Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:56, реферат
На первом этапе (период работы над "Протестантской этикой") интерес Вебера к религии, в данном случае к протестантизму, ограничивался главным образом определением той роли, какую сыграло изменение религиозной этики в становлении капитализма, то есть речь идет о связи между религиозно-этическими принципами и формами экономической деятельности. Эта установка во многом была обусловлена полемической направленностью против марксистского понимания религии как продукта экономических отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТО РЕЛИГИИ В СОЦИОЛОГИИ М.ВЕБЕРА
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ М.ВЕБЕРОМ
3. Восточные религии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕСТО РЕЛИГИИ В СОЦИОЛОГИИ М.ВЕБЕРА
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
3. Восточные религии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. МЕСТО РЕЛИГИИ В СОЦИОЛОГИИ М.ВЕБЕРА
Вебер известен
как основоположник понимающей социологии
и теории социального действия. Раскрывая
смысл понимающей социологии, он, вслед
за В. Дильтеем, различал понимание
и объяснение, но их соотношение
трактовал иначе, чем последний.
Как и в любом процессе, в
поведении людей (“внешнем” и
“внутреннем”) обнаруживаются связи
и регулярность. Только человеческому
поведению присущи такие связи
и регулярность, которые могут
быть понятно истолкованы; понимание
достигается посредством
Исследования Вебера в области религии начались с работы "Протестантская этика и дух капитализма" (1904 г.) и завершились большими историко-социологическими экскурсами, посвященными анализу мировых религий: индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма, иудаизма и др. В его социологии религии выделяют два этапа, которые различаются не только по предмету, но и в известной степени по направленности исследовательского интереса.
На первом
этапе (период работы над "Протестантской
этикой") интерес Вебера к религии,
в данном случае к протестантизму,
ограничивался главным образом
определением той роли, какую сыграло
изменение религиозной этики
в становлении капитализма, то есть
речь идет о связи между религиозно-
Тема
взаимосвязи религии и
Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического элемента, который присутствует в каждой религии. Эта пара противоположностей (рациональное - магическое) является одним из главных инструментов его анализа религии.
Вебер в социологии религии пытается выявить компоненту, которая составляет важнейшую характеристику социального действия, а именно: субъективно подразумеваемый смысл. Если в социологии права и государства (политической социологии) он анализирует типические 'формы "ориентации на другого" ("ожидание"), то в социологии религии типологизирует наиболее существенные формы смыслов, как они выступали в истории. Иследователи творчества Вебера отмечают, что изучение социологии религии Вебера дает возможность оценить содержание и значение его методологической категории "социального действия" как ориентированного на "субъективно подразумеваемый смысл"; и напротив, только имея в виду эту методологическую категорию, можно адекватно оценивать место и роль социологии религии в веберовской социологии вообще.
В социальном
действии практически невозможно отделить
друг от друга такие его моменты,
как "субъективно подразумеваемый
смысл" и "ориентацию на другого",
ибо они слиты воедино. Собственно,
также трудно отделить друг от друга
религиозно-этические и
Именно поэтому в "Хозяйственной этике мировых религий" Вебер занимается выяснением не только соотношения религиозных и хозяйственных форм и институтов, но и соотношения религии и форм власти, а также религии и искусства, науки, философии и т. д. Неудивительно, что в этой связи веберовскую социологию религии рассматривают как социологию культуры вообще
Говоря о веберовском исследовании религии, следует отметить, что его подход отличался от подхода таких авторов как Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, а также от традиции, идущей от Э. Тэйлора и Дж. Фрейзера. И для французской школы, и для английской характерно изучение религии в плане ее генезиса, причем проблему происхождения и сущности религии рассматривали как тождественную проблеме происхождения и сущности общества.
В центре внимания Вебера великие мировые религии, сменившие на протяжении первого тысячелетия до нашей эры прежние формы религиозной жизни. Буддизм, иудаизм, зороастризм, христианство, ислам - все это мировые религии, предполагающие сравнительно высокий уровень социальной дифференциации, а, следовательно - значительное интеллектуальное развитие, появление личности, наделенной ясным логическим самосознанием.
Очень показателен по отношению к мировоззрению и методологии Вебера его анализ конфуцианства. Хотя конфуцианство в строгом смысле слова нельзя назвать религией, ибо в нем отсутствует ряд моментов, существенных для религиозной установки, например, вера в загробную жизнь. Вместе с тем по своему социальному значению и той роли, которую оно сыграло внутри китайской культуры, его, согласно Веберу, можно отнести к мировым религиям.
Конфуцианство, считает он, предельно рационалистично, ему чужд интерес к потустороннему миру, имеющий место, скажем, в буддизме или христианстве или - из еще более древних образований - в древнеегипетской религии.
