Социология социального выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:04, доклад

Описание работы

Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 123.56 Кб (Скачать файл)

Социология рационального выбора основывается на теории социального обмена и экономических теорий рационального выбора. Концепция рационального действия индивидов переносится на поведение всей системы, состоящей из тех же самых индивидов. Идея перенести принципы методологического индивидуализма на уровень корпоративных акторов родилась в ответ на неспособность экономистов объяснить такие хозяйственные явления, как возникновение паники на бирже или отношения доверия в обществах взаимного кредитования.

Социология рационального выбора возрождает идеи утилитаризма в социологии, который рассматривает человека как утилизатора полезности.

Понятие рациональности

• Рациональность – есть последовательный отбор лучших вариантов на пути к достижению поставленной цели

 • Понимание рациональности  и фиксация ее пределов стали  ключевыми предпосылками для  определения характера экономических  действий 

• «Сферы рациональной и экономической деятельности... совпадают» (Л. фон Мизес)

Экономическая социология

 • не сводит предмет к  анализу нерациональных действий  ( В. Парето)

• не отрицает рационального действия (М. Грановеттер)

• готова рассматривать рациональное следование индивидуальному интересу в качестве исходного и главного мотива (Дж. Коулман)

Понятие стратегии действия

• устойчивый последовательный выбор способов действия на пути к достижению фиксированной цели в условиях ограниченного набора ресурсов

• выражение субъективной рациональности, связанной с упорядочиванием предпочтений, устойчивым распределением ресурсов и организацией собственного будущего

• устойчивая совокупность осмысленных, рефлексивных действий

Рациональное действие — действие, направленное на достижение действующим субъектом своей ясно осознаваемой цели, рационально соотнесенной с осмысленными средствами, адекватными для ее достижения 

Социальная структура: понятие, основные признаки

Будучи структурно сложной социальной системой, общество состоит из взаимосвязанных и относительно самостоятельных частей. Взаимодействие в обществе обычно приводит к становлению новых социальных отношений. Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.

Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы, и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, или совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих социальных элементов общества, с другой - социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития .

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общество или группы в пределах общества), которое имеют определённое постоянство во времени взаимосвязаны и определяют, или обуславливают в значительной степени функционирования этой целостности как таковой и деятельности её членов.

Из этого определения можно вывести несколько идей, содержащихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и постоянством. Далее, социальная жизнь не аморфна, а дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые являются взаимозависимыми или функционально взаимосвязанными.

Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничиваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.

Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения - регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействия между членами данного социального целого. Социальная структура охватывает размещение всех отношений зависимостей взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга.

Социальная структура как своего рода каркас всей системы общественных отношений, то есть как совокупность экономических, социальных и политических институтов, организующих общественную жизнь. С одной стороны, эти институты задают некоторую сеть ролевых позиций и нормативных требований по отношению к конкретным членам общества. С другой стороны, они представляют собою определенные достаточно устойчивые пути социализации индивидов.

Главным принципом определения социальной структуры общества должен быть поиск реальных субъектов социальных процессов. Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.

С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп. Для изучения многообразия иерархически расположенных социальных слоев призвана теория социальной стратификации.

Первоначально идея стартового представления социальной структуры имела ярко выраженный идеологический оттенок и была призвана нейтрализовать Марксову идею классового идея общества и доминирования в истории классовых противоречий. Но постепенно идея выделения социальных слоев в качестве составляющих общества элементов утвердилась в социальной науке, ибо она действительно отражала объективные различия разных групп населения, в рамках отдельно взятого класса.

Главными признаками социальной структуры являются:

- социальное положение элементов  в общественной системе в зависимости  от степени обладания властью, доходом и др.;

- взаимосвязь элементов структуры  посредством обмена информацией, ресурсами и др.;

- социальная активность элементов  структуры в общественной жизни.

Таким образом, социальная структура как деление общества на определенные группы и дифференциация людей по положению в обществе является ключевым понятием для объяснения нашей реальности, как в сфере высокой политики, так и повседневной жизни населения. Именно здесь формируется та социальная база, на поддержку которой рассчитывают общественные лидеры, партии и движения.

Социальная структура общества - это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Эти различия, в свою очередь, формируют сложнейший мир отношений - экономических, социально-политических, национальных, в совокупности образующих общественную систему. В целом можно сказать, что социальная структура общества фиксирует устойчивость и предполагает относительный порядок. Но разнообразие отношений, интересов и позиций приводит к социальным различиям между людьми в каждом конкретном обществе, т.е. к социальному неравенству.

2. Основные элементы социальной структуры

В качестве основных элементов социальной структуры выступают социальные группы, социальные общности, социальные классы, социальные слои, социальные институты, социальные организации.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и прочие. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

Социальные общности (большие группы людей (мезо- и макроуровня)) - это социальные объединения людей, которые характеризуются общим признаком, более или менее прочными социальными связями, целеполаганием и общим типом поведения. В качестве примера можно привести естественноисторические общности - род, племя, семья, община, народность, нация; массовые объединения людей - концертная или телевизионная аудитория и др.

Социамльные кламссы (общественные классы) - это общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

Социальные классы выделяются по четырем основным признакам (К.Маркс, В.Ленин):

- месту в исторически-определенной  системе общественного производства;

- отношению к собственности  на средства производства;

- роли в процессе производства (бригадир, квалифицированный рабочий  и т. д.);

- уровню доходов.

Из них основным классообразующим признаком является отношение к собственности на средства производства (буржуазия - рабочий класс).

Социальный слой - промежуточная или переходная общественная группа, не обладающая всеми признаками класса (нередко называется прослойкой), например интеллигенция, или же часть какого-то класса, обладающая в рамках его внутренней структуры некоторыми характерными особенностями, например квалифицированные и неквалифицированные рабочие.

