Социология субкультуры и контркультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов,

Цель работы потребовала решения следующих основных задач:

- определение сущность субкультуры и ее места в культуре в целом;

- соотношение понятий «культура» и «субкультура»;

- определение места контркультуры в духовно-нравственной сфере;

- определение условия перехода субкультур в контркультуру;

- изучить методологию изучения субкультур и контркультур.

Файлы: 1 файл

Социология субкультуры и контркультуры.docx

— 42.64 Кб (Скачать файл)

 

Заключение 
 
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. 
 
Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов). 
 
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества.  
 
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. 
 
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. 
 
По мере изменения существующих условий как со стороны "внешнего" мира (материальные явления), так и со стороны "внутреннего" (мира сознания) культура претерпевает множество изменений. Обладая набором традиционных ценностей, культура должна удовлетворять базисные человеческие потребности. Но трансформирующиеся общественные отношения уже не принимают их. В этом случае инструментом обновления и адаптации культуры служит субкультура. Возникает вопрос о роли контркультуры в этом процессе.  
 
Исходя из всего, сказанного ранее, становится очевидным, что понятие контркультура может употребляться в широком и в узком смысле слова.  
 
Под контркультурой в узком смысле слова понимается только одно из проявлений контркультуры – молодежная контркультура в конкретно-историческом контексте – социальный феномен второй половины XX в., связанный с повышением в общественных процессах роли молодежи как социально-демографической группы. 
 
Для того чтобы определить, насколько это оправдано и разграничить данные понятия, мы взяли за основу утверждение о том, что культура представляет собой нечто вроде живой клетки, у которой есть ядро – официальная культура, а вокруг него – ряд субкультурных образований. Так вот, во взглядах на место контркультуры в социокультурном пространстве ее исследователи в основном делятся на две группы – первые считают ее составной частью или одним из видов упомянутых субкультурных образований, а другие видят в ней самостоятельные образования, отличные от субкультурных, – своеобразные антитела, повышающие иммунитет культуры и заставляющие ее меняться в зависимости от изменяющихся условий существования. В результате данного разделения взглядов мы получаем два подхода в определении понятия контркультуры. 
 
В широком смысле слова речь идет о явлении, присущем человечеству на протяжении всего времени его существования, о каждой исторической эпохе, когда некая группа лиц в результате неудовлетворенности доминирующей моделью культуры начинает вырабатывать свою собственную модель, существенно отличающуюся или даже прямо противоречащую доминирующей. 
 
По моему мнению контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.  
 
Таким образом, несмотря на устоявшееся в науке представление о субкультуре и контркультуре как о различных культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры. 

 

Содержание 

Введение 
 
1: Теоретические основы изучения субкультур и контркультур 
 
                      1.1 Сущность субкультуры, ее место в культуре, соотношение понятий культура и субкультура 
 
                     1.2 Контркультура, ее место в духовно-нравственной сфере 
 
                      1.3 Условия перехода субкультуры в контркультуру 
 
2: Методы изучения субкультуры и контркультуры 
 
3.  Заключение 
 
4. Список использованной литературы 

Список использованной литературы 
 
1.Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры.: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.32 
 
2. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.21-22 
 
3. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.  
 
4. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23. 
 
5. Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. - 1994. - №11. - С. 86. 
 
6. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.20-22 
 
7. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса. М., 1993; Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994; Фукс Э. Иллюстрированная эпоха нравов: Буржуазный век. М., 1994; 
 
8. Русский перевод труда Эдгара Эндрю и Седвика Петера «Ключевые концепции теории культуры». - 1999 (Key Concepts in Cultural Theory, Edgar Andrew, Sedgwick Peter (eds), London, New York: Routledge, 1999) 
 
9. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23. 
 
10. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23. 
 
11. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной субкультуры: Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг.  
 
12. Слюсаревский Н.Н. Субкультура как объект исследования. 
 
13. Щепанская, Т.Б.Символика молодежной субкультуры : Опыт этногр. исслед. системы, 1986-1989 гг. 
 
14. Гуревич П. Культура и контркультура. // Свободная мысль. 1994., N 11. С. 86. 
 
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 
 
16. Гуревич П. Культура и контркультура. // Свободная мысль. 1994., N 11. С. 86. 
 
17. Попцов И.Г. Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока: Материалы Конференции "Культурный шок и повседневность": Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного знания. - Йошкар-Ола, 2003 
 
18. Попцов И.Г. Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока: Материалы Конференции "Культурный шок и повседневность": Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного знания. - Йошкар-Ола, 2003 
 
19. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. - Спб.: Издательство "Лань", 2000. 
 
20. Попцов И.Г. Контркультура как реакция на ситуацию культурного шока: Материалы Конференции "Культурный шок и повседневность": Секция 1.Культурный шок как проблема гуманитарного знания. - Йошкар-Ола, 2003 
 
21. Булыгина А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23. 
 
22. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.26-27 
 
23. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.23-25

 


Информация о работе Социология субкультуры и контркультуры