Социология в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 08:33, автореферат

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.
В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в Х1Х-ХХ вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.).
1.1. Предпосылки возникновения социологической науки.
1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций.
1.3. Распространение марксистской социологии.
1.4. Становление академической социологии.
1.5. Период китаизации социологической науки.
ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма.
2.1. Предпосылки и ликвидация социологии.
2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов».
2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии.
ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая.
3.1. Возрождение социологической науки.
3.2. Современные тенденции в китайской социологии.

Файлы: 1 файл

Китай.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Сегодня социологическая наука в Китае вступила в новый этап — этап становления собственной теоретической социологии.

16 июля 2002 года Цзян Цзэмин выступил в КАОН, где подчеркнул важное значение теории и теоретических исследований в жизни партии. Опыт исторического развития человеческого общества свидетельствует о том, что для процветания нации необходимо наличие новационного теоретического мышления. Было отмечено, что отсутствие собственного теоретического осмысления мира введет к утрате духовного импульса к перспективному развитию. Перед китайскими социологами сегодня стоит задача строительства социализма с китайской спецификой - это исследование в области теории и практики. Социология призвана способствовать развитию и стабильности общества, Китай идет по пути соединения основных положений марксизма с китайской действительностью для того, чтобы осуществляя исследования, способствовать развитию социализма в стране и избегать начетничества в области теории и копирования иностранных моделей практической деятельности. Изыскания в практической области являются движущей силой и источником теоретических исследований, которые, в свою очередь, оказывая влияние на практику, стимулируют углубленный и наукоемкий процесс практической деятельности. Эти два вида исследований, будучи взаимообусловленными, способствуют углубленному развитию социализма с китайской спеЦ1$Ш&ше ученые призваны к созданию и развитию собственно китайских представлений и системы дискурса, поскольку они являются научными и массовыми, а также отражают практическую деятельность китайского народа, духовные особенности и стиль китайской нации.

Анализируя современное состояние социологической науки, необходимо выявить некоторые тенденции в дальнейшем ее развитии:

1. Поскольку миссия китайской  социологии состоит в исследовании  китайского общества, обсуждение  состояния китайской социологической  науки неотделимо от обсуждений  конкретных реалий китайской  социальной трансформации.

2. Сейчас, когда происходит образование  национальной социологии и определяется  ее направление, актуальным становится  проблема размещения китайской  социологии в рамках международного  академического сообщества. Ученые  пытаются ответить на вопросы, которые возникают в процессе  модернизации и практической  жизни китайского общества. Признание  китайских социальных проблем  является способом активного  участия в мировом сообществе.

3. В силу недостатка информированности  о новейших положениях в мировой  социологии, продолжают сохраняться  позитивистские взгляды западной  социальной науки, предполагающей  построение социологии по принципу  естественных наук.

4. В системе китаизации социологической теории приоритетным направлением являются теория субстанции, макротеория, метатеория. Китайские социологические исследования нуждаются в китайском эмпирическом исследовании, а сбор материалов не возможен без существования собственной китайской теории. Данное положение способствует возникновению теории субстанции. Дефицит собственно китайской макротеории является одной из причин в создании субстанциональной теории.

5. Введенная Фэй Сяотуном система «кросс-культурных коммуникаций» предполагает регулирование взаимного сосуществования в XXI веке и связано с базовыми связями типа «человек - человек», «человек — общество», «человек - природа». «Культурная сознательность» призывает укрепить независимость процесса культурного перехода и свободу в выборе культуры для адаптации к новому времени. Мирное совместное развитие среди различных культур предполагает понимание ценностей собственной и других культур, а также их взаимодействие.

6. По-прежнему существует потребность  в заимствовании иностранных  теорий и системности подходов, в увеличении отраслевых со-циологий.

Несмотря на многие проблемы, в последние годы китайская нация глубоко осознала необходимость найти ответы на проблемы страны, раскрепощения сознания, достижения истины в социальном развитии и стабильности, научной обоснованности и духовной энергии. Данные ответы станут важным фактором в формировании собственной национальной школы социологии. Социология в Китае в XXI веке обладает огромным потенциалом для развития и направлена на создание собственного приоритета комплексности, своей целостности.

