Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:28, контрольная работа
Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическими методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют и религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий.
Введение……………………………………………………………………………...3
Религия как социальное явление……………………………………………4
Уровни социологического изучения религии……………………………5
Современная религиозная ситуация в Казахстане……………………...10
Заключение…………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………17
В январе 1990 г. в республике было образовано Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМКаз) (до этого существовало Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте). Возглавляет ДУМКаз муфтий Ратбек Хажи Нысанбай-улы. После организации ДУМКаза в Казахстане была разработана программа возрождения ислама, в которую входило: подготовка мулл, издание духовной литературы, открытие мечетей, духовных школ и т.д. Программа возрождения ислама активно проводится в жизнь. За истекшие годы в республике восстановлены и построены многие мечети, открыты исламские духовные школы. В г. Алматы сооружается центральная мечеть и открыт Исламский культурный центр. Духовное управление считает, что в Казахстане насчитывается около 11 млн. мусульман, среди них представители 24 наций, в общей сложности - 65 процентов населения республики (по нашему мнению, эти цифры преувеличены). В целом по республике, по данным ДУМКаза, действует свыше 5000 мечетей, из них официально зарегистрировано на 1 января 1997 г. - 826 (на 1 января 1991 г. - 134).
Ислам в Казахстане пока не имеет
своей издательской базы, хотя типография
уже строится. Духовные книги для
нашей республики издаются на арабском
и казахском языках в Турции и
Пакистане, а из России ввозится мусульманская
литература на русском языке. В Саудовской
Аравии был издан Коран на казахском
языке в переводе Халифа Алтая
и подарен мусульманам
В последние годы все большее число верующих совершают хадж в Мекку. Так, например, в 1997 г. хадж совершило около 600 мусульман из Казахстана. Отметим, что хадж ими совершался за свой счет. Этим и объясняется то положение, что из Казахстана паломников в Мекку всегда меньше, чем из Узбекистана и Киргизии. Лишь чеченские мусульмане республики (около 200 человек) совершали в 1997 г. хадж за счет зарубежных исламских центров. Немало мусульман поклоняется святым местам, из которых особо выделяется Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Возле некрополей "Бекет-Ата", "Шопан-Ата" (Атырауская область [бывшая Гурьевская]), "Шора-Молда" (Южно-Казахстанская область), "Айша-биби", "Арстан-баб" (Жамбылская область) построены специальные жилые помещения для паломников, количество которых год от года возрастает. Вообще-то паломничество к могилам религиозно-родовых авторитетов, поклонение кому бы то ни было кроме Аллаха является нарушением норм ортодоксального ислама. Однако, практически во всем исламском мире, кроме Саудовской Аравии, мусульмане поклоняются святым. В последние годы под влиянием пакистанских проповедников в Казахстане возникла община "Ахмадие". Она зарегистрировала свой устав в 1994 г. в Министерстве юстиции. Полное название общины "Национальный Ахмадийский Мусульманский Жамагат (Община) Республики Казахстан".
В Южно-Казахстанской и ряде других областей определенное распространение имеет суфизм, связанный с поклонением Ходже Ахмеду Ясави (1103-1166/67 гг.), который среди тюркских мусульман считается вторым святым после Мухаммада, а город Туркестан, где он проповедовал - малой Меккой. История свидетельствует, что Ясави оказал сильное влияние на распространение и утверждение ислама на территории Казахстана и Южной Сибири. Это было обусловлено тем, что он и его ученики проповедовали идеи ислама на тюрских языках, учитывали ментальность кочевого населения, большую самостоятельность женщин и даже разрешали женщинам следовать суфийскому тарикату.
В Караганде с 1996 г. действует мечеть,
духовенство которой получило посвящение
в ученики ордена Накшбандиа от пира
(суфийский наставник) из Бухары. Узбекские
суфийские наставники распространили
свое влияние также на часть мусульман
Кзыл-Ординской и Южно-
Таким образом, ислам в республике находится на подъеме. Отметим и то, что уже имеются случаи принятия ислама русскими и поляками. Тем не менее имеются и определенные трудности. Все еще крайне мало подготовленных кадров священнослужителей. В Исламском институте, по данным на 1 января 1997 г., на 1 и 2 курсах обучалось всего 47 человек. Отметим, что обучение идет 4 года, но весь 3-й и 4-ый курс - этопрактика в мечетях. Естественно, что для 5000 мечетей количество обучающихся явно недостаточно. Поэтому многие муллы слабо знают арабский язык, и практически Коран читают не по тексту, а по памяти. ДУМКаз не полностью контролирует ситуацию, что связано со спецификой суннизма ханафитского мазхаба, предполагающего значительную самостоятельность мечетей от центра.
