Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:13, творческая работа
Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью.
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями.
Социология
семьи
Выполнила студентка группы 214 «А »ОМ
Максутова Арзыгуль
Социология семьи – одна из наиболее развитых областей социологического знания.
Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью.
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества.
Функции семьи:
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Социальная роль мужчины и женщины в современном институте семьи
Социальная роль – это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли – это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяем в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дедушка, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений.
Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.
Современные проблемы в семье
Лев Толстой не зря изрёк мысль, что…
«Все не счастливые семьи несчастны по-разному, все счастливые семьи, счастливы одинаково».
Предстоит разобраться в причинах несчастий, так как счастливым семьям можно только завидовать.
1. Вседозволенность или потеря духовности:
Молодые люди вступая в брак не чувствуют единства, не чувствуют границы данного обета. Они знают, что есть семейное право, которое если будут проблемы, разделит имущество и регламентирует поведение. Нет черты, за которую не могли бы перейти молодожёны. Всё что некогда было дорого и составляло основу семьи искажено настолько, что морально-нравственные основы семьи давно поруганы и искаженны. Люди духовно нищие, они на психологическом уровне не могут привязать себя к одному человеку на всю жизнь, и при этом сохранить ему верность. Кривое зеркало семьи в первую очередь основывается на потере духовности.
2. Институт семьи:
Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка. Такие действия приводят к тому, что ребёнок психологически привыкает к одному родителю.
Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство.
Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Или, при заключении брака составляется договор. Эти действия психологически развязывают руки людям. Если раньше мы говорили о духовности, то это шаг, который приводит к снятию с себя обязательств и перед государством. В гражданском браке и свадебных договорах, личности снимают с третьей стороны всё обязательства и сами начинают регламентировать свою личную жизнь.
Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.
2. Смешение культур:
Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т. е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.
При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее, сразу сказывается методики воспитания и прочие взгляды.
Ребёнку сложно впитывать несколько культур сразу. Так как, зачастую одна культура, противоречит другой. Это приводит к конфликтам в семье и окончательному развалу семьи.
3. Эмансипация женщин:
Современная женщина зарабатывает и трудится столько же, сколько и мужчина. Это, естественно, сказывается на потере зависимости женщин от мужчин.
Зачастую мужчины становятся, зависимы материально от женщин. Таковы законы рыночных отношений. Поэтому происходит ценностная и управленческая переориентация в семье.
Женщина может отказываться мыть посуду, готовить, убирать и т.п. функции, которые ранее были закреплены за женщинами. Говорить, что сегодня много семей с явно выраженным патриархатом не приходится. Это мощный толчок для смены основ семьи, перераспределению ролей.
И как итог дезориентация в семье, что приводит к скандалам.
4. Мужской фактор:
Мужчины, всё ещё остаются циниками и эгоистами по своей природе. И статистика говорит, что пьянство в семьях это 2 причина всех разводов в России. Мужчины склонны изменять своим вторым половинам, и часто это происходит во время, или после пьянки. Алкоголизм приводит к конфликтам в семье и частым ссорам. И уж точно не даёт благоприятный, образовательный осадок для ребёнка.
5. Нет желания иметь детей. Аборты:
Проблемы семей, это отсутствие детей или не желание иметь их вовсе. Если семья не хочет иметь детей, она сознательно прерывает свой род.
Ребёнок объединяет семью. Это основной, необходимый элемент, при котором возможна передача традиций. Зачем говорить о развале семье, если нет детей. Нет детей, нет семьи, логика простая. Так, что это очень серьёзная проблема, требующая серьезнейшего осмысления.
По данным социологического Левада-центра, на вопрос: «Что в вашей семье "не так"?» были получены следующие ответы:
низкие доходы - 69%;
плохое здоровье - 29%;
бытовые трудности - 17%;
усталость- 16%;
опасение потерять работу - 14%;
безысходность и плохое жилье - 12%;
невозможность дать детям хорошее образование - 9%;
нехватка свободного времени - 8%;
пьянство, наркомания - 2%;
плохие взаимоотношения в семье - 2%;
затруднились ответить - 9% .
В связи с этим многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей.
Студенческая семья.
Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты дневного отделения высшего учебного заведения, т. е. гомогенная (однородная) по социальному положению мужа и жены.
Это молодая семья, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Дети в студенческих семьях, как правило, дошкольного возраста.
Результаты ряда исследований, проведенных в вузах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что в последнее время доля семейных студентов возрастает.
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является изменение отношения к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и администраций вузов. Оно становится более терпимым. Во многих вузах семьям оказывается помощь и поддержка: выделяются места в общежитии, выдаются денежные пособия, создаются по возможности условия для совмещения учебы и воспитания детей. Все это в определенной мере облегчает жизнь студенческих семей. Изменяется отношение к браку и семейной жизни и у самих студентов.
По своему составу студенческие семьи делятся на две большие группы: имеющие (60,4 %) и не имеющие (39,6 %) детей. Причины, по которым значительная часть семейных студентов воздерживается от расширения состава своей семьи, в основном объективные. Главными из них студенты называют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а также трудности связанные с присмотром за ребенком.
Сейчас все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов дал возможность установить, что большинство одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.
Одинаковое социальное положение супругов-студентов
обусловливает общность их интересов,
привычек и жизненных позиций, сходство
в ценностных ориентациях и установках
у молодых супругов относительно желаемого
числа детей в семье, жизненных планов,
способов проведения свободного времени.
Любовь, общность интересов и привычек
— стержень студенческой семьи.
Семья — социальная ячейка общества, ее
стабильность и полноценность зависят
не только от супругов, но и от характера
общественных отношений, материального
благосостояния, от непосредственной
социальной среды (коллектива, друзей,
родственников и т. д.) и даже от общественного
мнения.
Для студенческой семьи проблема жилья зачастую является проблемой номер один. По сути дела существуют два варианта решения жилищного вопроса в студенческой семье - общежитие (если оно имеется и администрация вуза предоставит его молодоженам) и совместное проживание с родителями. Согласно данным социологических опросов, 82% семейных студентов пользуются именно этими вариантами (46,5% - проживают в общежитиях, 35,5% - у родителей). Остальные либо имеют отдельную квартиру, либо арендуют ее с помощью родителей.
Пути решения семейных проблем
Необходимыми условиями счастливых семейных отношений являются: направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания); нормальное, бесконфликтное общение; доверительность и эмпатия; понимание друг друга; нормальная интимная жизнь; наличие Дома (место, где человек может отдохнуть от сложностей жизни).
Несмотря на то, что в современном обществе растет число семей, члены которых имеют высокий образовательный уровень, существует очень мало семей, где в решении проблем поощряется самостоятельность. Значительно чаще в качестве источника правильных решений и жизненной мудрости рассматриваются традиции, опыт старших, советы специалистов.
Значительной число семей видят источник своих проблем в том, что они в чем-то отклоняются от нормального (в их представлении - наиболее распространенного или похвального поведения).
Все указанные факторы лишают семью возможности учиться самостоятельно решать проблемы, набираться опыта. Между тем семья может эффективно решать проблемы, только если научилась этому. Таким образом, весьма существенной задачей является формирование навыков эффективного решения проблем вообще и семейных в частности. Чем лучше члены семьи представляют себе и контролируют ход этого процесса, чем прочнее навыки и больше опыт решения самых различных проблем, тем сильнее сопротивление семьи искажающему воздействию различных факторов.