 

 

Список научной литературыЦыбикова, Баярма Цыбикжаповна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"

1. Большая Советская энциклопедия / Глав. ред. Прохоров A.M.; М. 1973. Т.12.

2. Большой китайско-русский словарь. Т. 1-4. М. 1983.

3. Китайско-русский словарь. Пекин. 2000.

4. Мацаев С.А. Орлов В.Г. Пособие по транскрипции и правописанию китайских слов. М. 1966.

5. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Глав. ред. Иванов В.Н.; М. 2003.

6. Информационные материалы, сборники  научных трудов

7. Антиповский A.A. Политика в области науки на современном эта-пе.//Информационный бюллетень. Очерки развития науки в КНР. Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.

8. Антиповский A.A., Боревская Н.Е., Франчук Н.Ф.Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979гг.М. «Наука». 1980. -286с.

9. Белоусов С.Р. Судьба китайского  марксиста. (К 100- летию со дня рождения Ли Дачжао) М. «Знание». 1988.

10. Борох Л.Н. Идеи западного либерализма в восприятии Лян Ци-чао// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец XIX-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.

11. Ю.Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм, (начало XX века) М. 1984.11 .Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа./РАН. Ин-т вост-ия. М. Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 2001.-287с.

12. Буров В.Г. Философское наследие  и идейная борьба в Китае  в первой половине XX в.// Философское  наследие народов Востокаи современность/ Редкол. Буров В.Г. и др.; АН СССР. Ин-т философии. М. «Наука». 1983. С. 213-243.

13. Буров В.Г. Современная китайская  философия. М. «Наука». 1980.-311с.

14. Буров В.Г. Китай и китайцы  глазами российского ученого. М. 2000.

15. Гребенникова Е.В. Структура и  организация деятельности научных  учреждений. // Информационный бюллетень  ИДВ АН СССР. Очерки развития  науки в КНР./Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.

16. Делюсин Л.П. Китай: государство и общество. Сборник статей. М. 1977.

17. Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального развития. (Из истории общественно- политической мысли XX в.) М. «Наука». 1979.

18. Делюсин Л.П. Тао Сишэн о характере и эволюции китайского общества. // 12-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М.1981 С.3-13.

19. Калюжная Н.М. Влияние учения  Шан Яна на социально-политические взгляды Чжан Бинлиня.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. 1987. С.46-54.

20. Калюжная Н.М. Теории революции  Чжан Бинлиня// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.

21. Калюжная Н.М. Традиция и революция. М. 1995.-342с.

22. Котова Р.И. Особенности развития  общественных наук в ходе реформ  в Китае и положение в китайских  вузах: Обзор кит. и зап. лит. // Китай на пути к рынку. Модель развития, демография, образование. М. 1996. С. 93-134.

23. Крушинский A.A. Понятие «свобода»  у Янь Фу // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.

24. Крушинский A.A. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М. 1989.

25. Крымов А.Г. Общественная мысль  Китая и идеологическая борьба  в Китае 1900-1917гг. М. 1972.

26. Култыгин В.П. Классическая социология. М. «Наука» 2000.

27. Култыгин В. П., Кузнецов А. Г. Общая социология. М. «Научная книга» 2004.

28. Кюзаджян JI.C. Идеологические кампании в КНР 1949-1966гг. М. 1970.

29. Ли Да-Чжао. Избранные статьи и речи. / Отв. ред. Делюсин Л.П. Сост. пер. авт. предисл. и коммент. Гарущянц Ю.М. М. «Наука» 1965.

30. Ли Теин. На базе практических  исследований энергично продвигать  вперед теоретические исследования. // Экспресс информация № 6 Современная  общественная мысль в КНР и  западная философская синология. М. ИДВ РАН, 2004. С. 16-22.

31. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад- Россия- Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. М. 1995.

32. Мотрошилова Н.В. Руткевич A.M. История философии: Запад-Россия- Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв . М. 1999.

33. Общественные науки в КНР: Сборник/ редкол.: Делюсин Л.П. и др.; АН СССР Ин-т вост-ия, М. «Наука». 1986.

34. Панцов A.B. Из истории идейной борьбы в китайском революционном движении 20-40-х годов. М. «Наука» 1985.

