Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 14:52, реферат
Семья представляет собой социальную группу, характеризующуюся совместным проживанием и общим ведением хозяйства. Члены семьи поддерживают друг друга социально, экономически и психологически (любовь, забота, привязанность). Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками.
Родство – это отношения, являющиеся следствием кровной связи между людьми (отцы, матери, дети, братья и сестры, бабушки и дедушки и т.д.), а также отношения, возникающие при заключении брака (родство по закону).
Многие исследователи отмечают изменение функций семьи в сторону ее большей психологизации и интимизации. В 20-м веке произошел переход от брака по расчету или обязанности к браку по любви. С одной стороны, как отмечает И.С. Кон - это огромное достижение человечества, но с другой стороны, такой брак предполагает большую частоту расторжения браков по психологическим мотивам, таким, например, как «не сходство характеров», что ведет к меньшей устойчивости браков. Помимо неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияют также увеличение общей продолжительности жизни и уменьшение численности семьи.
Как отмечает И.С.Кон, главная тенденция, лежащая в основе всех этих процессов – изменение ценностных ориентаций, в центре которых ныне стоит не семейная группа, а индивид. Такая переориентация, затрагивающая не только брачно-семейные, но и трудовые отношения и свободное общение – результат длительного исторического развития, уходящего корнями в раннебуржуазную эпоху. В патриархальном обществе прошлого отдельный индивид был немыслим и не воспринимал себя вне социально-групповой принадлежности.
Кроме того, в современном обществе уходят в прошлое антисексуальные установки культуры и люди перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Это находит отражение и в сексуальных сценариях (моделях поведения) современных людей.
Теория конфликта
Данная теория исследует как индивидуальные семейные ситуации, так и более широкий социетальный контекст функционирования семьи. Представители этого направления полагают, что конфликт в семьях является естественным и неизбежным и является результатом борьбы за власть и контроль, как в семье, так и в обществе в целом. Конфликты существуют во многих формах, они возникают, например, из-за неравномерного распределения ресурсов. Причины конфликтов в семье могут быть производными от представлений общества о том, кто принимает решения в семье, кто зарабатывает деньги на одежду и машину, кто готовит пищу для семьи и т.д. На макроуровне семья может быть источником неравенства в обществе в целом, поддерживая неравенство по доходу, образовательным возможностям, здоровью.
Некоторые теоретики конфликта полагают, что конфликт внутри семьи может иметь и позитивные функции – улучшать семейные отношения через изменения. Главное – уметь направлять конфликты в позитивное русло.
Феминистские подходы к изучению семьи (К.Дельфи, Б.Фридан, И.Янг и др.)
Американские социологи8 отмечают, что феминистские исследователи позволили сделать ряд очень важных шагов в анализе семьи:
Бросая вызов существующей дихотомии частного и публичного, феминистские исследователи пересматривают социальную теорию и выносят на поверхность темы, которые были долгое время скрыты от внимания ученых.
Перемены в области брачно-семейных отношений
Можно выделить ряд основных тенденций изменения семейно-брачных отношений:
В России и во многих странах Европы происходит уменьшение численности семьи в результате снижения рождаемости и сведение ее к супружеской паре и ее потомству (нуклеарная семья). Не смотря на то, что в России значение детей для полноценности жизни женщины оценивается сравнительно высоко - это мнение поддержали 83% респондентов9, современная городская семья чаще бывает малодетной – с одним или двумя детьми, причем такой сдвиг в репродуктивном поведении и соответствующих социально-психологических установках является, по-видимому, устойчивым и закономерным. В 2002-м году в среднем по России рождаемость составила 1,3 ребенка10.
Идеальное и реальное поведение россиян в отношении рождения детей сильно различаются. Так, например, результаты исследования ВЦИОМ (1998 г) показали, что хотя 51% опрошенных в России считают идеальной семью с двумя детьми, планируют иметь двух детей лишь 20,7% респондентов. 17,9 % опрошенных считают идеальной семью из трех детей, а планируют иметь трех детей только 3,4% опрошенных. Эти результаты согласуются с результатами микропереписи 1994 года - 48% домохозяйств вообще не имели детей, 28% имели только одного ребенка, 19 % -двоих, и 5% - троих или более детей11.
Таким образом, желаемые установки родителей на идеальную семью расходятся с их реальным поведением.
Впервые юридический термин "одинокая мать" (в узком смысле) появился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 г. о прямой материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждении "материнских" наград. Из него следовало, что одинокая мать - это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая "внебрачных" детей. В широком смысле это определение включает категорию матерей, воспитывающих детей в семьях без отца, в том числе разведенных и вдовых. Но поскольку существуют и семьи, где есть одинокий отец, то в целом такие семьи определяют как «семья с одним родителем».
Одинокий родитель – состояние неустойчивое, и его границы часто неопределенны. Как отмечает Э. Гидденс, большинство людей не хотели бы быть одинокими родителями, но есть достаточно много женщин, которые решили завести ребенка «для себя». «Матери-одиночки по выбору» - так определяют женщин, которые имеют достаточно ресурсов для самостоятельного воспитания ребенка. Однако для большинства одиноких матерей характерна высокая корреляция между показателями рождаемости вне брака и показателями бедности.
В 1970 году 11% рождений в России приходилось на незамужних матерей. В 1990 году эта цифра выросла до 15%, а к 1995 году она составила уже 21%.