Важнейшие блага с точки зрения конфуцианской этики, это долголетие, богатство, то есть благополучная земная жизнь. Поэтому ни мотивы, связанные с верой в загробную жизнь, ни мотивы искупления, спасения не характерны для конфуцианства. Хотя в Китае и существовала мессианская надежда на потустороннего спасителя - императора - она все же не принимала форму той веры в "утопию", которая характерна для иудаизма и христианства.
Государственный культ был подчеркнуто трезвым и простым: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический танец. Здесь не было никакого экстаза, аскетизма и вообще иррационального начала, вносящего дух беспокойства и беспорядка в строго рациональную этику. Здесь не было и индивидуальной молитвы в западном смысле слова. Отсутствовало и индивидуально-личностное отношение между человеком и богом. Конфуцианство было только этикой - этикой внутримирской.
Строй, порядок и гармония - вот основные принципы этой этики, равноприменимые как к государственному состоянию, так и к состоянию души человека. Как отмечал Вебер, "разум конфуцианства был рационализмом порядка и этому были подчинены задачи воспитания и образования". Спецификой конфуцианской этики являлось то, что, несмотря на рационализм, она не была враждебна магии. Правда, этические добродетели признавались выше магических чар и заклинаний.
Все это говорит о том, что в конфуцианстве было соединено два начала: этически-рациональное и рационально-магическое. Как показывает Вебер, рационализм здесь носит характер существенно отличный от западного типа рационализма, ибо китайский рационализм был объединен с магией и традиционализмом. Поэтому, по Веберу, здесь не могла возникнуть та форма науки, которая развивалась на западноевропейской почве, а также не мог сложиться сходный с западным тип рационального хозяйствования и формально-рациональный тип управления.
Рассматривая
далее индивидуальный облик других
мировых религиозно-этических
- носителем
конфуцианства является
- индуизма - упорядочивающий мир маг;
- буддизма
- странствующий по миру монах-
- ислама - покоряющий мир воин;
- христианства - бродячий ремесленник.
Мировые
религии носят, как правило, сотерический
характер (Сотер - в пер. с греч. - спаситель).
Проблема спасения - одна из центральных
в религиозной этике. Пути решения
этой проблемы внутри той или иной
религии, в большой степени определяют
образ жизни исповедующих ее. И
здесь Вебер анализирует
В первом случае методами спасения являются либо ритуальные культовые действия и церемонии, либо действия социальные (любовь к ближнему, благотворительность, забота о близких - в китайской религии), либо самоусовершенствование. Что касается второго случая, здесь также возможно несколько вариантов спасения. Например, спасение через институционализа-цию, то есть принадлежность к церкви как условие спасения. Это характерно для католицизма, православия. Другой вариант - спасение через веру (иудаизм, лютеранство). В-третьих - спасение через милость предопределения (ислам, кальвинизм).
Вебер различает пути спасения, зависящие уже не столько от выполнения заповедей и от ритуальных действий верующих, сколько от внутренней установки. Здесь он также обнаруживает два разных типа:
1) спасение
через активное этическое
2) через мистическое созерцание.
В первом
случае верующий осознает себя как
орудие божественной воли, а необходимым
условием этического характера его
деятельности является аскеза. Причем
возможны два варианта: если целью
является бегство от мира, тогда
аскетизм есть средство освобождения
от всех уз, связывающих человека с
миром, если же целью является преобразование
мира, как это имеет место в
кальвинизме, то аскеза служит целям
внутримирской экономической
Второй путь спасения - созерцательный, и этот путь имеет целью достижение состояния мистического просветления, покоя в божественном.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ М.ВЕБЕРОМ
Макс Вебер, как никто другой из социологов, показал значение великих религиозных движений, как для дифференциации основных типов обществ, так и для создания (через институционализацию берущих в них начало ценностей) важного стимула к определенным видам изменений, что особенно наглядно проявилось в случае аскетического протестантизма, внесшего решающий вклад в развитие общества современного индустриального типа.
В понимании веберовской
В анализе первобытной религии
главную роль играет традиционализм,
связанный, как устанавливает Вебер,
с ритуалом и сакрализацией (освященностью)
признаваемого законным порядка. Однако
и на этой стадии в какой-то степени
уже действует норма
Вебер анализирует элементы действия, которые связаны с отношением человека к таким образом выделенной области "сверхъестественного": цели, к которым люд и стремятся посредством этих действий; смысл, который они в эти действия вкладывают; их реальные результаты и значение.
Другими
словами, помещая их в необычную
систему отсчета - религиозную, т.е.
такую, в которой человеческие интересы
оказываются вплетенными в
Таким образом,
можно сказать, что специфической
для религии Вебер считал ее "смыслополагающую"
функцию. Сконцентрировав внимание
на социологическом аспекте