В настоящее время христианство
в Казахстане представлено тремя
его основными направлениями ( католицизм,
православие и протестантизм). Кроме
того, в 1994 г. Министерством юстиции
зарегистрирован устав
Православие в Казахстане является
вторым по численности верующих религиозным
направлением (на первом месте стоит
ислам). На 1 января 1997 г. Русская православная
церковь (РПЦ) имела на территории республики
202 прихода (по данным православного
духовенства). В 1991 г. Священный Синод
РПЦ разделил их по трем епархиальным
управлениям (Алматинское и
Для подготовки священнослужителей в
1991 г. при Алматинском епархиальном
управлении было открыто двухгодичное
духовное училище. Однако количество обучающихся
не отвечает потребностям РПЦ. Так, на
1 сентября 1997 г. на дневном отделении
обучалось всего 34 человека, 20 слушателей
после окончания 1 курса были переведены
на заочное отделение и направлены
на службы в различные храмы республики.
Кроме того, 4-5 человек ежегодно направляются
в духовные учебные заведения
РПЦ России. Практически при всех
церквях и молитвенных домах
РПЦ открыты церковно-
Римско-католическая церковь в
Казахстане в настоящее время
находится в сложном положении,
обусловленном эмиграцией из республики
немцев, всегда составлявших большую
часть верующих - католиков (до 70 %). В
то же время происходит активизация
деятельности католической церкви, вызванная,
не в последнюю очередь, усилением
внимания Ватикана к Казахстану. В 1991
г. Ватикан принял решение об учреждении
в г. Караганде Апостольской Администратуры
Казахстана и Средней Азии и настоятель
прихода г. Красноармейска Кокшетауской
области Ян Павел Ленге был
посвящен в епископы и назначен Апостольским
администратором. В октябре 1994 г. было
заключено дипломатическое
Начал проникать на территорию республики индуизм, связанный с поклонением брахману Сатья Саи Баба. Уже имеются его ученики, посетившие его ашрам Прашанти Нилаям в Индии и получившие там даршан (благословение) от Саи Аватара. Возможно создание в ближайшее время общины.
В республике в настоящее время присутствуют три ветви современного иудаизма (ортодоксальное, реформистское и консервативное), что обусловлено укреплением связей с Израилем и США. Действуют всего три общины - в городах Алматы, Шымкенте и Кзыл-Орде. В связи с эмиграцией евреев численность верующих уменьшается. В Алматы в 1997 г. открыт Еврейский духовный центр.
Деятельность Церкви Сатаны зафиксирована
в Алматы, в г. Сарань Карагандинской
области и ряде других городов. По
неофициальным данным, в республикедействует
около пяти сатанинских общин, количество
членов которых исчисляется
Кроме этого, в республике действуют
также "Трансцендентальная медитация",
"Общество Шри Чинмоя", "Церковь
саентологии". К религиозному движению
следует отнести и "Ивановство",
так как помимо обливания водой,
там еще и молятся Иванову,
считают его бессмертным, богом.
Отметим, что Ивановство распространилось
в республике во многом благодаря
поддержке жены Президента С. Назарбаевой,
которая является активным членом Алматинской
общины ивановцев. В настоящее время
многие бывшие ивановцы присоеденились
к харизматическим общинам
Таким образом, следует сказать, что
за исключением таких конфессий,
как лютеранство, меннонитство и
иудаизм, все остальные, существовавшие
ранее на территории республики, усилили
свои позиции. К ним присоединились
и новые для Казахстана вероучения.
В то же время, по нашему мнению, большинство
вновь появившихся конфессий
уже исчерпали резервы
Заключение
Социология религии —
не замкнутая система знаний, она
находится во взаимодействии с другими
религиоведческими
Социология религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной области может использовать данные, полученные социологией религии, поскольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.
Список литературы
1. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Эмиль Дюркгейм.
Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. Бендикс Р. Образ общества у Макса Вебера // М. Вебер.
Избранное. Образ общества. М., 1994.
4. Box И. Социология религии // Социология религии: классические
подходы. Хрестоматия. Научная редакция и составление М.П. Гапочки и Ю.А.
Кимелева. М., 1994.
5. Телебаев Г.Т. Религиозная
идентификация населения и