Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:27, реферат
Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является эквивалентом их общественного достоинства, позволяет им реализоваться в обществе себе подобных и осуществить свое предназначение.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Объект и предмет социологии…………………………….…..…………5
2. Структура социологического знания …...………………………………9
3. Функция социологии как науки……………………………….………..13
Заключение …………………………………………….………………....16
Список литературы …………………….………………………….…….17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Объект и предмет социологии…………………………….…..…………
2. Структура социологического
знания …...………………………………9
3. Функция социологии как науки……………………………….………..13
Заключение …………………………………………….…
Список литературы …………………….…………………………
Введение
Знания об обществе стали формироваться
в незапамятные времена, когда человек
только начал осознавать свою включенность
в группу и зависимость от отношения и
поведения других людей. Организация жизнедеятельности
и воспроизводства все более сложных сообществ
(от племен до государств) вызывала необходимость
как-то обобщать и «функционализировать»
представления об устройстве общества
как объекта управления и о природе человека
как адресата организующего воздействия
вождей и политической манипуляции элит.
Социальная значимость людей является
эквивалентом их общественного достоинства,
позволяет им реализоваться в обществе
себе подобных и осуществить свое предназначение.
Знание социологии как необходимый элемент
современной гуманитарной культуры важнейшее
условие развития человеческого в человеке,
которого от других «стадных» животных
отличают интеллект, способность к осознанию
и духовность, приоритет ценностного мира.
Мы живем в стране, где на фоне острых
исторических коллизий представители
разных народов много раз шли даже на смерть
во имя сохранения чести, достоинства,
интересов Родины, своей культуры. Наш
коллективный социальный опыт подтверждает,
что люди преодолевают самые сильные жизненные
инстинкты ради поддержания духовных
ценностей, а иногда и условностей, отживших
стереотипов. Поэтому современная социология
такое большое внимание уделяет изучению
социальной культуры, того «эфемерного»
поля нормативных стандартов, которое
направляет и осознанное, и бессознательное
поведение подавляющего большинства людей.
Представляя собой обширную, постоянно
развивающуюся в разных направлениях
область исследований социальных организаций,
событий и явлений, социология совершенствует
искусство познания коллективной человеческой
природы, строения социальных систем и
конструирования новой общественной реальности.
Эта наука достигла многого в изучении,
интерпретации (объяснении, трактовке),
моделировании и конструировании социальных
процессов. Поэтому современная социология
весьма многолика.
Каждый человек имеет свой собственный
образ окружающей действительности и
общества, в котором он существует. Этот
образ включает в себя представления о
личности, свободе, равенстве и справедливости
по отношению к другим людям, о семье, организации
деятельности и других атрибутах его жизни.
В отличие от таких наук, как физика, химия
или биология, социология оперирует понятиями,
которые понятны и ясны и постоянно употребляются
в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными
мнениями, предрассудками, ложными стереотипами,
люди во многих случаях превратно толкуют
содержание социальных явлений. В связи
с этим важно отделить обыденное знание,
часто ошибочное и неполное, от научного
знания. Таким образом, тема работы является
весьма актуальной, так как конкретизировать
область социологического знания и уточнить
взаимодействие со смежными дисциплинами.
Раздел I. Объект и предмет социологии.
Каждая из отраслей науки имеет
предмет, раскрываемый в содержании, системе
теорий, законов, категорий, принципов
и т. п. и выполняет особые функции по отношению к
практике, исследует определенную сферу
общественных отношений, те или иные явления,
процессы, в общем все общество. Существует
определенная
Социология (фр. sociologie, латин. Societas— общество
и греч.— Logos— наука об обществе) — наука
об обществе, отдельных социальных институтах
(государство, право, мораль и т. п.), процессах
и общественных социальных общностях людей.
Впервые понятие социология введено в
научный оборот еще в середине XIX в. основоположником
позитивизма, французским ученым Огюстом
Контом. Первоначально социология обозначала
обществоведение, но с течением времени
предмет социологии непрерывно менялся
и уточнялся, сопровождаясь постепенным
отделением социологии от философии. Дело
в том, что к середине XIX в. потребности
социального развития и внутренняя логика
эволюции науки об обществе требовали
новых подходов, формирования типа социальных
явлений. И в ответ на потребности формирования
гражданского общества возникает социология.
Ведь шел процесс становления общества,
утверждавшего торжество прав и свобод
человека, духовную, экономическую независимость
и автономность, гражданина вместо привычного
нормативного порядка феодально-абсолютистского
устройства общества с его жесточайшей
тотальной регламентацией общественно-политической,
экономической и духовной жизни людей.
