Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 16:17, доклад
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный
характер: с одной стороны - социальный
институт, с другой - малая группа,
которая развивается и
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология семьи является
одной из старейших социальных дисциплин.
И это понятно. Ведь ее объект изучения
- социальный институт семьи - в истории
человечества играет ведущую роль.
Соответственно, научные труды, так
или иначе описывающие и
Вместе с тем, реализация
основных функций семьи не есть следствие
каких - либо биологических регуляторов
или механизмов, а представляет собой
результат специфических
В связи с этим можно напомнить знаменитое отступление от марксизма одного из его основоположников Ф. Энгельса, который считал, что определяющим моментом в истории является "ступень развития" труда, с одной стороны, и с другой - семьи.
Разрушение крестьянского семейного хозяйства, семейная дезорганизация и крах родительского влияния на детей в городах сыграли, думается, не последнюю роль в кризисе нашего общества. Втягивание в сферу наемного труда на государственные предприятия поголовно всех женщин и мужчин трудоспособного возраста, ликвидация всех форм частного семейного производства и превращение семьи в ячейку бытового самообслуживания обескровило экономику страны, разрушило преемственность семейных поколений и низвело социализацию детей до элементарных контактов по поводу физиологического цикла жизни.
В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов.
1.Первый этап - с античности до середины XIX века. В этот период доминировали чисто умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья. Ее считали миниатюрным прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся вширь семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта, выводили социальные отношения из семейных, конструируя теоретические схемы, в которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.
2. Второй этап - с середины
XIX века до начала XX века. В этот
период тон в изучении семьи
задавали антропологи и
Типология семейных структур:
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые
по критериям родительства-
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).
Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию пространственно-
Выделяют специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
К неспецифическим функциям семьи относят:
Эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
Поэтому семейные изменения
заметнее всего обнаруживаются при
сравнении неспецифических
В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).
Взаимоотношения между людьми в группах являются фундаментальными в мире действия, где люди рассматриваются с точки зрения их поведения под влиянием других людей. Такие взаимоотношения могут устанавливаться в семье, где поведение взрослых членов этой малой группы потенциально влияет на детей.
Такие взаимосвязи в семейных отношениях постоянны, они носят вербальный, физический, эмоциональный и другие черты характера, которые являются важными в дальнейшем развитии жизни человека.
Если учесть учение Форсайта (1983), который под группой определяет 2-х и более индивидов, находящихся под влиянием друг друга через социальную взаимосвязь, то семья и есть такая группа (1).
Процесс взросления человека окончательно завершается примерно к тридцати годам, с этого времени сформировавшаяся у него индивидуальная психология, а также система личностных ценностей и взглядов на окружающую действительность уже существенно не изменяются на протяжении всей остальной жизни. Он занимает более прочное место в социальной структуре общества, а свою неудовлетворенность жизнью, социальную мобильность, поиск идеала передает как эстафету будущему поколению.
Социализация на ранних этапах
становления и развития личности,
которую иначе называют первичной,
связана с прямым воздействием на
человека, его непосредственным окружением.
И главная роль здесь принадлежит
родителям - первичным агентам
Арсенал способов и средств социализации на стадии детства небольшой, хотя это активный период. Эго - имитация, то есть сознательное стремление ребенка копировать определенную модель поведения; идентификация как способ усвоения детьми родительского поведения, социальных установок и ценностей как своих собственных.
По мнению 3.Фрейда, новорожденный является еще беспомощным существом с неуправляемой энергией. Ребенок должен знать о том, что его потребности и желания не могут быть удовлетворены сию же минуту. Для него это болезненный факт. В этот период родители замечают, что у ребенка появляются эротические черты; он отличает себя от представителей противоположного пола, а также наблюдает за взаимоотношениями отца и матери. По мнению Фрейда важно, чтобы в этот период у него не сформировался "эдипов комплекс" - эротическое чувство к матери и антагонизм по отношению к отцу. Ребенок обычно подавляет эти чувства на уровне бессознательного. Это важная стадия формирования личности (2).
Джорд Гербет Мид в своей теории личности главное внимание уделяет тому, как дети учатся использовать понятия "я" и "мы". С его точки зрения, дети младшего возраста развиваются прежде всего как социальные существа за счет имитации действия взрослых. Он полагает, что игра является одним из основных способов социализации ребенка. В игре дети подражают взрослым, переходя от простых имитационных действий ко все более сложным. В возрасте 4-5 лет дети начинают уже играть роли взрослых. Именно на этой стадии ребенок осознает себя, отличает себя от других, свое "я" от "мы".
"Я" - несоциализированный младенец со спонтанными желаниями, а "мы" означает "социальное я" (3).
Следующей стадией развития ребенка является возраст 8-9 лет, и в этом возрасте, по определению Мида, ребенок принимает участие в организованных играх. В это время он познает основные ценности, правила морали, существующие в социальной жизни, а также культуру, в которой он формируется.
И здесь отношения родителей к своим детям являются как бы распределительным пунктом, развивающим одни и подавляющим иные способности, возможности.
Семья может не выполнять свою социализационную, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня и нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, отчуждение, нелюбовь и т.д.
Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число таких семей, которые не выполняют свои социокультурные функции.
Сегодня при рассмотрении социализации детей в семье необходимо учитывать соотношение семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный авторитет общественного восприятия, отрицающий семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.
С выделением различных структурных семейных типов в новой ситуации можно говорить о постоянном увеличении удельного веса матерей (а на Западе и отцов), воспитывающих ребенка без мужа (жены).
В таких семьях из поколения
в поколение передаются семейные
традиции, ценности. Здесь ролевые
обязанности воспитателя