Б) Реальная социальная
общность, с которой индивид соотносит
себя и на нормы, мнения, ценности, оценки
которой он ориентируется в своем
поведении.
В) Исторически
сложившиеся, устойчивые формы организации
совместной деятельности, регулируемой
нормами, традициями, обычаями и направленные
на удовлетворение фундаментальных
потребностей общества.
- Характерной чертой поведения человека в толпе является .....
|
А) Деиндивидуализация
Б) Индивидуализация
В) Самопознание
Г) Самоидентификация |
- Экономическая подсистема общества включает в себя институт .....
|
А) Государства
Б) Производства
В) Семьи
Г) Науки |
|
- Предпосылкой возникновения любого социального института является…
А) Возникновение
общественной потребности
Б) Наличия общественного
договора
В) Возникновение
социальных стереотипов
Г) Государственное
регулирование
- Правительственные учреждения, университеты – это…
А) Тоталитарные
организации
Б) Принудительные
организации
В) Утилитарные организации
Г) Ассоциации
- Согласно Г.Тарду, два признака характеризуют публику как особый тип массовой общности…
А) Индивиды духовно
связанны друг с другом
Б) Отсутствие рационального
мышления
В) Неграмотность
поведения
Г) Индивиды физически
рассредоточены
- Элементом социального института не является….
А) Роли
Б) Нормы
В) Ценности
Г) Знания
Тема 5. Социология семьи и брака
1. Семья, состоящая из родителей,
двоих, зависимых от них, детей
(влияние и власть между родителями распределяется
равномерно) называется:
А) Патриархальной.
Б) Расширенной.
В) Эгалитарной.
Г) Неполной.
2. Семья, которая включает
в свой состав два поколения
- родителей и детей – называется
...... |
А) Неполной
Б) Малой
В) Нуклеарной
Г) Расширенной |
|
- Семьи, в которых супруги сохраняют равенство в принятии важных решений, называются .....
А) Эгалитарные
Б) Традиционные
В) Полигамные
Г) Патриархальные
- Снижение рождаемости, увеличение детской беспризорности и подростковой преступности являются проявлениями дисфункций социально го института .....
|
А) Образования
Б)
Экономики
В)
Семьи
Г)
Политики |
- Основополагающую ценность современной семьи как социального института, ее идеологию, составляет ......
|
А) Романтическая
любовь
Б) Свобода
слова, печати и собраний
В)
Академическая свобода
Г) Свободная
торговля |
- Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века, - это ....
|
А) Полигиния
Б) Полиандрия
В) Последовательная
моногамия
Г)
Моногамия |
- Санкционированный обществом сексуальный союз одного мужчины и нескольких женщин, образуемый с целью создания семьи, рождения и социализации детей, следует определять как_____
А) Полигинию
Б) Полигамию
В) Полиандрию
Г) моногамию
- Рождаемость ниже там, где:
А) Высокий уровень и качество
жизни;
Б) Низкая культура и образованность;
В) Существует соответствующая
культурная установка.
- Признаки депопуляции:
А) Число родившихся превышает
число умерших;
Б) Число умерших превышает число
родившихся;
В) Уровень рождаемости и смертности
одинаков.
10. Какой
тип семьи является преобладающим в современном
обществе:
А) Домовая
община;
Б) Моногамная
патриархальная семья;
В) Нуклеарная
моногамная семья.
Тема 6. Социология личности
- Вручение Нобелевской премии Мира может выступать примером …..
А) Формальных негативных
Б) Неформальных негативных
В) Формальных позитивных
Г) Неформальных позитивных
- Под «Я» Мид понимает __________
А) «Социальное «Я»
Б) «Отраженное «Я»»
В) Я сам, как Я есть
Г) Я, каким видят меня другие
3. Верны ли следующие суждения.
Играя в куклы, девочка изображает то заботливую
и строгую маму, то капризного ребенка.