Расширение пределов свобод и прав человека,
существенное увеличение возможностей
выбора пробуждали интерес человека к
знанию основ жизни социальной общности
людей, социальных процессов и явлений
с целью рационального, эффективного использования
приобретенных прав и свобод. Но и свободная
конкуренция в экономике, политике, духовной
сфере поставили в прямую зависимость
результативность деятельности предпринимателей
— от умения и использования знаний о конкретных социальных
механизмах, настроений и ожиданий людей и
т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже
и конкретнее познать общество, основу
социального взаимодействия людей с целью рационального
использования свободы
Анализ зарубежных источников показывает,
что чаще всего социология
Современная социология — это множество
течений и научных школ, которые по-разному
объясняют ее предмет и роль, по-разному
отвечают и на вопрос что такое социология.
Существуют различные определения социологии
как науки об обществе. «Краткий словарь
по социологии» дает определение социологии
как науки о законах становления, функционирования,
развития общества, социальных отношений
и социальных общностей. «Социологический
словарь» определяет социологию как науку
о законах развития и функционирования
социальных общностей и социальных процессов,
о социальных отношениях
Следовательно, социология — это
наука о родовых свойствах и основных
закономерностях общественных явлений.
Социология не просто выбирает эмпирический
опыт, то есть чувственное восприятие
единственным средством достоверного
познания, общественных изменений, но и
теоретически обобщает его. С появлением
социологии открылись и 'новые возможности проникновения
во внутренний мир личности, понимания
ее жизненных целей, интересов, потребностей.
Однако социология изучает не человека
вообще, а его конкретный мир — социальную
среду, общности, в которые он включен,
образ жизни, социальные связи, социальные
действия. Не уменьшая значения многочисленных
отраслей общество-знания, все же социология
уникальна способностью видеть мир как
целостную систему. При чем система рассматривается
социологией не только как функционирующая
и развивающаяся, но и как переживающая состояние
глубокого кризиса. Современная социология
и пытается изучить причины кризиса и
найти пути выхода из кризиса общества.
Основные проблемы современной социологии
— выживание человечества и обновление
цивилизации, поднятия ее на более высшую
ступень развития. Решение проблем социология
ищет не только на глобальном уровне, но
и на уровне социальных общностей,
Объект социологии есть определенная
сфера действительности, обладающая относительной
завершенностью и целостностью. Известно,
что различными объектами наук выступают природа
и общества, которые соответственно и изучаются
естественными и социально-гуманитарными
отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется»
науками на отдельные части, фрагменты, которые
становятся их предметами. Вопрос о соотношении
объекта и предмета социологии как науки
состоит в том, как понимать общество,
процесс его функционирования и
Раздел II. Структура социологического знания.
Структура социологического
знания определяется в зависимости
от тех методологических принципов,
которые применяются при
-структурировать, только то, знание, которое
претендует называться социологическим,
-считать основной исходной характеристикой
ее разделение на теоретическую и эмпирическую
социологии.
1.Теоретическая социология.
Данный уровень социологического
знания образует теория и методология, которые
сосредотачивают свое внимание на уточнении
и определении объекта и предмета социологической
науки, закономерностей (тенденций) развития,
как социальной реальности, так и самой
социологии, ее функций, места среди других
наук. В рамках этого анализа привлекается
и исторический материал (история социология),
который показывает генезис идей, появление,
рождение и угасание поисков (теорий, концепций),
а также уточнение места социологии в
системе социального и гуманитарного
знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается
теоретическое знание других наук в том
отношении, как оно способствует, уточнению,
обогащению и развитию социологического
знания.
2.Эмпирическая социология.
Уровень, представленный специальными
социологическими теориями, соединяющим
теоретико-методологическим знанием с
эмпирическими данными, полученными в
ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая
социология представляет собой единство
теоретического знания и эмпирической
их проверки, в результате чего уточняется
исходные положения, результативность
и эффективность методологии и методики.
Следует помнить, что эмпирическая социология,
состоящая из специальных социологических
теорий, имеет свою внутреннюю иерархию.
Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных)
специальных (иногда их называют отраслевыми)
социологических теорий – экономической
и политической социологии, социологии
социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием
для такой структуры социологического
знания является обоснованное социальными
философами и большинством социологов
деление жизни общества на различные сферы,
которые связаны с определенными видами
деятельности – трудовой (производственной),
социальной (в узком смысле этого слова),
политической и культурной (духовной).
Например:
экономическая социология
. Исследует социальные проблемы экономической
жизни общества, посредством изучения
сознания людей и соответствующего типа
поведения, связанных с реализацией целей
и задач общественного производства, с
процессом удовлетворения потребностей
и интересов людей в условиях функционирования
социально-экономических отношений.
