Социология семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:53, реферат

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение

1.Брак и семья как социальные институты и их функции

2.Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений

3. Перспективы развития семьи и брака

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социология семьи и брака.docx

— 45.23 Кб (Скачать файл)

 

 К условиям кардинальных  общественных перемен адаптировалась  не столько семейная группа, сколько  отдельная личность, разделив свое  “Я” на семейное и внесемейное  и выбрав для себя ту модель  брачности и родительства, которая  для нее удобнее в изменившихся  социальных условиях.

 

 Можно даже сказать, что в процессе социальных  трансформаций личность в определенной  степени вступила в противоречие  с институтом семьи так же, впрочем, как и институт семьи  с обществом, которое на практике  игнорирует социальную сферу. Такое  положение сохранится до тех  пор, пока со стороны государства  и общества не будет реально  признан приоритет интересов  семьи над иными социальными  интересами, а личность не почувствует  больших преимуществ в семейном  образе жизни по сравнению  с несемейным. В современном российском  обществе институт семьи занимает  подчиненное положение, зависит  от других социальных институтов. И более всего от института  государства. Эта зависимость усложняется  в силу того, что государство, как основной проводник социальной  и семейной политики, заняло выжидательную  позицию по отношению к семье, рассчитывая на ее самостоятельный  выход из критического положения.

 

 В итоге, если в недалеком  прошлом семья выступала в  качестве посредника между обществом  и индивидом, то в эпоху перехода  к новым социальным отношениям  соотношение сил между данными  субъектами деятельности меняется. Сегодня посредническую миссию  берет на себя индивид, и пока лишь его усилиями скрепляется семейная общность, сохраняется институт брачно-семейных отношений. В связи с этим актуальнейшей задачей, в реализации которой должны быть задействованы социальные работники, становится создание обществом через посредство государства благоприятных условий для сохранения устойчивости модернизировавшегося института семьи и повышения авторитета семейной общности в общественном сознании. Решению этих задач служит, в частности, формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая, в основном, отвечает принципам демократического федерального правового социального государства, провозглашенного новой Конституцией РФ. В основу новой концепции государственной семейной политики положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной Хартии.

 

Заключение

 

 

 Таким образом, семья  как основанное на браке и  кровном родстве объединение  людей, связанное общностью быта  и взаимной ответственностью, является  главным институтом человеческого  общества.

 

 Первоначальную основу  семейных отношений составляет  брак, то есть исторически меняющаяся  социальная форма отношений между  женщиной и мужчиной, через которую  общество упорядочивает и санкционирует  их половую жизнь и устанавливает  их супружеские и родственные  права и обязанности. Но семья, более сложная система отношений, чем брак, так как она может  объединять не только супругов, но и их детей, а также других  родственников, поэтому семья не  просто брачная группа, а социальный  институт, то есть система связей, взаимодействий и отношений индивидов, которые выполняют функции воспроизводства  человеческого рода и регулирующих  все связи, взаимодействия и отношения  на основе определенных ценностей  и норм, подверженных обширному  социальному контролю через систему  позитивных и негативных санкций.

 

 Семья как социальный  институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается  в семейный цикл или жизненный  цикл семьи, на каждом этапе  семья обладает специфическими  социальными и экономическими  характеристиками.

 

 В социологии семьи  приняты такие общие принципы  выделения типов семейной организации: в зависимости от формы брака  выделяются моногамная (муж и  жена) и полигамная (муж имеет  несколько жен) семьи. В зависимости  от структуры родственных связей  выделяются простой, нуклеарный, или  сложный, расширенный тип семьи.

 

 Одним из видов социальных  ролей человека в обществе  является семейная роль, эти роли  определяются местом и функциями  индивида в семейной группе  и подразделяемости в первую  очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и  внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной  роли зависит от выполнения  ряда условий, прежде всего, от  правильного формирования ролевого  образа.

 

 К функциям семьи  как основного социального института  относятся: функция сексуального  регулирования, репродуктивная функция, функция социализации, функция эмоционального  удовлетворения, статусная функция, защитная функция, экономическая  функция.

 

 Брачные отношения  выступают как сложнейшая гамма  отношений между людьми: от естественно-биологических  до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических  и т. п. Их нужно регулировать  со стороны общества ввиду  того, что от состояния брачных  отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, тоесть будущее самого общества  и государства.