Согласно концепции Дж Мида, это поведение
соответствует: А) Игровой стадии развития
личности; Б) Имитационной стадии развития
личности.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
- Верны ли следующие суждения. Каждый игрок футбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды. Согласно концепции Дж Мида, это поведение соответствует: А) Игровой стадии развития личности; Б) Стадии коллективных игр в развитии личности.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
- Первичным отклонением является …...
|
0 нарушение табу
1 такое отклонение от социальных норм,
при котором человек не идентифицируется
как девиант
0 отклонение, подлежащее уголовному наказанию
0 серьезное отклонение от социальных норм |
- Педагог, постоянно поучающий своих родных и близких, представляет пример ….;
|
А) Ролевой распущенности
Б)
Ролевой стабильности
В)
Ролевой заторможенности
Г)
Ролевой некомпетентности |
- Невозможность бывшего осужденного устроиться на работу, можно рассматривать, как пример .....;
|
А) Реабилитации
Б) Десоциализации
В) Актуализации
Г) Ресоциализации
|
- Верны ли следующие суждения: А) Процесс, в ходе которого индивид обучается в специализированных институтах социализации, а также у окружающих – это «непрямая» трансмиссия; Б) Процесс освоения социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками — это горизонтальная трансмиссия
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
- Верны ли следующие суждения: А) Процесс, в ходе которого индивид обучается в специализированных институтах социализации, а также у окружающих – это «непрямая» трансмиссия; Б) Процесс освоения социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками — это горизонтальная трансмиссия
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
- Верны ли следующие суждения: А) Процесс десоциализации характеризует отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения; Б) Процесс десоциализации характеризует обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам взамен старых.
А) Верно только А
Б) Оба суждения неверны
В) Верно только Б
Г) Оба суждения верны
- Предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения определяются в социологии понятием социальные .....
А) Роли
Б) Функции
В) Нормы
Г) Экспектации
12. Процесс включения социальных
ролей во внутренний мир человека можно
определить как социализацию ...... |
А) Вторичную
Б)
Базовую
В) Первичную
Г) Начальную
|
13.Разрушение единства культуры,
вследствие чего жизненный опыт людей
перестает соответствовать идеальным
общественным представлениям – это ...... |
А) Аккультурация
Б) Аномия
В)
Ассимиляция
Г)
Культурная трансмиссия |
- Желание отдохнуть после длительного путешествия может являться примером действия потребностей …..
|
А) Идеальных
Б) Духовных
В) Биологических
Г) Социальных |
- К институтам первичной социализации относится ….
|
А) Армия
Б) Семья
В) Церковь
Г) Государство |
- По характеру санкции бывают .....
|
А) Поощряющие
Б) Позитивные
В) Строгие
Г) Воздействующие |
- Футбольные болельщики встречаются после матча, чтобы обсудить игру. Эту социальную общность можно назвать .....
|
А) Статусный социальный
круг
Б) Социальная
агрегация
В) Социальная
категория
Г) Контактный
социальный круг
|
- Согласно концепции аномии Р.Мертона расхождение между утвердившимися в данном обществе ценностям и институциализированными нормами стимулирует….
А) Конформное поведение
Б) Свободу личности
В) Девиантное поведение
Г)
Групповую интеграцию
- В концепции личности Дж. Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как….
А) «Зависимые другие»
Б) «Обобщенные другие»
В) «Вытесненные
другие»
Г) «Значимые другие»
|
Тема 7. Социологическое изучение общественного
мнения
- Две функции, присущие СМИ как социальному институту – это .....;
|
А) Просвещение
Б) Социальный
контроль
В) Социальная
стратификация
Г) Социальная
дифференциация |
- Исследование общественного мнения позволяет определить .....
|
А) Коллективные
действия
Б) Коллективные
установки
В) Происхождение
людей
Г) Общественные
стереотипы
|
- На формирование общественного мнения влияют два следующих социальных субъекта .....
|
А) Ппроизводственные
коллективы
Б) Граждане
В) Средства
массовой информации
Г0 Политические
лидеры
|
- Общественное мнение основано на .....
|
А) Эмоциях
Б) Диалектической
логике
В) Суждениях
здравого смысла
Г) Простых
чувствах |
- Объектом общественного мнения выступают ________ факты и события.;
|
А) Неизвестные
Б) Наиболее
значимые
В) Позитивные
Г) Наиболее
актуальные |
|
|
6. К методам формирования общественного
мнения не относится ….. |
А) Внушение
Б)
Убеждение
В) Импринтинг
Г)
Подражание |
Тема 8. Социология конфликта
- Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями - это ….
|
А) Конфликт
Б) Кооперация
В) Кооптация
Г) Конкуренция |
- Основанием для классификации ролевых конфликтов может быть_____конфликта
А) Локальность
Б) Территория
В) Субъект
Г) Место |
|
- Ролевым конфликтом в социологии называется….