Обращаясь к другой сфере общества,
ксоциальной жизни,
следует отметить, что социология в этой
сфере изучает такие важнейшие и принципиальные
проблемы, как социальная структура во
всей ее многообразии, социальные процессы
и институты, социальные общности. В ее
рамках исследуются предпосылки, условия
и факторы превращения классов, социальных
слоев и групп в субъекты сознательной
деятельности.
политическая социология. Изучает
политические интересы, которые базируются
и исходят из воли, знаний и действий, т.е.
методов и форм выражения политической
деятельности человека, классов и социальных
групп и обращена ко всему спектру чувств,
мнений, суждений и отношений людей к процессам
функционирования властных отношений,
что позволяет представить пути функционирования
государственности и выявить болевые
точки развития политической жизни.
социология духовной
жизни общества. Исследует деятельность
по освоению имеющихся культурных ценностей,
созданию новых, распределению и потреблению
накопленных. Этот процесс является сложным,
многоплановым и неоднозначным, поэтому
так важно определить основные его составляющие.
К таким структурным элементам следует
отнести процесс социализации личности,
образование, массовую информацию, культурно-просветительную
деятельность, литературу, искусство,
науку.
социология управления
. Относится к обобщающим специальным
социологическим теориям. Связана с использованием
особого класса задач - механизма регулирования
социальных процессов. Именно поэтому
может рассматриваться самостоятельно,
на уровне выявления неких общих характеристик,
независимо от конкретных обстоятельств,
а может применяться в рамках каждой из
сфер общественной жизни и составляющих
их элементов, что требует выявления и
анализа специфических особенностей управления
в каждой конкретной области сознания
и поведения людей
Во-вторых,наряду с обобщающими (системными)
теориями существуют основные специальные
социологические теории, предметом исследования
которых являются общественные процессы
и явления, их специфические связи с другими
явлениями и процессами, которые в своей
целостности являются неотъемлемой составной
частью той или иной сферы общественной
жизни. В этих теориях рассматривают не
общие взаимодействия, существующие между
всеми общественными явлениями, а лишь
характерные связи в рамках конкретной
сферы общественной жизни. Так, экономическая
социология включает в себя изучение таких
процессов, которые образуют всю совокупность
социально-экономических явлений: социологию
труда, социологию рынка, социологию города
и села, демографические и миграционные
процессы и т.д. В этом смысле социология
социальной жизни включает в себя изучение
социально-профессиональной и возрастной
структуры, социологию молодежи, семьи
и т.д. В свою очередь, политическая социология
включает в себя социологию власти, политических
партий и общественных движений, социологию
права (хотя некоторые исследователи выделяют
ее в самостоятельную научно-прикладную
теорию), социологию армии, международных
отношений. Что касается социологии духовной
жизни, то она представлена социологией
образования, культуры, религии, СМИ, науки,
литературы и искусства.
Сегодня в социологии уже в большей
или меньшей степени оформлено свыше 50
основных специальных социологических
теорий. Некоторые из них получили статус
фундаментальных дисциплин, другие — прикладных,
третьи — теоретико-прикладных. Их положение
все еще полностью не осмыслено и с точки
зрения перспектив социологии, и с точки
зрения общественных потребностей. Анализ
места специальных социологических теорий
в системе социологического знания предполагает
постоянный критический обзор их развития,
особенно тех, которые имеют непосредственное
значение как для понимания места, роли
и функций социологической науки в современных
условиях, так и для повышения эффективности
и качества исследований.
В социологии более, чем в любой
другой общественной науке, заметно разделение
на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае
не означает, что они существуют раздельно,
не взаимодействуя между собой. Следование
кажущейся самостоятельности теории и
эмпирии в практике работы социологов
ничем, кроме глубоких научных и методологических
просчетов, не оборачивается.
В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и
основными специальными социологическими
теориями существуют частные вспомогательные
концепции, объектом изучения которых
выступают конкретные, отдельные явления
и процессы, являющиеся производными от
более «объемных» процессов и социальных
феноменов. Такими объектами исследования
являются в рамках социологии образования
– высшее или дошкольное образование,
в рамках социологии молодежи – молодежные
движения, группы по интересам и т.д. Таким
образом, современная структура социологического
знания состоит из четырех элементов –
теоретической социологии, состоящей
из теоретико-методологического знания
и эмпирической социологии, включающей
в себя три уровня специальных социологических
теорий, подразделяющихся на обобщающие(системные),
Раздел III. Функция социологии как наука.
Современная социология как
наука о социальных закономерностях
развития общества выполняет достаточно
широкие функции.
Познавательная функция.
Социология изучает и объясняет закономерности
социального развития на различных уровнях
общественной системы. Реализация познавательной
функции включает в себя также разработку
теории и методов социологических исследований,
техники сбора и обработки социологической
информации.
Прогностическая функция.
На основе знания закономерностей общественного
развития социология способна строить
кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы
в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и
т.п. Такие прогнозы - основа разработки
рекомендаций для практики политического
и социального управления.