По опубликованным данным переписи 2002 года, в России насчитывается 21 195 854 домохозяйства с детьми до 18 лет и в них проживает 29 958 645 детей. Домохозяйства, в составе которых есть один родитель с ребенком (детьми) или семьи, состоящие только из родителя и ребенка (детей), составляют 28% от общего числа домохозяйств, в них живет около 7 миллионов детей, т. е. 23% от всех детей, воспитывающихся в семьях.
Данная тенденция характерна и для многих других стран. Так, например, в прибалтийских странах к 2000 году число детей, рожденных вне брака, значительно увеличилось – в Эстонии было рождено вне брака 52% детей, в Латвии - 40%, а в Литве – 22%. Эти цифры различаются, возможно, в силу разной религиозной принадлежности стран – Литва является католической страной, а Латвия и Эстония – протестантскими12.
Отношение к одинокой женщине в современном обществе неоднозначное – оно может быть негативным, нейтральным, уважительным. Все зависит от воспитания людей и соответствующих установок – традиционных или либеральных. В экономически развитых странах (Великобритания, Швеция, Финляндия) достаточно велико число респондентов (от 37% до 41%), считающих, что «для роста и развития ребенка не обязательно иметь двоих родителей». В России такого мнения придерживаются только 5% опрошенных13. Однако мать-одиночку, желающую воспитывать ребенка самостоятельно, в России одобряли 53% респондентов, т.е. больше, чем в среднем по всем странам Европы (44%)14.
Конкубинат (cohabitation или сожительство на обыденном языке) – официально незарегистрированный долговременный (не менее 2-х лет) супружеский и хозяйственно-бытовой союз мужчины и женщины. Если в сожительстве рождается ребенок, то такой союз называют неофициальным браком.
В поколениях, родившихся до 60-х годов, лишь 20% пар начинали совместную жизнь с конкубината, тогда как современные молодые пары уже в 50% случаев начинают сожительство без оформления отношений. Россия движется от модели, близкой к американской и достаточно традиционной для развитых стран, к нетрадиционной шведской модели. Для неё практически повсеместно характерно более или менее продолжительное совместное проживание партнёров до брака.
Согласно данным А.А.Авдеева15 одна треть женщин в сельской местности и одна шестая женщин в городах не состоят в браке, а находятся в сожительстве. Эта практика не одобряется обществом, но и не осуждается. Для мужчин сожительство означает возможность жить с женщиной и при этом оставаться более свободным, чем в браке. Перепись населения это подтверждает – у нас всегда большее количество женщин, считающих себя замужними, нежели мужчин, считающих себя женатыми.
Современные опросы показывают16, что разделение труда в сожительствующих союзах является более традиционным, однако сожительствующие мужчины и женщины отмечают более активное участие мужчин в домашних делах и большую удовлетворенность разделением домашнего труда. Как отмечают авторы исследования, вероятно, происходит сдвиг властных полномочий с вступлением в брак: мужчины более склонны помогать женщинам, когда в их отношениях меньше определенности и поэтому сожительствующие женщины больше удовлетворены браком.
Наряду с увеличением числа разводов в двадцатом веке одновременно происходит уменьшение числа людей осуждающих разводы. Если посмотреть в глубь веков, то брак во многих западных странах был практически не расторжим. Развод допускался лишь в единичных случаях, если партнер демонстрировал не способность к брачным отношениям (например, женское бесплодие, психическая болезнь). В современной Испании это происходит до сих пор.
С 1976 года число разводов в России не опускалось ниже полумиллиона в год. Среднее число детей на один развод в семьях, в которых есть дети - существенно выше единицы, оно колеблется вокруг величины 1,3 ребенка на один развод17.
В большинстве стран Европы удельный вес разводов по отношению к заключаемым бракам заметно возрос, тогда как показатель разводов, приходящихся на 1000 жителей, с течением времени относительно снизился, поскольку уменьшилось количество браков18, например,
Латвия 1990 год 4,0 1999 год 2,5;
Эстония 3,7 3,2;
Финляндия 2,6 2,7;
Норвегия 2,4 2,0
Россия 3,8 3,6.
Развод часто является длительным процессом, возникающим в недрах брака. П. Беннон выделяет шесть этапов развода19:
Исследования показывают, что женщины больше страдают от развода в экономическом плане – развод в большей степени снижает материальный уровень жизни женщины, особенно если дети остаются с ней, как это часто в реальности и происходит.
Процесс психологической и социальной адаптации после развода у мужчин и женщин протекает примерно одинаково.
Причины разводов
Согласно данным ВЦИОМ, алкоголизм или наркомания являются главными причинами разводов в России, на эту причину указывают большинство респондентов (51%). Среди других причин распада семьи участники опроса назвали «отсутствие собственного жилья» - 41%, «невозможность прокормить семью из-за низких доходов» - 29%, «вмешательство родственников в дела семьи» - 18%. Реже россияне отмечали невозможность иметь детей - 10%, длительное раздельное проживание - 8%, тюремное заключение -3% или хроническую болезнь одного из супругов - 2%. За последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию - с 33% до 51%, отсутствие собственного жилья - с 21% до 41% и невозможность прокормить семью - с 8% до 29%.
По мнению опрошенных россиян, препятствуют разводам чаще всего невозможность "поделить" детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%), неприятность процедуры развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). При этом 23% опрошенных россиян уверены, что на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда.