Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:27, контрольная работа
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи.
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Семья как социальный институт
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе
описывающие и объясняющие
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и
социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований,
обеспечение социальной жизни.
Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие
каких - либо биологических регуляторов или механизмов, а представляет собой
результат специфических социальных процессов, происходящих в широком
социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты,
связанные с физиологическими процессами, с психологической динамикой
взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими
условиями рынка и производства, с демографическими изменениями, с
институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и
с историческими трансформациями в целом. В связи с этим, можно напомнить
знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф.
Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является
"ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.
Разрушение
крестьянского семейного хозяйс
и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не
последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда
на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин
трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного
производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания
обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений
и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу
физиологического цикла жизни. Все это проявилось в нарушении баланса между
личным (частным) и общественным (родовым), что сказывается на всех уровнях
социальной структуры, обостряет социальные процессы. Во всяком случае,
особенности уклада жизни, сложившиеся за последние 75 лет, наложились на
общие тенденции семейных изменений и наряду с другими обстоятельствами
привели к краху тоталитаризма. В этой связи подчеркнем, что семья в
качестве социального института отнюдь не обречена на пассивность, а
способна через изменение семейной и демографической структуры оказывать
самостоятельное воздействия на ход социально-исторического развития.
Таким образом, проблема соотношения семьи с обществом и другими
социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала
всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались
попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее
специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь
личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму
семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям
личности и, наоборот, личности к интересам общества зависит от обоюдного
учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли
семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.
Основные социологические аспекты изучения семьи
Семья представляет собой сложное социальное образование и потому
многозначное: с одной стороны, понятие социального института раскрывает
значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими
социальными институтами и с социальными процессами изменения, развития,
модернизации; с другой стороны, понимание семьи как малой социальной группы
сфокусировано на закономерностях становления, функционирования и распада
семьи как автономной целостности.
Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет
рассматривать осуществление посреднической роли, так сказать, на макро - и
микроуровнях анализа. Но это не означает вовсе удвоения предмета - это
разные аспекты единого поля деятельности.
При изучении семьи как социально-психологической группы взаимосвязь
личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных
отношений. Проводимые в рамках данного подхода эмпирические исследования
взаимоотношений в семье концентрируются на взаимодействиях членов семьи в
различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и
факторах устойчивости семьи как группы. В наибольшей мере развитию этой
традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство
взаимодействующих личностей". Изучение семьи как социального института в
своем развитии показало от ударения на эволюцию, происхождение семьи к
интересу в
области функций. В свою очередь,
институционально-функциональны
подход, исследующий факторы эффективного выполнения семейных функций,
неизбежно пересекается с микроанализом семейной жизнедеятельности,
позволяющим видеть как из многообразия результатов семейного поведения
складываются "макротеяденции" изменения семьи.
В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются
попытки перебросить "мостик" между макро - и микросоциологией семьи,
совместить
подходы к семье как к
растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о
создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить
социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с
другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную
детерминированность ценностных ориентации, установок, мотивов и действий. И
одним из вариантов интеграции институционального и микрогруппового подходов
является работа в направлении анализа семьи как системы. Среди социологов,
пытавшихся совместить "макроанализ" и "микроанализ" семьи, надо назвать
прежде всего Т. Парсонса и К. Дэвиса.
Стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных
влиянии, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как
социального феномена и проблема заключается в адекватности применяемых
концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из
двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу семья не
противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность
социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношении с
другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных"
отношений внутри самой семьи, благодаря сохранению равновесия в
межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.
По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным
связан, прежде всего, с трансформацией социокультурных норм высокой
рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими
словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а
не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни
внутренними силами сохранения брачно-семейной сплоченности следует видеть
истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавший
расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье
такой "взаимной привязанности", которая вне всяких внешних общественных
влияний способна обеспечить общественно-значимые функции по воспроизводству
населения и социализации новых поколений.
Определение семьи
Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве
семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности,
начиная от простейших и крайне расширительных (например, семья - это группа
людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо
проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди
дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-
психологической целостности, привлекает определение семьи как исторически-
конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и
детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными
отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и
социальная необходимостью и социальная необходимость в которой обусловлена
потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения,
принадлежащее отечественному социологу А. Г. Харчеву.
Семью создает отношение "родители - дети", а брак оказывается
легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм
сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением
детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду
пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и
экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей,
выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья -
это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей,
связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая
воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также
социализацию
детей и поддержания
триединого отношения супружества – родительства - родства позволяет
говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт
одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность
семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и
отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за
развода и других видов семейной дезорганизации) либо не ставших еще семьями
(например, семьи
молодоженов,