Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 08:33, автореферат
Описание работы
Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре. В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в Х1Х-ХХ вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.). 1.1. Предпосылки возникновения социологической науки. 1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций. 1.3. Распространение марксистской социологии. 1.4. Становление академической социологии. 1.5. Период китаизации социологической науки. ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма. 2.1. Предпосылки и ликвидация социологии. 2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов». 2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии. ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая. 3.1. Возрождение социологической науки. 3.2. Современные тенденции в китайской социологии.
Сегодня социологическая наука в Китае
вступила в новый этап — этап становления
собственной теоретической социологии.
16 июля 2002 года Цзян Цзэмин выступил
в КАОН, где подчеркнул важное значение
теории и теоретических исследований
в жизни партии. Опыт исторического развития
человеческого общества свидетельствует
о том, что для процветания нации необходимо
наличие новационного теоретического
мышления. Было отмечено, что отсутствие
собственного теоретического осмысления
мира введет к утрате духовного импульса
к перспективному развитию. Перед китайскими
социологами сегодня стоит задача строительства
социализма с китайской спецификой - это
исследование в области теории и практики.
Социология призвана способствовать развитию
и стабильности общества, Китай идет по
пути соединения основных положений марксизма
с китайской действительностью для того,
чтобы осуществляя исследования, способствовать
развитию социализма в стране и избегать
начетничества в области теории и копирования
иностранных моделей практической деятельности.
Изыскания в практической области являются
движущей силой и источником теоретических
исследований, которые, в свою очередь,
оказывая влияние на практику, стимулируют
углубленный и наукоемкий процесс практической
деятельности. Эти два вида исследований,
будучи взаимообусловленными, способствуют
углубленному развитию социализма с китайской
спеЦ1$Ш&ше ученые призваны к созданию
и развитию собственно китайских представлений
и системы дискурса, поскольку они являются
научными и массовыми, а также отражают
практическую деятельность китайского
народа, духовные особенности и стиль
китайской нации.
Анализируя современное состояние социологической
науки, необходимо выявить некоторые тенденции
в дальнейшем ее развитии:
1. Поскольку миссия китайской
социологии состоит в исследовании
китайского общества, обсуждение
состояния китайской социологической
науки неотделимо от обсуждений
конкретных реалий китайской
социальной трансформации.
2. Сейчас, когда происходит образование
национальной социологии и определяется
ее направление, актуальным становится
проблема размещения китайской
социологии в рамках международного
академического сообщества. Ученые
пытаются ответить на вопросы,
которые возникают в процессе
модернизации и практической
жизни китайского общества. Признание
китайских социальных проблем
является способом активного
участия в мировом сообществе.
3. В силу недостатка информированности
о новейших положениях в мировой
социологии, продолжают сохраняться
позитивистские взгляды западной
социальной науки, предполагающей
построение социологии по принципу
естественных наук.
4. В системе китаизации социологической
теории приоритетным направлением являются
теория субстанции, макротеория, метатеория.
Китайские социологические исследования
нуждаются в китайском эмпирическом исследовании,
а сбор материалов не возможен без существования
собственной китайской теории. Данное
положение способствует возникновению
теории субстанции. Дефицит собственно
китайской макротеории является одной
из причин в создании субстанциональной
теории.
5. Введенная Фэй Сяотуном система
«кросс-культурных коммуникаций» предполагает
регулирование взаимного сосуществования
в XXI веке и связано с базовыми связями
типа «человек - человек», «человек — общество»,
«человек - природа». «Культурная сознательность»
призывает укрепить независимость процесса
культурного перехода и свободу в выборе
культуры для адаптации к новому времени.
Мирное совместное развитие среди различных
культур предполагает понимание ценностей
собственной и других культур, а также
их взаимодействие.
6. По-прежнему существует потребность
в заимствовании иностранных
теорий и системности подходов,
в увеличении отраслевых со-циологий.
Несмотря на многие проблемы, в последние
годы китайская нация глубоко осознала
необходимость найти ответы на проблемы
страны, раскрепощения сознания, достижения
истины в социальном развитии и стабильности,
научной обоснованности и духовной энергии.
Данные ответы станут важным фактором
в формировании собственной национальной
школы социологии. Социология в Китае
в XXI веке обладает огромным потенциалом
для развития и направлена на создание
собственного приоритета комплексности,
своей целостности.
Список научной литературыЦыбикова, Баярма Цыбикжаповна,
диссертация по теме "Теория, методология
и история социологии"
1. Большая Советская энциклопедия
/ Глав. ред. Прохоров A.M.; М. 1973. Т.12.
2. Большой китайско-русский словарь.
Т. 1-4. М. 1983.
3. Китайско-русский словарь. Пекин.
2000.