А) Явление большого
количества социальных функций у одного
человека
Б) Противоречия,
возникающие между функциями, выполняемыми
одним человеком
В) Отсутствие выполняемых
человеком социальных функций
- Явления социальной маргинальности «социальной патологией» считал конфликты…
А) К. Маркс
Б) К. Боулдинг
В) Л. Козер
Г) Т. Парсонс
- Урегулирование социального конфликта путем принятия резолюции Генеральной Ассамблей ООН о ситуации на Ливано-Израильской границе летом 2006 года и направления контингента миротворческих сил в этот регион является примером
А) Арбитража
Б) Игнорирования
конфликта
В) Посредничества
Г) Третейского суда
- Социальный конфликт - это:
А) Высшая стадия развития противоречий
в системе отношений людей, социальных
групп, социальных институтов, общества
в целом,
которая характеризуется усилением противоположных
тенденций
и интересов социальных общностей и индивидов;
Б) Борьба индивидов за признание
обществом, группой, коллективом
личных достижений и творческих способностей;
В) Борьба между индивидами за
доступ к материальным и духовный
ценностям.
- Теорию социального конфликта разработали:
А) К. Маркс, В. Ленин;
Б) М. Цзэдун, Г. Маркузе;
В) Г. Гегель, Г. Зиммель.
- Диалектическая теория так определяет конфликт:
А) Продукт функционирования
любой общественной системы;
Б) Конфликт объясняется социально-психологическими
мотивами;
В) Конфликт определяется естественной
агрессивностью человека и
отдельных групп.
- Нарушение функциональных отношений в организации, затрудняющее выполнение общих задач, называется….
А) Конфликтом
Б) Дезорганизацией
В) Интеграцией
Г) Дифференциацией
Тема 9. Мировая система и процессы
глобализации. Место России в современном
мире
- Глобализация оказалась возможной за счет …..
|
А) Образования информационных
и финансово-промышленных сетей
Б)
Деятельности компании Microsoft
В)
Доброй воли правительств развитых стран
Г)
Высокого уровня жизни |
- Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом - идеалом при наличии ___________ государства.
|
А) Авторитарного
Б) Правового
В)
Военно-полицейского
Г)
Тоталитарного |
- Организация Объединенных Наций выступает …..
|
А) Организацией,
представляющей мировое сообщество
Б)
Органом правового регулирования религиозных
отношений
В)
Организацией, представляющей интересы
европейских народов
Г) Органом
управления мировым сообществом |
- Для глобализации индустрии СМИ характерна одна из перечисленных тенденций …
|
А) Общественное владение
СМИ затмевает частное
Б) В индустрии СМИ господствует значительное
число национальных корпораций
В) Собственность СМИ все чаще сконцентрирована
в крупных медиаконгломератах
Г) Деятельность медиакомпаний ограничивается
национальными границами |
- К группе стран «золотого миллиарда» относятся два государства ….
|
А) Норвегия
Б)
Бразилия
В)
Аргентина
Г) Соединенные
Штаты Америки |
- На мировом рынке Россия является ….
|
А) Ведущей державой
в сфере разработки нанотехнологий
Б)
Лидером в сфере предоставления информационных
товаров и услуг
В)
Основным экспортером высокоточных технологий
первого уровня
Г)
Ведущей сырьевой державой |
|
|
- Отношения России с Советом Безопасности ООН характеризуется тем, что Российская Федерация .......
|
А) Входит в его состав
на правах постоянного члена
Б)
Не входит в его состав вовсе
В)
Ходит в его состав периодически
Г)
Находится в оппозиции к нему
|
- По стилю управления выделяют общественные движения;
|
А)
либеральные
Б)
консервативные
В) тоталитарные
Г) демократические |
- По уровню экономического развития современная Россия относится к .....
|
А) Странам с переходной
экономикой
Б)
Новым индустриальным странам
В)
Промышленно развитым странам
Г)
Беднейшим странам мира
|
- По уровню экономического развития в системе современных международных отношений Малайзия относится к .....