Функция социального проектирования.
В задачу социального проектирования
входит разработка оптимальных моделей
не только организации различных социальных
общностей, например трудового коллектива,
нового предприятия, нового города, политической
партии или движения, но и управления для
достижения поставленных целей. В странах
с развитым гражданским обществом большая
часть профессионально подготовленных
социологов занимается именно такой работой.
Социально-технологическая функция.
Типичным примером является создание
служб социального развития на предприятиях,
в крупных организациях, объединениях,
где работают профессиональные социологи.
Они занимаются, например, выяснением
потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической
обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами,
управлением избирательными кампаниями,
формированием первичных коллективов
с подходящими возрастными и психологическими
характеристиками. В рамках социальной
инженерии организационно-технологическая
функция проявляется в социальном изобретательстве,
когда в результате изучения закономерностей
функционирования определенной психологической
обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные
способы ее организации. Типичные примеры
социального изобретательства молодежный
жилищный кооператив, детский дом семейного
типа, студенческие строительные отряды.
Управленческая функция.
Социология, в особенности прикладная,
напрямую связана с управленческой деятельностью.
Без социологической подготовки и социологических
знаний заниматься управлением в современных
условиях практически невозможно. Например,
любое изменение режима работы трудового
коллектива бессмысленно начинать без
анализа нежелательных социальных последствий,
иначе срабатывает схема: хотели как лучше,
а получилось как всегда.
В странах с развитым гражданским обществом
на многих предприятиях действуют специальные
службы человеческих отношений. В нашей
стране традиционно значительную часть
этой работы выполняли различные общественные
организации, и потому такие службы не
сложились. В период реформ появилась
потребность в специалистах нового типа:
социальных работниках, менеджерах социальной
сферы.
Таким образом, социология является инструментом
непосредственного социального преобразования,
теоретическим источником социальной
политики на всех уровнях общественной
структуры.
Есть сообщения, что методы социологии
пытаются взять на вооружение мафиозные
структуры. Газета "Известия" 19 января
1996 г. рассказала о таком эпизоде. В Москве
в одном из элитарных домов некая женщина
предложила всем жильцам заполнить анкеты.
Был обещан приз - цветной телевизор. Общенациональное
исследование проводилось Независимым
центром изучения рыночных отношений,
а цель его - проанализировать образ жизни
российских граждан. Надо было ответить
на 50 вопросов, в том числе: в каком конкретном
магазине семья покупает товары и продовольствие,
когда в этот магазин ходят и кто остается
дома, хотят ли купить дачу, импортную
машину, не коллекционируют ли монеты,
приватизирована ли квартира, не собирается
ли хозяин за границу, возьмет ли с собой
семейство, есть ли мобильный телефон?
Хорошо, что в этом подъезде нашлась студентка,
которая показала анкету специалистам.
Те изумились: какое общенациональное
исследование, если все респонденты живут
в одном доме, такого не может быть. Начали
искать. Независимый центр изучения рыночных
отношений не нашли. Скорее всего, это
был элементарный сбор информации для
квартирных краж.
Идеологическая функция.
Как и любая другая наука об обществе,
социология несет определенную идеологическую
нагрузку хотя бы потому, что объясняет
состояние общества, общественных процессов,
изучает общественное мнение, образ жизни,
рейтинг политических деятелей и т.п.
Иногда социологию используют для манипулирования
общественным мнением. Это опасно тем,
что можно скомпрометировать социологию
как науку, подорвать доверие к ее выводам.
Дело в том, что результаты опросов и рейтингов
влияют на позиции больших групп людей,
а то и всего общества. Типичный пример
- выборы.
Следует помнить, что наука выполняет
свои идеологические функции не защитой
догм, а формированием мировоззрения,
глубиной научного анализа, терпимостью
к различным точкам зрения.
Российская беда заключается в том, что
десятилетиями ученые-обществоведы не
имели права на ошибку. Считалось, что
любой вывод должен быть непогрешимым,
абсолютно верным. Поэтому его могли высказывать
только лидеры, а все остальные должны
были комментировать, разъяснять либо
находить дополнительные аргументы в
пользу его истинности. Отсюда нетерпимость
к общественным наукам. В естественных
науках иная, более разумная, более обоснованная
точка зрения органично заменяет свою
предшественницу и ее авторам не выносится
смертный приговор.
Заключение
Социология тесно связана с
философией. В основе связи — изначальная
целостность социальной мысли человечества.
Законы, категории, принципы философии
лежат в основе понятий социологии общества,
общественных отношений, социальных связей,
социальных действий и т. п. Философия изучает
такие понятия как материя и сознание,
Список использованной литературы.
1.Раздел I http://www.coolreferat.com/%