Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:46, контрольная работа
Цель работы - наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов,
Цель работы потребовала решения следующих основных задач:
- определение сущность субкультуры и ее места в культуре в целом;
- соотношение понятий «культура» и «субкультура»;
- определение места контркультуры в духовно-нравственной сфере;
- определение условия перехода субкультур в контркультуру;
- изучить методологию изучения субкультур и контркультур.
Заключение
Существенная особенность человека состоит
в том, что окружение, в котором он существует,
создано им самим. Действительно, жизненный
опыт людей дает основания предполагать,
что они создают вокруг себя не только
материальный мир, в который входят здания,
орудия труда, мосты, каналы, возделанная
земля, но и мир человеческих взаимоотношений,
включающий в себя систему социального
поведения, набор правил и процедур для
удовлетворения основных потребностей.
Культура современного общества включает
в себя множество культурных комплексов,
которые могут быть взаимосвязаны (например,
культурные комплексы деятельности по
управлению людьми и культурные комплексы
деятельности по созданию материальных
благ) или достаточно изолированы (например,
выращивание цветов или коллекционирование
каких-либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность
культурных образцов, которые принимаются
и разделяются всеми членами общества.
Эту совокупность принято называть доминирующей
культурой, или всеобщей культурой; В то
же время общество включает некоторые
группы людей, которые развивают определенные
культурные комплексы, не разделяемые
всеми людьми данного общества.
Каждая из групп людей, стоящих на разных
экономических ступенях в процессе распределения
общественного продукта, обычно развивает
способы поведения, отличающие данную
группу от всего остального общества,
а также свою культуру.
В силу ряда социальных, политических
или экономических обстоятельств субкультура
может культивировать образцы поведения,
противоположные доминирующей культуре.
Культурологи полагают, что термин "контркультура"
приложим к субкультуре тех групп, которая
не только отличается от доминирующих
образцов, но и бросает им вызов.
По мере изменения существующих условий
как со стороны "внешнего" мира (материальные
явления), так и со стороны "внутреннего"
(мира сознания) культура претерпевает
множество изменений. Обладая набором
традиционных ценностей, культура должна
удовлетворять базисные человеческие
потребности. Но трансформирующиеся общественные
отношения уже не принимают их. В этом
случае инструментом обновления и адаптации
культуры служит субкультура. Возникает
вопрос о роли контркультуры в этом процессе.
Исходя из всего, сказанного ранее, становится
очевидным, что понятие контркультура
может употребляться в широком и в узком
смысле слова.
Под контркультурой в узком смысле слова
понимается только одно из проявлений
контркультуры – молодежная контркультура
в конкретно-историческом контексте –
социальный феномен второй половины XX
в., связанный с повышением в общественных
процессах роли молодежи как социально-демографической
группы.
Для того чтобы определить, насколько
это оправдано и разграничить данные понятия,
мы взяли за основу утверждение о том,
что культура представляет собой нечто
вроде живой клетки, у которой есть ядро
– официальная культура, а вокруг него
– ряд субкультурных образований. Так
вот, во взглядах на место контркультуры
в социокультурном пространстве ее исследователи
в основном делятся на две группы – первые
считают ее составной частью или одним
из видов упомянутых субкультурных образований,
а другие видят в ней самостоятельные
образования, отличные от субкультурных,
– своеобразные антитела, повышающие
иммунитет культуры и заставляющие ее
меняться в зависимости от изменяющихся
условий существования. В результате данного
разделения взглядов мы получаем два подхода
в определении понятия контркультуры.
В широком смысле слова речь идет о явлении,
присущем человечеству на протяжении
всего времени его существования, о каждой
исторической эпохе, когда некая группа
лиц в результате неудовлетворенности
доминирующей моделью культуры начинает
вырабатывать свою собственную модель,
существенно отличающуюся или даже прямо
противоречащую доминирующей.
По моему мнению контркультура является
стадией развития субкультуры. Она возникает
из субкультуры именно в переломные для
культуры моменты. Играя роль культурного
взрыва, переворота, она, подобрав в свое
время "ненужные" ценности, выбрасывает
их на суд общества. Со временем они переходят
из разряда контркультурных, т.е. враждебных
культуре и обществу, в разряд традиционных,
принимаемых большинством. В результате
процесса "инверсии", т.е. смены культурной
парадигмы контркультура растворяется,
приобретая вновь субкультурную форму.
Таким образом, несмотря на устоявшееся
в науке представление о субкультуре и
контркультуре как о различных культурных
формах, можно предположить, что контркультура
является стадией развития субкультуры.
А в целом субкультура представляет собой
механизм адаптации и особую подсистему
внутри культуры.
Содержание
Введение
1: Теоретические основы изучения субкультур
и контркультур
1.1 Сущность субкультуры, ее место в культуре,
соотношение понятий культура и субкультура
1.2 Контркультура, ее место в духовно-нравственной
сфере
1.3 Условия перехода субкультуры в контркультуру
2: Методы изучения субкультуры и контркультуры
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Список использованной
литературы
1.Гмызина Э. В. Человек в мире современной
культуры.: Учебное пособие. Часть 2 / Э.
В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.32
2. Гмызина Э. В. Человек в мире современной
культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э.
В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.21-22
3. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов
И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика,
2003.
4. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура:
грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ.
- Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.
5. Гуревич П.С. Культура и контркультура.
// Свободная мысль. - 1994. - №11. - С. 86.
6. Гмызина Э. В. Человек в мире современной
культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э.
В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.20-22
7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов:
Эпоха Ренессанса. М., 1993; Фукс Э. Иллюстрированная
история нравов: Галантный век. М., 1994; Фукс
Э. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный
век. М., 1994;
8. Русский перевод труда Эдгара Эндрю
и Седвика Петера «Ключевые концепции
теории культуры». - 1999 (Key Concepts in Cultural Theory,
Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999)
9. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура:
грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ.
- Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.
10. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура:
грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ.
- Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.
11. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной
субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы,
1986-1989 гг.
12. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект
исследования.
13. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной
субкультуры : Опыт этногр. исслед. системы,
1986-1989 гг.
14. Гуревич П. Культура и контркультура.
// Свободная мысль. 1994., N 11. С. 86.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории.
М., 1991
16. Гуревич П. Культура и контркультура.
// Свободная мысль. 1994., N 11. С. 86.
17. Попцов И.Г. Контркультура как реакция
на ситуацию культурного шока: Материалы
Конференции "Культурный шок и повседневность":
Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного
знания. - Йошкар-Ола, 2003
18. Попцов И.Г. Контркультура как реакция
на ситуацию культурного шока: Материалы
Конференции "Культурный шок и повседневность":
Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного
знания. - Йошкар-Ола, 2003
19. Холландер П. Антиамериканизм рациональный
и иррациональный. - Спб.: Издательство
"Лань", 2000.
20. Попцов И.Г. Контркультура как реакция
на ситуацию культурного шока: Материалы
Конференции "Культурный шок и повседневность":
Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного
знания. - Йошкар-Ола, 2003
21. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура:
грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ.
- Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.
22. Гмызина Э. В. Человек в мире современной
культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э.
В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.26-27
23. Гмызина Э. В. Человек в мире современной
культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э.
В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.23-25