|
А) Беднейшим странам
мира
Б) Старым
промышленно развитым странам
В) Странам
с переходной экономикой
Г) Новым
индустриальным странам |
- По уровню экономического развития в системе современных международных отношений Китай относится к .....;
|
А) Беднейшим странам
мира
Б) Старым
промышленно развитым странам
В) Странам
с переходной экономикой
Г) Новым
индустриальным странам |
- Понятие «мировое сообщество» отражает ......
|
А) Общность деятельности всех существующих
государств
Б)
Общность целей всех существующих государств
В)
Международно-правовые конфликты
Г)
Отношения стран, входящих в ОПЕК
|
- К тоталитарным общественным движениям можно отнести …..
|
А) Либерализм
Б)
Национал-социализм
В) Консерватизм
Г)
Фашизм |
- Характеристиками мировой системы являются .....
|
А) Одинаковость
элементов
Б) Изменчивость
В)
Равномерность процесса развития
Г) Неоднородность
структуры |
- Экономической предпосылкой глобализации является...
|
А) Появление
транснациональных компаний
Б)
Распространение универсальных культурных
образцов
В)
Формирование глобальных идеологии
Г)
Создание новых информационных технологий |
- Этимологически субъектами социальных изменений не могут быть общественные движения ________ характера
|
А) Реформистского
Б) Консервативного
В) Радикального |
Раздел IV. Прикладная социология. Методология,
методика и техника социологических исследований
Тема 1. Методология социологических
исследований
1. Укажите, сколько разделов
содержит программа социологического
исследования.
А) Три раздела.
Б) Четыре.
В) Два.
Г) Пять.
2. Выберите правильное
определение понятия гипотезы.
А) Гипотеза –
это идея, характеристика, значимая
с теоретической и практической
точки зрения и подлежащая непосредственному
изучении.
Б) Гипотеза –
это научное предположение, выдвигаемое
для объяснения каких – либо факторов,
явлений и процессов, которое
надо или подтвердить, или опровергнуть.
В) Гипотеза –
это социальное противоречие, проблемная
ситуация, требующая специального исследования.
Г) Гипотеза –
это предварительное представление
причинно – следственных связей социальных
явлений.
3. Дополните следующее определение
правильным ответом, выбрав его из приведенных
ниже терминов. «Совокупность всех
возможных объектов, которые подлежат
изучению в пределах программы исследования,
называется …
А) Случайной выборкой
Б) Выборочной совокупность
В) Генеральной
совокупностью
Г) Стихийной выборкой.
|
Тема 2. Методика социологических исследований
1. Исключите из нижеперечисленных
видов социологического исследования
тот, который не относится к ним.
А) Разведывательное
исследование
Б) Методологическое
В) Аналитическое
Г) Описательное
2. Продолжите предложение,
исключив из нижеперечисленных
утверждений неверное определение: Особенность применения
Метода Дельфи состоит
А) В последовательном
индивидуальном опросе экспертов
Б) Исключает непосредственный
контакт экспертов
В) В обобщении
мнения группы экспертов и определении
степени согласованности их оценок
Г) В сокращении
затрат на сбор и обработку социологической
информации
3. Назовите: Какой из перечисленных
видов эксперимента является неправильным?
А) Формализованный
эксперимент.
Б) Мысленный эксперимент.
В) Натурный эксперимент.
Г) Модельный эксперимент.
4. Сколько дискуссионных групп
формируется для реализации фокус-групповой
методики сбора и анализа социальной
информации? Укажите правильные варианты:
А) Количество групп
необходимо увеличивать до тех пор,
пока в обсуждении появляются новые
мнения
Б) Две группы.
В) Одна группа.
Г) Не менее двух
5. Назовите оптимальное количество
участников фокус-группы
А) 5-10 человек.
Б) 5-8 человек.
В) 10-12 человек
Г) 10-20 человек.
6. В каких случаях применяется
контент – анализ? Из приведенных ниже
утверждений исключите неверное.
А) При наличии
большого несистематизированного материала.
Б) Если материал
нельзя охватить без суммарных оценок.
В) Если необходима
первичная основа для формулирования
гипотез исследования.
Г) Когда требуется
высокая степень точности социологического
анализа.
<span class="Normal__Char" style=" f