Социальные институты - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие закрепление связей и отношений в рамках общества.

Социальный институт включает в себя:

общественную потребность (на основе которой он возникает),

функцию (или множество функций, которые он выполняет),

систему норм (которые регулируют и обеспечивают его функционирование),

совокупность ролей и статусов (так называемый "персонал" участников),

и организации (в рамках которых осуществляется то или иное социальное действие, направленное на удовлетворение общественной потребности).

Бpaк, cемья, мopaльныe нopмы, oбpaзoвaниe, чacтнaя coбcтвеннocть, pынoк, гocyдapcтвo, apмия, cyд и дpyгиe пoдoбныe ycтaнoвления в oбщecтвe - всё этo нaглядныe пpимepы yжe yтвepдившиxcя в нeм инcтитyциoнaльныx фopм. C иx пoмoщью yпopядoчивaютcя и cтaндapтизиpyютcя cвязи и oтнoшeния мeждy людьми, peгyлиpyютcя иx дeятельнocть и пoведeниe в oбщecтвe. Teм caмым oбecпечивaютcя oпpедeлeннaя opгaнизoвaннocть и ycтoйчивocть oбщеcтвеннoй жизни.

Социальная организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами.

Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Основные признаки социальной организации: наличие единой цели; наличие системы власти; распределение функций.

Джеймс Самуэль Коулман (12.05.1926 – 25.03.1995), профессор Чикагского университета и всемирно известный социолог.

 

Академическая карьера Коулмана была посвящена созданию и использованию новой методологии социологии и теории, помогающей осветить главные проблемы социума. "Исключительная способность, богатое воображение и храбрость, чтобы пойти против полученного мнения отмечают его выдающуюся карьеру и объясняют его огромный вклад в общественные науки. Его главный вклад в науку – это социологические теории - включая анализ социального изменения, коллективного действия и рационального выбора, а так же социологию образования. Ранние исследование Коулмана относительно школ и обучения помогло сформировать правительственную политику по расовой интеграции и образовательным проблемам. Самым известным результатом того исследования было «Равенство Образовательной Возможности»(1966), обычно известное как «Сообщение Коулмана». Исследование, сделанное, с использованием большого набора данных, что помогло обеспечивать ответы на важную группу проблем социума. Более поздние исследования Коулмана сравнивали относительную эффективность общественных и частных начальных школ. Он с соавторами написал «Достижение Средней школы: Общественные, Католические и Частные Школы» (1982, с Томасом Хоффером и Салли Килгор) и «Общественные и Частные Средние школы: Воздействие Сообществ» (1987, с Хоффером). В течение его карьеры, Коулман никогда не уклонялся от дискуссий. У него была смелость поменять свою точку зрения, если новые данные показывали, что он был не прав. Коулман был избран президентом Социологического сообщества в 1991. Исследования Коулмана мотивировали его, к более детальному рассмотрению социального поведения. Этому он посвятил большую часть последних двух десятилетий жизни. Эти исследования были опубликованы в его книге «Фонды Социальной Теории» (1990) . Книга, которую уже считают классической, применяет рациональный подход к социальному поведению, показывая, как индивидуальные выборы затронуты социальными нормами, групповым давлением, желанием подражать лидерам и соответствовать мнению группы. Вместе с Беккером, Коулман в начале 1980-ых организовал междисциплинарный семинар о рациональном выборе в общественных науках. Семинар приобретал широкую известность как место обсуждения силы и слабости рациональной теории в контексте социального, политического и экономического поведения. В 1989 Коулман основал междисциплинарный журнал «Рациональность и Общество», который служил форумом для междисциплинарного обсуждения и дебатов этих проблем. Другая работа Коулмана включала руководство командой исследователей в 1980, которая начала огромнейшее исследование об эффектах обучения. Исследование, "Средняя школа и вне её" продолжает проводиться Национальным Исследовательским центром Общественного Мнения в Чикагском университете. В исследовании участвуют более 75 000 человек, которые учились в средней школе в 1980, и исследует, как образование изменило их жизни и карьеры. Как и для большинства социологов 19-ого и начала 20-ого века, для него социология не могла быть оправдана просто как интеллектуальное занятие. Скорее его работы должны были показать высшим чиновникам, как проектировать законодательство, которое улучшит социальное обеспечение. Коулман был членом Национальной Академии Наук, американского Философского Общества, американская Академия Искусств и Наук, Национальная Академия Образования и Королевской шведской Академии Наук. С 1970 до 1973, он был членом Президентского Совещательного комитета по Науке. Он был автором 30 книг и более чем 300 статей и книжных глав. Среди его многочисленных вознаграждений было Вознаграждение Пола Лазарфелда за Исследование в 1983, награда Свободы в 1989 и американская Социологическая Ассоциация присудила ему «Выдающееся Вознаграждение» в 1992 за Фонды Социальной Теории. Коулман получил степень бакалавра в 1949 и доктора философии из Колумбии в 1955. Он преподавал в Университете до 1959, затем перешел в Университет Джона Хопкина и работал на кафедре социальных отношений. Он работал там как профессор и заведующий кафедрой социальных отношений до 1973,  а потом вернулся в Чикаго, в Университет Чикаго. Своей исключительно высокой репутацией Национальный центр исследований общественного мнения в обязан, в частности, Коулману, который был профессором и одним из научных руководителей центра. Полученные Коулманом результаты хорошо известны специалистам по математической социологии. В 1981 году он опубликовал книгу "Анализ лонгитюдных данных", где формулировались основы теории временных рядов, — результат, открывающий перспективное направление в прикладных статистических исследованиях.

Информация о работе Социология социального выбора