Социология в России в XIX -- начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:33, доклад

Описание работы

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить в качестве самостоятельной дисциплины.
Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений.
Одно из них -- географическое -- было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838--1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения.

Файлы: 1 файл

Социология в.docx

— 20.10 Кб (Скачать файл)

 

 Социология в России в XIX -- начале XX века

Социологическая мысль России начала складываться в рамках других социальных наук, и долгое время  ее было трудно вычленить из них, не говоря о том, чтобы ее представить  в качестве самостоятельной дисциплины.

Если исходить из того, что  предметом социологии является гражданское  общество, то эти идеи в той или  иной мере нашли отражение в работах  предшественников отечественной социологии -- ярких представителей социальной мысли -- П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, М.А. Бакунина и др. Их основные выводы в той  или иной мере питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последо-вателями, суть которых заключалась в созидательной, преоб-разующей социальной силе человека, созданных им коллективов и сообществ. И хотя эти мыслители не создали логически завершенной концепции, однако именно их выводы и умозаключения об обществе, в котором каждый человек может (и должен) стать активной творческой силой, представляют значительный, новаторский для своего времени интерес.

Собственно социологические  школы в России развивались в  рамках нескольких направлений.

Одно из них -- географическое -- было наиболее ярко представлено Л.И. Мечниковым (1838--1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества -- от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования.

Другой социогеограф А.П. Щапов (1831--1876) активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, обосновывал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа.

Второе направление -- органическая школа -- представлена Е.В. де Роберти (1843-1915), А.И. Строниным (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельдом (1829--1903), Я.А. Новиковым (1830--1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий, которые подразделяются на четыре большие группы -- науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Заметное, важнейшее место  в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению -- ученым, работающим в области права и социологии, -- Н.М. Коркунову (1853--1904), Л.И. Петражицкому (1867--1931), П.И. Новгородцеву (1866--1924), Б.А. Кистяковскому (1868--1920), Б.Н. Чичерину (1828--1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделив пристальное внимание юридическим и политическим институтам. Заслуги социологов-юристов, особенно Новгородцева, состояли также в том, что они много писали о правосознании, о его роли в регулировании жизни общества, о нормативном и асоциальном поведении Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 21..

Марксистская школа в социологии была представлена М.И. Туган-Барановским (1865--1919), А.А. Богдановым (1873-- 1928), Г.В. Плехановым (1856--1918), В.И. Лениным (1870-- 1924) и отчасти, до определенного времени П.Б. Струве (1870--1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874--1948), которые, хотя каждый по-своему, развивали свои представления о материалистическом понимании истории. Так, Богданов, говоря о самостоятельности социологии как науки, активно отстаивал ее тесную и близкую связь с одной из наук о природе -- биологией. Он много времени посвятил разработке теорий социальной адаптации (адаптации к знанию и адаптации к идеологии) и социальной революции. Уже после революции он опубликовал свою работу «Тектоло-гия», в которой разработал организационные основы любой социальной системы, любой социальной организации.

У Туган-Барановского наиболее привлекательно его учение о пяти основных группах интересов человека, среди которых для социального развития наиболее важными являются психологические, альтруистические и религиозные.

Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены  проблемы соотношения общественного  бытия и общественного сознания.

Идеи Ленина в социологии связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также  с решением вопросов о соотношении  демократии и диктатуры, роли государства  в создании и функционировании нового социалистического государства.

Особо следует сказать  о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822--1885), М.М. Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А. Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал  свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем  психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических ти-пов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жиз-ненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный  подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого  определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет  дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка  в разные эпохи в их преемственной  и причинной связи между собой».

Следует остановиться на научном  наследии одного из представителей русской  и одновременно мировой социологической  мысли в ее классическом понимании -- П.А. Сорокине. Он предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, исторический прогресс и его тенденции.

Крупным научным достижением  Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

В своей работе «Социальная  мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в  обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение  социального статуса). Эти перемещения  по-разному осуществляются в различных  типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального  организма, как общество.

Наследие П.А. Сорокина велико и значительно: им проанализированы социально-культурные факторы в  развитии человечества, высказаны интересные идеи о теории кризисов, о направлениях духовной интеграции и множество  других оригинальных интерпретаций  социальной реальности Голосенка И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991..

Уникальным явлением в  российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823--1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931).

Индивид, утверждал Лавров, является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология  есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими  особями» Харчева В. Основы социологии. - М.: Логос, 2000. - С. 92..

Михайловский исходил  из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия  социального контроля, придавал большое  значение взаимодействию человека с  обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих  выводы З. Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа.

Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. «Тезис, -- писал он в своей работе «Основные вопросы философии истории» (1883), -- это самообусловленность индивида в социальном и культурном аспекте; антитезис -- зависимость индивида от установлений и институтов организованной среды; синтез -- зависимость среды от индивида и его самообусловленности» Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социологические исследования. - 1985. - № 3..

Субъективистское направление  в наиболее полном виде дает представление  о всей социологической мысли в России. Хотя субъективизм в развернутом и обоснованном виде ориентируется на изучение человека в его специфическом социальном измерении, нужно признать, что и представители других школ также разделяли многие идеи о социальной сущности человека, о его сознании и участии в решении общественных проблем.

Так, Л.И. Петражицкий особое значение придавал роли эмоций как автономному доминирующему фактору социального поведения, благодаря которому возможна адаптация к окружающей среде. А.А. Богданов писал о социальном инстинкте -- силе, заставляющей человека взаимодействовать с другими людьми, поступать, как они, что особенно отчетливо проявляется в имитации как особой форме социального поведения. Более того, Богданов утверждал в своей работе «Из психологии общества», что «социальное бытие и социальное сознание -- одно и то же, а поэтому социальное сознание определяет социальную борьбу». Главным критерием «культурно-исторических типов», по Данилевскому, является языковая близость. У Плеханова большое внимание уделялось не просто общественному сознанию, а общественной психологии и ее роли в жизни людей.

Иначе говоря, практически  все социологи России в XIX -- начале XX века в прямой или косвенной  форме выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, счи-тая его сознание и поведение основным критерием общест-венного прогресса, а в ряде случаев рассматривая этот фено-мен в качестве одного из основных составляющих компонен-тов, являющихся объектом социологического изучения. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение об-щественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития отечественной социологии в этот период времени. Именно этот аспект и использует автор в своей концепции социологии жизни, которая в развернутом виде учитывает состояние и тенденции развития общественного созна-ния и поведения в тесной связи с объективными условиями существования людей Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-М, 2001. - С. 24..

Информация о работе Социология в России в XIX -- начале XX века