Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:33, реферат
Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.
В данной работе я рассматриваю социальный институт семьи: социальные функции семьи, типы семьи, институт брака и брачные отношения.
Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт и малая социальная группа 4
§ 1.1. Социальные функции семьи 4
§ 1.2. Типы семьи 6
Глава 2. Институт брака и брачные отношения 9
§ 2.1. Институт брака 9
§ 2.2. Проблемы и тенденции развития семейно - брачных отношений 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМ. АДМИРАЛА С.О.МАКАРОВА»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Гражданского права
Дисциплина Социология и политология
Реферат
На тему: Социология семьи
Выполнила: студентка Юр-493 гр.
Шелонникова Е.А.
Проверил: д.и.н., профессор
М.В.Борисенко
Санкт-Петербург
2013 г
Содержание
Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт и малая социальная группа 4
§ 1.1. Социальные функции семьи 4
§ 1.2. Типы семьи 6
Глава 2. Институт брака и брачные отношения 9
§ 2.1. Институт брака 9
§ 2.2. Проблемы и тенденции развития семейно - брачных отношений 11
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что неудивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и, шире, социализации; социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений. Без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.
Интерес к семье, помимо собственно содержательного изучения ее многофункциональности, поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, пограничного по своей сути, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа. Семья обладает возможностями, позволяющими осуществлять редукцию социальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет выводить из эмпирически исследуемых фактов тренды глобального характера.
В данной работе я рассматриваю социальный институт семьи: социальные функции семьи, типы семьи, институт брака и брачные отношения.
Семья - социальная
система, имеющая черты социального
института и малой социальной
группы. Семья - как социальный институт
семья характеризуется
Функции семьи - это способы проявления ее активности, спо- собы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская1.
Репродуктивная функция связана с биологическим и социальным воспроизводством членов общества.Общество демографическая не может существовать, если нет налаженной ситуация в России системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.
Воспитательная функция. С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старо му, способно научиться социальным ролям только в процессе со циализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия. Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:
1. Детоцентризм - повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви.
2. Профессионализм - тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны зани- маться педагоги, воспитатели - профессионалы в детских садах и школах.
3. Прагматизм - концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами2.
Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.
Рекреационная функция. Смысл этой функции заключается в том, что семья должна быть тем местом, где человек мог бы чувствовать себя в большей мере защищенным и быть всегда принятым. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя психотерапевтическую роль. Она становится «оазисом» спокойствия и уверенности, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию семейного досуга и отдыха. Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражения своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Рекреационные аспекты семейной жизни тесным образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном итоге на само существование брачной пары.
Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному слою предоставляет ребенку воз можности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в по давляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало бу дущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близ ким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соот ветствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.
Медицинская функция носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении физического здоровья здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения. По медико-социальным факторам риска различают семьи: (1) дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, с детьми-инвалидами); (2) социопатические (семьи алкоголиков, наркоманов, а также такие, где родители и дети являются правонарушителями, с отклонениями от нормального поведения). В этих семьях выше процент хронических заболеваний, особенно у детей до трехлетнего возраста. Несоблюдение правил гигиены, режима питания и досуга, неосведомленность в вопросах профилактики, позднее обращение за медицинской помощью при заболе- ваниях ребенка характерны для таких семей. Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.
Социология и антропология выделяют два главных типа семьи -традиционную, или классическую, она же называется расширенной (многопоколенной) и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Кроме того, различают родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми)3.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, выделяются три типа семьи4.
1. Традиционная,
или патриархальная, семья. Она
предполагает наличие как
- экономическая
зависимость женщины от
- привычное распределение семейных ролей: муж (отец) - добытчик и кормилец; жена (мать) - домохозяйка и воспитатель детей;
- признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Нетрадиционная
семья. В ней сохраняются
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для нее характерны:
- справедливое, пропорциональное
распределение семейных
- обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
- эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Семья нуклеарная.
Современная семья обычно включает
двух родителей и одного ребенка,
ее называют нуклеарной (от лат. nucleus - ядро).
Она названа так потому, что
демографическим ядром семьи, отвечающим
за воспроизводство новых
Принципиальное
различие института брака и института
семьи состоит в том, что брак
- это институт, регулирующий отношения
между полами, а семья-институт, регулирующий
отношения между супругами, между
родителями и детьми. Брак считается
единственно приемлемой, социально
одобренной и закрепленной законом
формой сексуальных отношений