Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:19, реферат
Новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.
Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1.Понятие социологии, как науки...…………………………………….…4
2. Философия и социология……………………………………....…….…..6
3. История и социология……………………………………………………8
4. Политология и социология……………………………………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра философии
Контрольная работа по дисциплине
СОЦИОЛОГИЯ
Социология в системе социальных наук
2012г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Понятие социологии, как науки...…………………………………….…4
2. Философия и социология……………………………………....……
3. История и социология……………………………………………………
4. Политология и социология……………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Для наиболее полного представления о предмете социологии необходимо рассмотреть ее связь другими общественными, естественными и гуманитарными науками.
До недавнего времени
самостоятельное место
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных и гуманитарных наук. В то же время в системе общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми наиболее тесная и даже взаимно необходимая.
Делались также различные попытки отождествить социологию с какой-либо другой общественной наукой (история, философия, политология и т.д.). В результате чего возникли и существуют до настоящего времени различные школы и направления в социологии, которые связывают существование социологии с разработкой какой-то определенной области человеческой деятельности или какого-то фактора общественного бытия, признаваемого решающим и определяющим для всего дальнейшего развития.
Новое целостное представление об обществе как единой системе со свойственными ей отношениями и противоречиями еще не было разработано. Поэтому социология, выступая «позитивной» наукой, могла только декларировать создание нового общего взгляда на мироздание и реально изучать могла только отдельные факторы, социальные учреждения и структуры, как происходит взаимовлияние между ними.
Рассмотрим, как происходит взаимодействие социологии с некоторыми науками и в чем заключается их различие.
1.ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ, КАК НАУКИ
Для того, чтобы составить
общее представление о
В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении.
История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета.
Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.
В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.
Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.
Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.
Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировозрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.
Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.
Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется прежде всего в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.
В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
2.ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Социология, как и ряд других наук, вышла из философии. Длительный период времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как О.Конт отделил социологию от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия все равно продолжает играть заметную роль в социологическом знании.
Социология не является философской наукой и поэтому изучает законы меньшей степени общности, чем социальная философия. Социальная философия, осуществляя анализ развития общества, опирается на общефилософские законы, Т.е. законы, действующие и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Примеры законов социальной философии — законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, законы, характеризующие источник самодвижения общественной жизни. В них находит отражение специфика социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой. Но для получения исчерпывающего знания об обществе этого недостаточно. Ведь обществу присущи и свои собственные, специфические связи и взаимодействия, стороны, свойства, которые отражаются законами, категориями и понятиями, не сводимыми только к специфическому проявлению общефилософских законов, категорий и понятий в общественной жизни. Изучением этого и занимается социология.
Общим для социологии и социальной философии является то, что они рассматривают общество в целом, в его системности, в качестве такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме входящих в него единиц.
Таким образом, можно отметить, что социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии, так как знание законов и категорий более общего порядка всегда является необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов и категорий менее общего порядка.
Для философии исходный пункт исследования — это человек, а для социологии — общество. Это не означает, что социология уходит от человека, общество в данном случае такой исходный пункт, за которым стоит весь мир человека: его действия, социальные группы, социальные институты, социальные процессы, которые в конечном итоге приводят к человеку с его потребностями и интересами. Если философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип.
Целью для философии
выступает выработка
Если философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, развитие которых происходит на основе цепи логических размышлений, то социология старается решать общественные проблемы на основе научных методов познания действительности. О том, что общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной) науки, в свое время говорил еще О.Конт.
Философия и социология — это две самостоятельные социальные науки, которые находятся в отношении диалектического взаимодействия и тождества основополагающих принципов понимания мира, а не включение одного в другое, и тем более отношение части и целого, или субординации.
В то же время в основе многих понятий социологии лежат категории, законы и принципы философии. Они являются продолжением и конкретизацией философских категорий, например: социальная общность, социальная структура, социальное взаимодействие, социализация, социальный контроль, социальные институты и др.
3. ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, каждая из них базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия, несмотря на это, существуют и различия. Если история пытается реконструировать прошлую деятельность людей, обращая главное внимание на ее неповторимость и индивидуальность, то для социологии важнее социально типичное, процесс превращения единичного в особое и всеобщее. Если история преимущественно воспроизводит (описывает и объясняет) социальный процесс post factum, то социология — in factum, Т.е. она способна лучше, адекватнее выявить законы функционирования уже сложившейся социальной системы. Если историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, то социология основное внимание направляет на современность, занимаясь при этом социальным планированием и прогнозированием.
Хотя знания о прошлом очень важны, но они не в состоянии полностью объяснить настоящее и тем более помочь предвидеть будущее. Современность всегда отличается от прошлого. То, что раньше было целью и результатом, в настоящее время превращается в предпосылки, условия и средства для новой деятельности. А задача социологии и состоит в том, чтобы зафиксировать это новое на уровне социально типичного.
В отличие от истории, которая изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, социология изучает в обществе только «социальное». Поэтому объект социологии уже объекта истории.
Социологические выводы и положения непосредственно опираются на обобщение исторического опыта и исторических фактов. Развитие исторических исследований является необходимым условием, важной предпосылкой для новых достижений в социологии и недопущения в ней излишней абстрактности, отрыва от реальной действительности. Но вместе с тем расширение и углубление социологических исследований дает возможность историкам преодолевать описательно-фактологический подход при отражении исторического процесса, осуществлять более глубокий его анализ, поднимаясь до широких исторических обобщений. Таким образом, социология вместе с социальной философией выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.
Следует отметить, что и социология, и история сталкиваются с двумя проблемами. Во- первых, с наличием в обществе объективных, не зависящих от воли и сознания людей закономерностей, которые причинно детерминируют содержание, характер и направление его развития. Во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторяющихся явлений и процессов, которые невозможно причинно объяснить, но которые носят закономерный характер, оказывая при этом существенное влияние на «зигзаги» в развитии общества и его истории
4. ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Политология изучает политическую действительность, политическую жизнь общества (государство, его институты и нормы, политическое поведение людей, властные отношения между ними). Социология анализирует общество с позиций его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.п. Между социологией и политологией существует взаимодействие, и не случайно на их стыке возникла новая особая дисциплина - социология политики.
Тесная взаимосвязь
между социологией и