.

1. Ближе других наук к социологии преступности стоит криминология.

Когда объектом ее исследований становятся причины, условия, обстоятельства, ведущие к аморальным, противоправным и преступным действиям, она входит в предметную область социологии.

2. Когда рассматриваются юридические преступления в рамках определенных государственно-правовых норм, социология преступности тесным образом связана с уголовным правом.

3. Когда речь идет о психологических особенностях совершения тех или иных видов преступления социология преступности связана с судебной психологией.

Используя данные юридических и других специальных отраслей знания, социология преступности применяет весь спектр методики и техники социологических исследований для анализа и прогнозирования преступлений.

В истории социологической мысли можно выделить несколько подходов к анализу преступности.

Остановимся на наиболее распространенных и актуальных.

Социологию права интересует, прежде всего, взаимосвязь общества как социального организма и преступности как социального явления.

Что значит преступность для общества?

В концепциях социологов не было единого ответа на этот вопрос.

Так, Ламбер Кетле[1] и Эмиль Дюркгейм[2] полагали, что преступность - нормальное явление для общества.

Л. Кетле утверждал, что любой социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающий из его организации.

Э. Дюркгейм, признавая в целом патологический характер преступности, утверждал необходимость наличия данного явления для всякого общества.

Он подчеркивал, что «преступность является одним из факторов общественного здоровья, неотъемлемой частью всех здоровых обществ».

Энрико Ферри[3] подчеркивал ограниченность статистического подхода к анализу преступности как явлению в целом.

Он высказывал сомнение в том, что только на основе количественных показателей анализа можно делать выводы о сущности преступности и ее месте в обществе.

Напротив Э. Ферри отмечал, что постоянство этого социального факта не свидетельствует о его необходимости.

Общеизвестна точка зрения юристов на преступность как на ненормальное и вредное для общества явление.

Однако в истории социологии преступности была высказана и такая точка зрения, что преступности присуща определенная позитивная роль в обществе.

Она предвосхищает некоторые эволюционные перемены, реформы, изменение правовых норм и т. д.

Наиболее подробно данный подход был дан в работе Э. Дюркгейма «Норма и патология».

-            Преступление предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен.

-            В некоторых случаях оно прямо подготавливает эти изменения.

-            Коллективные чувства обладают достаточной гибкостью для того, чтобы принять новую форму.

-            Преступление подчас помогает определить, какую форму примут эти чувства.

-            Часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит.

Э. Ферри считал, что преступность оказывает некоторое позитивное влияние на общество.

Она «высвечивает» его болевые проблемы и помогает вырабатывать пути «излечения от них», подобно тому, как боль или даже болезнь могут быть полезны для человека как индикаторы его нездоровья.

В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений:

-            антропологическая теория,

-            концепция социальной природы преступлений,

-            теория дифференциальной ассоциации,

-            теория социального конфликта как основы преступления.

Антропологическая теория

В основу антропологической теории положены идеи Ч. Ломброзо.

Они были высказаны в работе «Преступный человек».

Ч. Ломброзо утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологические признаки:

-            строение черепа,

-            вместимость черепа,

-            длина туловища,

-            форма челюсти,

-            общий тип лица и т. д.

Эти признаки передаются по наследству из поколения в поколение как явление атавизма.

Исследуемый Ч. Ломброзо органический и психический атавизм неоспоримо присутствует во многих аномалиях преступников.

Однако видеть природу преступности только в атавизме - явно односторонний подход.

Вне поля зрения исследователя могут остаться:

-            преступления групповые,

-            преступления случайные,

-            преступления в политической сфере и т. д.

Многие социологи и криминологи подвергали серьезной критике антропологизм Ломброзо.

Однако не исключали влияния на преступность биологических и физиологических факторов, но только в совокупности с социальными.

Концепция социальной природы преступлений

Сторонники концепции социальной природы преступности связывают появление и развитие преступности с социальными условиями жизни:

-            уровнем функционирования социальных институтов,

-            наличием возможностей для самореализации индивидов в обществе,

-            проблемой доступности культурных ценностей и общественных благ,

-            развитием политических свобод,

-            содержанием воспитания людей.

