К условиям кардинальных
общественных перемен адаптировалась
не столько семейная группа, сколько
отдельная личность, разделив свое
“Я” на семейное и внесемейное
и выбрав для себя ту модель
брачности и родительства, которая
для нее удобнее в изменившихся
социальных условиях.
Можно даже сказать,
что в процессе социальных
трансформаций личность в определенной
степени вступила в противоречие
с институтом семьи так же,
впрочем, как и институт семьи
с обществом, которое на практике
игнорирует социальную сферу. Такое
положение сохранится до тех
пор, пока со стороны государства
и общества не будет реально
признан приоритет интересов
семьи над иными социальными
интересами, а личность не почувствует
больших преимуществ в семейном
образе жизни по сравнению
с несемейным. В современном российском
обществе институт семьи занимает
подчиненное положение, зависит
от других социальных институтов.
И более всего от института
государства. Эта зависимость усложняется
в силу того, что государство,
как основной проводник социальной
и семейной политики, заняло выжидательную
позицию по отношению к семье,
рассчитывая на ее самостоятельный
выход из критического положения.
В итоге, если в недалеком
прошлом семья выступала в
качестве посредника между обществом
и индивидом, то в эпоху перехода
к новым социальным отношениям
соотношение сил между данными
субъектами деятельности меняется.
Сегодня посредническую миссию
берет на себя индивид, и пока
лишь его усилиями скрепляется семейная
общность, сохраняется институт брачно-семейных
отношений. В связи с этим актуальнейшей
задачей, в реализации которой должны
быть задействованы социальные работники,
становится создание обществом через
посредство государства благоприятных
условий для сохранения устойчивости
модернизировавшегося института семьи
и повышения авторитета семейной общности
в общественном сознании. Решению этих
задач служит, в частности, формирование
новых политических подходов и соответствующей
законодательной базы государственной
семейной политики, которая, в основном,
отвечает принципам демократического
федерального правового социального государства,
провозглашенного новой Конституцией
РФ. В основу новой концепции государственной
семейной политики положены важнейшие
международно-правовые документы Организации
Объединенных Наций, Международной организации
труда, Европейской социальной Хартии.
Заключение
Таким образом, семья
как основанное на браке и
кровном родстве объединение
людей, связанное общностью быта
и взаимной ответственностью, является
главным институтом человеческого
общества.
Первоначальную основу
семейных отношений составляет
брак, то есть исторически меняющаяся
социальная форма отношений между
женщиной и мужчиной, через которую
общество упорядочивает и санкционирует
их половую жизнь и устанавливает
их супружеские и родственные
права и обязанности. Но семья,
более сложная система отношений,
чем брак, так как она может
объединять не только супругов,
но и их детей, а также других
родственников, поэтому семья не
просто брачная группа, а социальный
институт, то есть система связей,
взаимодействий и отношений индивидов,
которые выполняют функции воспроизводства
человеческого рода и регулирующих
все связи, взаимодействия и отношения
на основе определенных ценностей
и норм, подверженных обширному
социальному контролю через систему
позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный
институт проходит ряд этапов,
последовательность которых складывается
в семейный цикл или жизненный
цикл семьи, на каждом этапе
семья обладает специфическими
социальными и экономическими
характеристиками.
В социологии семьи
приняты такие общие принципы
выделения типов семейной организации:
в зависимости от формы брака
выделяются моногамная (муж и
жена) и полигамная (муж имеет
несколько жен) семьи. В зависимости
от структуры родственных связей
выделяются простой, нуклеарный, или
сложный, расширенный тип семьи.
Одним из видов социальных
ролей человека в обществе
является семейная роль, эти роли
определяются местом и функциями
индивида в семейной группе
и подразделяемости в первую
очередь на супружеские (жена, муж),
родительские (мать, отец), детские (сын,
дочь, брат, сестра), межпоколенные и
внутрипоколенные (дед, бабка, старший,
младший) и т.д. Исполнение семейной
роли зависит от выполнения
ряда условий, прежде всего, от
правильного формирования ролевого
образа.
К функциям семьи
как основного социального института
относятся: функция сексуального
регулирования, репродуктивная функция,
функция социализации, функция эмоционального
удовлетворения, статусная функция,
защитная функция, экономическая
функция.
Брачные отношения
выступают как сложнейшая гамма
отношений между людьми: от естественно-биологических
до экономических, правовых, этических,
социально-психологических, эстетических
и т. п. Их нужно регулировать
со стороны общества ввиду
того, что от состояния брачных
отношений зависят рост населения,
воспитание подрастающего поколения,
тоесть будущее самого общества
и государства.
Содержание брачных
отношений определяется степенью
развитости общества. В примитивных
общественных отношениях, больше
места в семейно-брачном союзе
занимают чисто физиологические
и хозяйственно-экономические моменты.