35. Поликанова Е.А. Общество и  современный социокультурный процесс (сб. ст. под ред. Овчинниковой 3.JI.) М. МГУ. 1993.-385с.

36. Сергеев Г.И. От дибао до «Жень минь жибао»: путь в 1200 лет. М. 1989.

37. Стабурова Е.Ю. Влияние оппозиции «государство-народ» на представления Лян Цичао о политических партиях.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. ИДВ РАН, 1987. стр.55-60

38. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900-1921. М. 1983.

39. Титаренко M.JI. Китайская Народная  Республика: политика, экономика, культура. М. 2001.

40. Титаренко M.JI. Китайская Народная  Республика в 1989 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 1991.-400с.

41. Титаренко M.JI. Китайская Народная  Республика в 2001 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 2002.

42. Тихвинский C.JI. Движение за реформы  в Китае в конце XIX в. М. 1980.

43. Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Датун — теория утопическогокоммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? / Пер.А.И. Куприна, К.Ю. Бема // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.

44. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи XXIII вв. М-Л. 1959.

45. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М. «Наука». 1989.-245с.

46. Ха Юйцань. Социологическая наука в КНР: становление, развитие и перспективы.//Из истории социологической мысли в социалистических странах. МПК-3 «Социальные процессы в социалистическом обществе» Кн.2 М. Ин-т социологии АН СССР. 1988. С.113-123.

47. Цзян Ихуа. Исследование идей Чжан Тайяня. Шанхай. 1985.

48. Чжан Бинлинь. Собственное предисловие к «Социологии».- Избранные политические статьи Чжан Тайяня. Пекин. 1977.

49. Якимащенко О.Ф.Основные аспекты социологического учения Фэн Юланя. М. 2000.

50. Статьи в научных периодических  изданиях

51. Белоусов С.Р. Об одной разновидности  китайского буржуазного национализма // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 115126.

52. Белоусов С.Р. Проблемы элиты  в трактовке китайской буржуазной  социологии // Проблемы Дальнего  Востока. 1984. №1. С. 8397.

53. Буров В.Г. Ли Да и марксистская социология в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1. С.56-63.

54. Буров В.Г. Ли Да и распространение марксистских идей в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 103-114.

55. Вербин А.И., Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Исторический материализм и социология // Вопросы философии. 1958. № 5. С. 151-155.

56. Ли Цзиньвэнь. Теория Дэн Сяопина и расцвет общественных наук в Китае // Общество и экономика. №3/4. 1999. С. 106-109.

57. Стрельчек Я. Работа китайского ученого о философе XVI века Ван Чуань-шане // Вопросы философии. 1958. № 5 С. 177-179.

58. Ха Юйцань. Новый этап становления научной дисциплины // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 121-122.

59. Цзя Чун-Чжен. Радуемся успехам, видим трудности // Социологические исследования. 1990 № 10С.141-144.

60. Энциклопедия Нового Китая. М. Прогресс. 1989.

61. Чжо. Социология в современном Китае (1979-1989). Чэнду. 1992.)

62. ШШ* ЦШъ; о ifrMo 2001 (Чжан Чжо, Ма Фуюнь. Развивать социологию. К вопросу о роли социологии в процессе модернизации Китая и связи этого процесса с развитием мирового сообщества. Пекин. 2001.)

63. С.43-47 (Чэн Цзуяо. Об основном вопросе социологии // Социологические исследования. 1998. № 2 С.43-47.)73МЯ&.2004 4. С.4-13 (Чэн Сианьда. Роль философии и общественных наук, ответственность ученых // Общественные науки Китая. 2004. №4. С.4-13.)

64. Литература на английском  языке

65. ChinaNews Analysis. 1957. № 168. February.

66. Chow, Tse-Tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution in Modem China. Cambrige, Mass., Harvard University Press. 1960.

67. Encyclopedia of the Social Sciences / ed. Edwin R.A. Seligman. USA. 1934.Vol. 14.

68. Fei, Hsiao-T'ung. How to Reform Departments of Sociology // New Construction. 1950. Vol. 2. № 2. P.20-23.

69. Fei, Hsiao-Tung. Peasantry and Gentry: An Interpretation of Chinese Social Structure and Its Changes // American Journal of Sociology. 1946. Vol.52. № l.P.1-17.

Информация о работе Социология в Китае