Франц Лист[5] основными социальными условиями развития преступности называет бедность и нищету.

Поэтому в качестве основного направления борьбы с преступностью определял необходимость ликвидации экономического неравенства и улучшение положения трудящихся.

Другие ученые, И. Тейлор, П. Уолтон, Дж. Янг, основную причину преступности видели в буржуазном строе.

При буржуазных порядках не считается преступлением:

-         эксплуатация людей,

-         агрессивные войны,

-         убийства.

Внимание акцентируется лишь на:

-            грабежах,

-            кражах,

-            махинациях,

которые, с их точки зрения, являются просто «бунтом против системы».

Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность - есть один из факторов, характеризующих общество.

В обществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде.

«Представьте себе общество святых - образцовый монастырь примерных индивидуумов. Преступления в собственном смысле слова здесь неизвестны, однако проступки, представляющиеся несущественными мирянину, вызовут тут точно такой же скандал, какой обычные преступления вызывают в обычных условиях».

Каждое общество порождает свои типы преступлений.

Преступность прочно связана с основными условиями социальной жизни.

Э. Ферри определял преступность как ненормальное биологическое и социальное явление.

Преступление не есть явление исключительно биологическое.

Оно не есть также продукт исключительно физической и социальной среды.

Всякое преступление есть продукт социальной ненормальности, постоянной или временной, прирожденной или приобретенной, продукт органического строения индивида, продукт внешних обстоятельств физических, социальных.

Преступление имеет сложное происхождение, как биологическое, так и физико-социальное

Оно имеет различия в степени участия отдельных факторов в зависимости от различия лиц, обстоятельств, времени и места.

Ф. Лист также не исключал антропологических факторов преступности.

Однако считал их влияние производными от социальных.

Он имел в виду, прежде всего, ту среду, в которой формируется и развивается индивид.

Среди социальных факторов преступности Лист выделял

-            неравенство различных социальных слоев общества,

-            нарушение социальных связей.

В. Богнер назвал такими факторами:

-            частную собственность,

-            классовое расслоение,

-            конкуренцию,

-            эксплуатацию.

Особое место в концепции социальной природы преступности занимает теория аномии.

Э. Дюркгейм определил аномию как состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов, когда старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития.

Социальная аномия - это состояние социальной дезорганизации, разрушенности или ослабленности социальных связей и нормативной системы общества.

Концепцию социальной аномии развивал Роберт Мертон[6] в работе «Социальная структура и аномия».

По его мнению социальная аномия - дисбаланс между культурными ценностями общества и санкционированными институционными возможностями их достижения для различных социальных групп.

Этот дисбаланс является постоянным фактором напряжения в социальной системе.

«…каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные … исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор же подходящих средств ограничен институционными нормами».

Подобная ситуация может породить «противоправное и антисоциальное поведение» именно вследствие различия в значении, придаваемом целям и выбору средств их достижения.

Сходную позицию высказывал Э. Мейо.

Когда богатство становится символом социального продвижения без соединения со средствами его достижения, речь идет о социальной аномии.

Цель достижения денежного успеха вне связи со средствами его достижения - один из элементов, порождающих социальную аномию.

Когда в обществе утрачен контроль над использованием институционно урегулированных способов приобретения состояния, становятся все более обычными «запрещенные» средства достижения цели обман, коррупция, аморальность, преступность и т. д.

Р. Мертон выделял социальный и социально-психологический аспект аномии.

Он рассматривал различия доступа к легальным средствам достижения культурных целей у разных социальных групп.

На фоне этих различий и возникает девиантность и делинквентность[7].

Наиболее сильно побуждение к отклоняющемуся поведению у представителей нижней страты.

Он называет причины:

-            во-первых, профессиональные возможности нижней страты ограничены преимущественно ручным трудом;

-            во-вторых, для достижения стандартов успеха людям неквалифицированного труда очень сложно конкурировать «с силой и высокими доходами организованного зла, рэкета и преступности».

Информация о работе Социология преступности