Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 10:59, доклад

Описание работы

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.

Файлы: 1 файл

Социология семьи.docx

— 20.90 Кб (Скачать файл)

2

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.  
          Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений. 

3

Социология семьи занимает одно из первых мест в исследовании социальной жизни. Изучение проблем брака и семьи — наиболее развитая отрасль социологического знания.

Научные исследования семьи  служат прочным основанием для выработки государственной социальной политики.

4

Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена "Материнское право", поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. В соответствии с этим Бахофен толкует "Орестею" Эсхила как драматическое изображение борьбы между гибнущим материнским правом и возникающим отцовским. Изыскания Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как на неизменный, раз и навсегда установленный божественным промыслом союз.

5

Совершенно независимо от Бахофена занимается предысторией семьи английский юрист и историк Джон Фергюсон МакЛеннан, главное сочинение которого "Первобытный брак" появилось в 1865 г. МакЛеннан изучал ранние ступени брака на основании точных этнографических фактов из древнего быта греков, кельтов, германцев. Исследования МакЛеннана подтверждали открытия Бахофена о первоначальном материнском праве.

6

Вслед за тем выступил Льюис  Генри Морган с новым и во многих отношениях решающим материалом. Главное  произведение Моргана "Древнее общество" появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки  о семье. Предисловие к русскому изданию книги Моргана "Древнее общество" написал известный русский социолог М. М. Ковалевский, давший высокую оценку творчеству Л. Моргана. М. М. Ковалевский отмечает "большую умственную трезвость" Л. Моргана, сочинения которого могут служить "примером и образцом того метода, который требует от исследователя не изолированно изучаемых им отношений, а приведения их в причинную связь с прочими сторонами народного быта, и прежде всего — с экономикой".

Гениальный ученый-самоучка Л. Морган, наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, создал целую новую отрасль социологии — науку о семье.

7

Особое место в его  работах занимает концепция моногенизма — единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. Официальная наука и печать устроили заговор молчания вокруг произведений Моргана, которые не укладывались в общепринятые тогда рамки. С момента выхода в свет "Системы родства и свойства в человеческой семье" на Моргана начались ожесточенные нападки. Особенно они усилились после публикации "Древнего общества". В этих произведениях впервые была разработана научная теория развития семьи. Учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Л. Морган впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений — от группового брака до моногамии.

8

Исходным моментом социологического изучения семьи является исторический метод, предложенный Л. Морганом, так  как семейные отношения с самого начала человеческой истории были включены в ход исторического развития. Без изучения семьи как исторической категории нельзя понять ее социальную сущность. Современная наука полностью  подтвердила правильность основных положений происхождения семьи Моргана, его парадигмальная концепция выдержала испытание временем и может быть отнесена к классической. Л. Морган как создатель науки о семье стоит особняком. В классической социологии семейные отношения анализировались в общем контексте общественного развития. Наука о семье становится отдельной дисциплиной лишь с развитием отраслевого уровня социологии в XX столетии.

9

Основатель социологии Огюст  Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. В "Курсе позитивной философии" семья рассматривается как подлинный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства.

Семья — это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Таким образом семья, несущая функции передачи традиций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший социальный механизм прогресса.

10

Эмиль Дюркгейм, продолжая  контовские идеи позитивистского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок. Семья — устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья — форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду.

11

Знаменитый представитель  классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как  специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи.

Основная идея веберовской социальной философии — рационализация социальной жизни — предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Веберовское понятие социального действия сделало его учение "понимающей социологией". Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожиданий других людей. Понимающая социология Вебера — классический фундамент позитивистских теорий семьи.

12

В российской социологии начала 20 века изучением семьи занимался Сорокин. Он проводил эмпирические исследования семейно-родственных отношений, существовавших у народностей Коми. Кроме того, он обобщил и систематизировал результаты исследований некоторых зарубежных социологов. В целом, по мнению Сорокина, на структуру семьи влияли несколько  различных факторов, не только экономических, но также демографических и культурных, в том числе и религиозные идеи.

 

13                                                                                 Развитие социологии семьи в России.

 

Социология семьи и  брака появилась в 60-е гг. Построенная  в эти годы в условиях монометодологии исторического материализма советская концепция социологии семьи явилась монотеорией и оставалась таковой до середины 80-х гг. В целом для периода середины 60-х—середины 80-х гг. характерен заметный прирост эмпирических социологических исследований семьи. Уход в тень схоластического варианта социального философствования в середине 80-х гг., ухудшение социально-экономической и политической ситуации сопровождались существенным спадом исследовательской активности в области социологии семьи, не преодоленным до настоящего времени. В середине 60-х гг. почти одновременно вышло несколько работ, каждая из которых могла претендовать на открывшуюся вакансию специальной социологической теории семьи (Н.Я.Соловьев; Н.Г.Юркевич; А.Т. Харчев; Н.Д. Шимин).

14

Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.

Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи — обеспечение преемственности поколений.

Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в  универсальный природный порядок.

Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.


Информация о работе Социология семьи