4. Мацаев С.А. Орлов В.Г. Пособие по транскрипции
и правописанию китайских слов. М. 1966.
5. Социологическая энциклопедия: в
2 т. / Глав. ред. Иванов В.Н.; М. 2003.
6. Информационные материалы, сборники
научных трудов
7. Антиповский A.A. Политика в области
науки на современном эта-пе.//Информационный
бюллетень. Очерки развития науки в КНР.
Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.
8. Антиповский A.A., Боревская Н.Е., Франчук
Н.Ф.Политика в области науки и образования
в КНР. 1949-1979гг.М. «Наука». 1980. -286с.
9. Белоусов С.Р. Судьба китайского
марксиста. (К 100- летию со дня рождения
Ли Дачжао) М. «Знание». 1988.
10. Борох Л.Н. Идеи западного либерализма
в восприятии Лян Ци-чао// Общественно-политическая
мысль в Китае, (конец XIX-началоХХ в.) М.
«Наука». 1988.-244с.
11. Ю.Борох Л.Н. Общественная мысль Китая
и социализм, (начало XX века) М. 1984.11 .Борох
Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль
на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория
обновления народа./РАН. Ин-т вост-ия. М.
Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 2001.-287с.
12. Буров В.Г. Философское наследие
и идейная борьба в Китае
в первой половине XX в.// Философское
наследие народов Востокаи современность/
Редкол. Буров В.Г. и др.; АН СССР. Ин-т философии.
М. «Наука». 1983. С. 213-243.
13. Буров В.Г. Современная китайская
философия. М. «Наука». 1980.-311с.
14. Буров В.Г. Китай и китайцы
глазами российского ученого. М.
2000.
15. Гребенникова Е.В. Структура и
организация деятельности научных
учреждений. // Информационный бюллетень
ИДВ АН СССР. Очерки развития
науки в КНР./Отв. ред. Наумов И.Н.
М. 1989.
16. Делюсин Л.П. Китай: государство и общество.
Сборник статей. М. 1977.
17. Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального
развития. (Из истории общественно- политической
мысли XX в.) М. «Наука». 1979.
18. Делюсин Л.П. Тао Сишэн о характере
и эволюции китайского общества. // 12-ая
научная конференция «Общество и государство
в Китае» Ч.З М.1981 С.3-13.
19. Калюжная Н.М. Влияние учения
Шан Яна на социально-политические взгляды
Чжан Бинлиня.// 18-ая научная конференция
«Общество и государство в Китае» Ч.З М.
1987. С.46-54.
20. Калюжная Н.М. Теории революции
Чжан Бинлиня// Общественно-политическая
мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М.
«Наука» 1988.-244с.
21. Калюжная Н.М. Традиция и революция.
М. 1995.-342с.
22. Котова Р.И. Особенности развития
общественных наук в ходе реформ
в Китае и положение в китайских
вузах: Обзор кит. и зап. лит. // Китай
на пути к рынку. Модель развития, демография,
образование. М. 1996. С. 93-134.
23. Крушинский A.A. Понятие «свобода»
у Янь Фу // Общественно-политическая
мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М.
«Наука» 1988.-244с.
24. Крушинский A.A. Творчество Янь Фу
и проблема перевода. М. 1989.
25. Крымов А.Г. Общественная мысль
Китая и идеологическая борьба
в Китае 1900-1917гг. М. 1972.
26. Култыгин В.П. Классическая социология.
М. «Наука» 2000.
27. Култыгин В. П., Кузнецов А. Г. Общая
социология. М. «Научная книга» 2004.
28. Кюзаджян JI.C. Идеологические кампании
в КНР 1949-1966гг. М. 1970.
29. Ли Да-Чжао. Избранные статьи и речи.
/ Отв. ред. Делюсин Л.П. Сост. пер. авт. предисл.
и коммент. Гарущянц Ю.М. М. «Наука» 1965.
30. Ли Теин. На базе практических
исследований энергично продвигать
вперед теоретические исследования.
// Экспресс информация № 6 Современная
общественная мысль в КНР и
западная философская синология.
М. ИДВ РАН, 2004. С. 16-22.
31. Мотрошилова Н.В. История философии:
Запад- Россия- Восток. Книга первая: Философия
древности и средневековья. М. 1995.
32. Мотрошилова Н.В. Руткевич A.M. История
философии: Запад-Россия- Восток. Книга
третья: Философия XIX-XX вв . М. 1999.
33. Общественные науки в КНР:
Сборник/ редкол.: Делюсин Л.П. и др.; АН
СССР Ин-т вост-ия, М. «Наука». 1986.
34. Панцов A.B. Из истории идейной борьбы
в китайском революционном движении 20-40-х
годов. М. «Наука» 1985.