В более развитом обществе, большую
роль в брачных отношениях
играют социально-психологические,
этические, эстетические и сексуальные
моменты. Об этом говорят мотивы
вступления молодых людей в
брак. Мотивами брачно-семейных отношений
являются: социальные мотивы, психологические
и экономические мотивы.
Современная семья
переживает кризис, приведший к
падению рождаемости, нестабильности
семьи, росту количества разводов,
росту количества бездетных семей,
отказ от рождения единственного
ребенка. Причины кризисного положения
семей экономические и социальные.
При прогнозировании семейно-брачных
отношений следует иметь в
виду, что семья оказалась под
прицелом не одной, а сразу
нескольких глобальных тенденций,
затронувших и наше общество (переход
к рынку, демократизация общества,
информатизация общества, возрастание
личностного потенциала, возрастающая
роль женщин в общественной
жизни). В современных условиях
значительно изменяются социальные
функции семьи. Например, большим
преобразованиям подвергается экономическая
функция семьи. Семья ищет внутренние
резервы выживания, по-своему осваивая
новые, рыночные виды деятельности.
Развитие современной семьи во
многом связано с возрастанием
роли и значения личностного
потенциала в семейных отношениях.
Складывается новое отношение
к каждому члену семьи как
персоне.
Репродуктивная функция
семьи подвергнется серьезным
изменениям, она будет направлена
на сознательное ограничение
рождаемости и обеспечение высокого
качества подготовки ребенка
к жизни и труду в условиях
информационного общества, потребность
в качестве жизни. Упор будет
делаться на раскрытии индивидуальных
способностей личности.
В условиях модернизации
института семьи в России имеется
два варианта, либо: традиционный, восточный
(власть мужа, святость супружества,
многодетность, непопулярность развода),
либо модернизационный и сверхмодернизационный
– западный (супружеское партнерство,
малодетность, разнообразие вариантов
и типов семейных структур). При
этом быстрые, кардинальные изменения
испытывает западный вариант, демонстрируя,
например, новые формы брака: бигамию,
групповой брак, партнерство вне
брака и т.п. В этом контексте
перемена проявляется в разрыве
между брачными и семейными
отношениями (пробные браки, семейные
группы кровнородственного типа,
неполные семьи и т.д.).
Необходимо создание
обществом через государство
благоприятных условий для сохранения
устойчивости модернизировавшегося
института семьи и росту авторитета
семейной общности в общественном
сознании. Для решения этих задач
необходимо формирование новых
политических подходов и определенной
законодательной базы государственной
семейной политики
Список использованной литературы
Антонов А.И., Медков
В.М.. Социология семьи. М., МГУ, 1996.
Антонов А.И.. Микросоциология
семьи. М., «Nota Bene», 1998.
Козлов Н. Как относиться
к себе и людям или практическая
психология на каждый день. М.,
«Новая школа», 1994.
Комаров М.С.. Введение
в социологию. М., «Наука», 1994.
Кравченко А. И. Общая
социология: Учеб. пособие для вузов.
– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 479 с.
Мацковский М.С. Социология
семьи. Проблемы методологии, теории
и методики. М.,1989.
Основы социологии. / Курс
лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ М.,
«Знание», 1993.
Фролов С.С. Социология.
М.: Гардарики, 2002.
Харчев А. Г. Социология
семьи. М.:ЦСП, 2003.
1Антонов А.И., Медков В.М..
Социология семьи. М., МГУ, 1996. С.32
2 Антонов А.И., Медков В.М..
Социология семьи. М., МГУ, 1996. С. 66
3 С.С. Фролов Социология. М.:
Гардарики, 2002. С.166
4 Фролов С.С. Социология.
М.: Гардарики, 2002. С.167
5 И секс, эти два явления
тесно связаны между собой, но
не идентичны. Можно любить и
не иметь хорошего секса, можно
иметь последний, но не любить.
Но это - крайние случаи. Чаще всего
имеется и то и другое, но
в разных пропорциях. Проблема
здесь в том, что для женщин
на первом месте стоит эмоциональная
сторона любви, а у мужчин - физическая,
т.е. секс. Желание иметь регулярный
секс - это преимущественно мужской
мотив вступления в брак
6 Детей хотят и мужчины
и женщины, но у женщин этот
инстинкт выражен намного сильнее.
Если для мужчины конечной
целью во взаимоотношениях полов
может быть сама женщина, то
для женщины конечная цель - ребенок,
а мужчина - средство достижения
этой цели: это прежде всего
возможный отец ее будущих
детей. О том, что потребность
женщины в ребенке больше, чем
у мужчин, говорит и тот факт,
что женщины рожают детей и
не будучи замужем. Берут приемных
детей обычно одинокие женщины,
но не мужчины. Обычно женщины
по-матерински относятся к детям
мужа от предыдущего брака, хотя
не обходится и без эксцессов.
7 Карцева Л.В. Семья в
трансформирующемся обществе//Вестник
МГУ. Секц. 18. 2004. № 1.С.27