Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:17, доклад

Описание работы

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Файлы: 1 файл

Социология семьи.docx

— 24.80 Кб (Скачать файл)

Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.

Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует  по своим законам. Она зависит  от общества, существующего политического  строя, экономических, социальных, религиозных  и иных отношений.

Семья - социально санкционированное  и относительно постоянное объединение  людей, связанных родством, браком или  усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.

Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих  ценностей, являющихся переплетением  статусов и ролей.

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в истории  человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды, так  или иначе описывающие и объясняющие  формы общественной жизни, не могли  не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.

Вместе с тем, реализация основных функций семьи не есть следствие  каких - либо биологических регуляторов  или механизмов, а представляет собой  результат специфических социальных процессов, происходящих в широком  социальном контексте. Семья включает в себя разнородные компоненты, связанные  с физиологическими процессами, с  психологической динамикой взаимоотношений, с нормами и ценностями культуры, с экономическими условиями рынка  и производства, с демографическими изменениями, с институтами армии, церкви, здравоохранения, правительственного управления и с историческими  трансформациями в целом.

В связи с этим можно  напомнить знаменитое отступление  от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что  определяющим моментом в истории  является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.

Разрушение крестьянского  семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния  на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия  поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного  возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение  семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило  преемственность семейных поколений  и низвело социализацию детей  до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни.

 

В развитии социологии семьи  выделяют несколько этапов.

 

1.Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

 

2. Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот  период тон в изучении семьи  задавали антропологи и этнографы.  Они опирались на широкий эмпирический  материал, собранный в ходе полевых  исследований и наблюдений примитивных  обществ, а также в ходе сравнительно-исторического  анализа.

 

Типология семейных структур:

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.

Выделяют специфические и неспецифические функции семьи.

 

Специфические функции семьи  вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального  явления, тогда как неспецифические  функции - это те, к выполнению которых  семья оказалась принужденной или  приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким  образом, специфические функции  семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи  между семьей и обществом может  изменяться в ходе истории.

 

К неспецифическим функциям семьи относят:

 

  • накопление и передача собственности и статуса;
  • организация производства и потребления;
  • домохозяйство;
  • отдых и досуг;
  • забота о здоровье и благополучии членов семьи;
  • создание микроклимата в семье.

 

Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и  обществом, раскрывают исторически  преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и  воспитание детей в семье.

Поэтому семейные изменения  заметнее всего обнаруживаются при  сравнении неспецифических функций  на разных исторических этапах: в новых  условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью  или частично и даже исчезают вовсе.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают  с семьей и выполнение функций  образования и воспитания (школы  и детсады), защиты и охраны (полиция  и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции  благосостояния и передачи социального  статуса (индустриальный наемный труд).

Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются  с точки зрения их поведения под  влиянием других людей. Такие взаимоотношения  могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.

Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят  вербальный, физический, эмоциональный  и другие черты характера, которые  являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.

Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся  под влиянием друг друга через  социальную взаимосвязь, то семья и  есть такая группа (1).

Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.

Социализация на ранних этапах становления и развития личности, которую иначе называют первичной, связана с прямым воздействием на человека, его непосредственным окружением. И главная роль здесь принадлежит  родителям - первичным агентам социализации. Будучи первичными, взаимоотношения  родителей и детей оказывают  решающее воздействие на другие стадии социализации в силу своей близости, ответственности, эмоциональности  и продолжительности. На этом этапе  ребенок овладевает мыслительными  и познавательными навыками, осваивает  все более сложные системы  правил поведения, начинает знакомство с образцами культурных ценностей  и норм, чтится следовать им даже тогда, когда еще не всегда хорошо понимает их смысл и содержание.

Арсенал способов и средств  социализации на стадии детства небольшой, хотя это активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка  копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как  своих собственных.

По мнению 3.Фрейда, новорожденный  является еще беспомощным существом  с неуправляемой энергией. Ребенок  должен знать о том, что его  потребности и желания не могут  быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что  у ребенка появляются эротические  черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает  за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2).

Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы".

"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3).

Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и  в этом возрасте, по определению  Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.

И здесь отношения родителей  к своим детям являются как  бы распределительным пунктом, развивающим  одни и подавляющим иные способности, возможности.

Семья может не выполнять  свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д.

Переходное общество, в  котором мы живем, характеризуется  тем, что в нем численно увеличивается  число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции.

Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение семьи  со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.

С выделением различных структурных  семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка  без мужа (жены).

В таких семьях из поколения  в поколение передаются семейные традиции, ценности. Здесь ролевые  обязанности воспитателя практически  равномерно распределены между всеми  членами -представителями разных поколений. Младшие дети ухаживают за еще более юными членами семьи, подростки трудятся в хозяйстве, обучаются тем или иным навыкам, знаниям по хозяйству. Это вовсе не формальный институт семейных отношений, а своеобразная школа передачи знаний, жизненного опыта. В таких формах воспитания детей и происходит общение между поколениями.

Информация о работе Социология семьи