35. Поликанова Е.А. Общество и
современный социокультурный процесс
(сб. ст. под ред. Овчинниковой 3.JI.) М. МГУ.
1993.-385с.
36. Сергеев Г.И. От дибао до «Жень
минь жибао»: путь в 1200 лет. М. 1989.
37. Стабурова Е.Ю. Влияние оппозиции «государство-народ»
на представления Лян Цичао о политических
партиях.// 18-ая научная конференция «Общество
и государство в Китае» Ч.З М. ИДВ РАН, 1987.
стр.55-60
38. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900-1921.
М. 1983.
39. Титаренко M.JI. Китайская Народная
Республика: политика, экономика, культура.
М. 2001.
40. Титаренко M.JI. Китайская Народная
Республика в 1989 году: политика, экономика,
культура. Ежегодник. М. «Наука». 1991.-400с.
41. Титаренко M.JI. Китайская Народная
Республика в 2001 году: политика, экономика,
культура. Ежегодник. М. «Наука». 2002.
42. Тихвинский C.JI. Движение за реформы
в Китае в конце XIX в. М. 1980.
43. Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Датун
— теория утопическогокоммунизма или
положительный идеал либеральных реформаторов?
/ Пер.А.И. Куприна, К.Ю. Бема // Общественно-политическая
мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М.
«Наука». 1988.-244с.
44. Флуг К.К. История китайской печатной
книги сунской эпохи XXIII вв. М-Л. 1959.
45. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами
этнографа. М. «Наука». 1989.-245с.
46. Ха Юйцань. Социологическая наука
в КНР: становление, развитие и перспективы.//Из
истории социологической мысли в социалистических
странах. МПК-3 «Социальные процессы в
социалистическом обществе» Кн.2 М. Ин-т
социологии АН СССР. 1988. С.113-123.
47. Цзян Ихуа. Исследование идей Чжан
Тайяня. Шанхай. 1985.
48. Чжан Бинлинь. Собственное предисловие
к «Социологии».- Избранные политические
статьи Чжан Тайяня. Пекин. 1977.
49. Якимащенко О.Ф.Основные аспекты социологического
учения Фэн Юланя. М. 2000.
50. Статьи в научных периодических
изданиях
51. Белоусов С.Р. Об одной разновидности
китайского буржуазного национализма
// Проблемы Дальнего Востока. 1983.
№ 2. С. 115126.
52. Белоусов С.Р. Проблемы элиты
в трактовке китайской буржуазной
социологии // Проблемы Дальнего
Востока. 1984. №1. С. 8397.
53. Буров В.Г. Ли Да и марксистская социология
в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1.
С.56-63.
54. Буров В.Г. Ли Да и распространение
марксистских идей в Китае // Проблемы
Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 103-114.
55. Вербин А.И., Келле В.Ж., Ковальзон
М.Я. Исторический материализм и социология
// Вопросы философии. 1958. № 5. С. 151-155.
56. Ли Цзиньвэнь. Теория Дэн Сяопина
и расцвет общественных наук в Китае //
Общество и экономика. №3/4. 1999. С. 106-109.
57. Стрельчек Я. Работа китайского ученого
о философе XVI века Ван Чуань-шане // Вопросы
философии. 1958. № 5 С. 177-179.
58. Ха Юйцань. Новый этап становления
научной дисциплины // Социологические
исследования. 1988. № 3. С. 121-122.
61. Чжо. Социология в современном Китае
(1979-1989). Чэнду. 1992.)
62. ШШ* ЦШъ; о ifrMo 2001 (Чжан Чжо, Ма Фуюнь.
Развивать социологию. К вопросу о роли
социологии в процессе модернизации Китая
и связи этого процесса с развитием мирового
сообщества. Пекин. 2001.)
63. С.43-47 (Чэн Цзуяо. Об основном вопросе
социологии // Социологические исследования.
1998. № 2 С.43-47.)73МЯ&.2004 4. С.4-13 (Чэн Сианьда.
Роль философии и общественных наук, ответственность
ученых // Общественные науки Китая. 2004.
№4. С.4-13.)
64. Литература на английском
языке
65. ChinaNews Analysis. 1957. № 168. February.
66. Chow, Tse-Tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution
in Modem China. Cambrige, Mass., Harvard University Press. 1960.
67. Encyclopedia of the Social Sciences / ed. Edwin R.A. Seligman.
USA. 1934.Vol. 14.
68. Fei, Hsiao-T'ung. How to Reform Departments of Sociology // New
Construction. 1950. Vol. 2. № 2. P.20-23.
69. Fei, Hsiao-Tung. Peasantry and Gentry: An Interpretation of Chinese
Social Structure and Its Changes // American Journal of Sociology. 1946.
Vol.52. № l.P.1-17.