 

 Содержание брачных  отношений определяется степенью  развитости общества. В примитивных  общественных отношениях, больше  места в семейно-брачном союзе  занимают чисто физиологические  и хозяйственно-экономические моменты. В более развитом обществе, большую  роль в брачных отношениях  играют социально-психологические, этические, эстетические и сексуальные  моменты. Об этом говорят мотивы  вступления молодых людей в  брак. Мотивами брачно-семейных отношений  являются: социальные мотивы, психологические  и экономические мотивы.

 

 Современная семья  переживает кризис, приведший к  падению рождаемости, нестабильности  семьи, росту количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного  ребенка. Причины кризисного положения  семей экономические и социальные. При прогнозировании семейно-брачных  отношений следует иметь в  виду, что семья оказалась под  прицелом не одной, а сразу  нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество (переход  к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание  личностного потенциала, возрастающая  роль женщин в общественной  жизни). В современных условиях  значительно изменяются социальные  функции семьи. Например, большим  преобразованиям подвергается экономическая  функция семьи. Семья ищет внутренние  резервы выживания, по-своему осваивая  новые, рыночные виды деятельности. Развитие современной семьи во  многом связано с возрастанием  роли и значения личностного  потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение  к каждому члену семьи как  персоне.

 

 Репродуктивная функция  семьи подвергнется серьезным  изменениям, она будет направлена  на сознательное ограничение  рождаемости и обеспечение высокого  качества подготовки ребенка  к жизни и труду в условиях  информационного общества, потребность  в качестве жизни. Упор будет  делаться на раскрытии индивидуальных  способностей личности.

 

 В условиях модернизации  института семьи в России имеется  два варианта, либо: традиционный, восточный (власть мужа, святость супружества, многодетность, непопулярность развода), либо модернизационный и сверхмодернизационный  – западный (супружеское партнерство, малодетность, разнообразие вариантов  и типов семейных структур). При  этом быстрые, кардинальные изменения  испытывает западный вариант, демонстрируя, например, новые формы брака: бигамию, групповой брак, партнерство вне  брака и т.п. В этом контексте  перемена проявляется в разрыве  между брачными и семейными  отношениями (пробные браки, семейные  группы кровнородственного типа, неполные семьи и т.д.).

 

 Необходимо создание  обществом через государство  благоприятных условий для сохранения  устойчивости модернизировавшегося  института семьи и росту авторитета  семейной общности в общественном  сознании. Для решения этих задач  необходимо формирование новых  политических подходов и определенной  законодательной базы государственной  семейной политики

 

Список использованной литературы

 

 

 Антонов А.И., Медков  В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996.

 

 Антонов А.И.. Микросоциология  семьи. М., «Nota Bene», 1998.

 

 Козлов Н. Как относиться  к себе и людям или практическая  психология на каждый день. М., «Новая школа», 1994.

 

 Комаров М.С.. Введение  в социологию. М., «Наука», 1994.

 

 Кравченко А. И. Общая  социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.

 

 Мацковский М.С. Социология  семьи. Проблемы методологии, теории  и методики. М.,1989.

 

 Основы социологии. / Курс  лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ М., «Знание», 1993.

 

 Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002.

 

 Харчев А. Г. Социология  семьи. М.:ЦСП, 2003.

 

1Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С.32

 

2 Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996. С. 66

 

3 С.С. Фролов Социология. М.: Гардарики, 2002. С.166

 

4 Фролов С.С. Социология. М.: Гардарики, 2002. С.167

 

5 И секс, эти два явления  тесно связаны между собой, но  не идентичны. Можно любить и  не иметь хорошего секса, можно  иметь последний, но не любить. Но это - крайние случаи. Чаще всего  имеется и то и другое, но  в разных пропорциях. Проблема  здесь в том, что для женщин  на первом месте стоит эмоциональная  сторона любви, а у мужчин - физическая, т.е. секс. Желание иметь регулярный  секс - это преимущественно мужской  мотив вступления в брак

 

6 Детей хотят и мужчины  и женщины, но у женщин этот  инстинкт выражен намного сильнее. Если для мужчины конечной  целью во взаимоотношениях полов  может быть сама женщина, то  для женщины конечная цель - ребенок, а мужчина - средство достижения  этой цели: это прежде всего  возможный отец ее будущих  детей. О том, что потребность  женщины в ребенке больше, чем  у мужчин, говорит и тот факт, что женщины рожают детей и  не будучи замужем. Берут приемных  детей обычно одинокие женщины, но не мужчины. Обычно женщины  по-матерински относятся к детям  мужа от предыдущего брака, хотя  не обходится и без эксцессов.

 

7 Карцева Л.В. Семья в  трансформирующемся обществе//Вестник  МГУ. Секц. 18. 2004. № 1.С.27


Информация о работе Социология семьи и брака