Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:35, курсовая работа
Цель курсовой работы определена темой — рассмотреть социологию в современном обществе. Задачи курсовой работы:
Определить и дать понятие социологии современного общества, а также объекта и предмета социологии современного общества.
Выделить основные функции.
Рассмотреть основные современенные социологические теории.
Выявить перспективы развития социологии.
Мировоззренческая
функция социологии вытекает из того,
что объективно, участвует в социально-
4. Современные социологические теории
В современном мире существует большое
разнообразие специальных социологических
теорий. Идея их разработки и сам
термин принадлежат американскому
социологу Роберту Мертону. Но возникли
теории значительно раньше. Они изложены
в трудах классиков социологии Макса Вебера,
Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных
социологических теорий в XX веке связано
с именами крупнейших социологов Карла
Ман-гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса,
Поля Лазарсфельда и др.
Специальные социологические теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания, их общие, а особенно специфические закономерности функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.
Определенная
специальная социологическая
В современной
социологии выделяется несколько групп
социально-психологических
Конечно,
же, главной задачей любой
Таким образом к концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:
-макроциологию и микросоциологию
-общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
- теоретическую
и эмпирическую социологию, которые
решают вопросы либо
-отрасли
социологии (социология личности, феминосоциология,
социология образования,
Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Отрасли социологии. Чаще всего отраслевые социологии типологизируют по трем основаниям: а) изучаемым субъектам социальной жизни; б) сферам социальной жизни, в коих действуют исследуемые субъекты; в) междисциплинарному характеру отраслей социологии, их связанности с другими науками.
По субъектам социальных действий различают отраслевые социологии: 1)личности, 2)семьи, 3)малой группы, 4)коллектива, 5)профессиональных групп, 6)страт и классов, 7)молодежи (ювиносоциология), 8)лиц зрелого возраста (акмесоциология), 9)пожилых людей (геронтосоциология), 10)женщин (феминосо-циология).
Появление новых субъектов социальных отношений (безработных, предпринимателей, забастовщиков, вынужденных переселенцев, беженцев, массовых движений, религиозных течений и др.) и необходимость их социологического анализа предопределяют возникновение либо новых отраслей социологии, либо расчленения названных отраслей на подотрасли.
По второй типологии выделяют следующие отраслевые социологии: 1) труда, 2) свободного времени, 3) быта, 4) управления, 5) индустриальную, 6) сельскохозяйственную (социологию сельского хозяйства), 7) военную, 8) науки.
5. Перспективы развития социологии
Как отмечает А.О. Бороноев, уже начинают
складываться новые направления, школы
в социологии, появляются новые лидеры.
Этому способствуют несколько факторов:
1) социология стала университетской
наукой, Т.е. ею начала заниматься молодежь;
2) идет интенсивный обмен идеями с зарубежными
странами; 3) углубляется институционализация
социологии как науки.
Глобализация всех сфер человеческой жизни, Интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.
Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый прежде всего кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.
Человечество
должно осознать тревожную ситуацию
через современные формы
Заключение
Итак, в заключение работы сделаем основные выводы.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.
В современном
мире существует большое разнообразие
специальных социологических
В качестве основных структур в ней выделяют:
направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой.
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.
Список литературы