Социологния как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям.

Содержание работы

1. Социология как наука и учебная дисциплина……………………………...3

2. Объект общественных наук и специфика предмета социологии…………4

3. Место социологии в системе наук об обществе……………………………5

4. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе…6

5. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии………………………………..7

6. Структура (уровни) социологического знания……………………………..8

7. Типы социологических теорий………………………………………………9

8. Основные функции социологии……………………………………………..10

9. Методы исследования социальных наук……………………………………11

10. Специфика исследовательского метода социологии……………………..12

11. Основные законы и категории социологии………………………………..13

12. Понятие «социального» и его роль в социологическом знании………….14

13. Социология в современной России: актуальные задачи………………….15

Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

hta.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
 
1. Социология как наука и учебная дисциплина……………………………...3 
 
2. Объект общественных наук и специфика предмета социологии…………4 
 
3. Место социологии в системе наук об обществе……………………………5 
 
4. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе…6 
 
5. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии………………………………..7 
 
6. Структура (уровни) социологического знания……………………………..8 
 
7. Типы социологических теорий………………………………………………9 
 
8. Основные функции социологии……………………………………………..10 
 
9. Методы исследования социальных наук……………………………………11 
 
10. Специфика исследовательского метода социологии……………………..12 
 
11. Основные законы и категории социологии………………………………..13 
 
12. Понятие «социального» и его роль в социологическом знании………….14 
 
13. Социология в современной России: актуальные задачи………………….15 
 
Список литературы………………………………………………………………17 
 
 
1. Социология как наука и учебная дисциплина 
 
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению  к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество.  Существует определенная  взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями  науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно  потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество  во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе. 
 
Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas— общество и греч.— Logos— наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях  людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще  в середине XIX  в. основоположником позитивизма, французским  ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина  вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали  интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но  и  свободная конкуренция  в экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость результативность деятельности  предпринимателей — от  умения и  использования знаний о  конкретных  социальных механизмах, настроений и ожиданий людей  и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью   рационального использования свободы  самоорганизации стала  социология. 
 
 
 
 
2. Объект общественных наук и специфика предмета социологии 
 
Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Но в  самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».   
 
Для социологии объектом является общество. Однако общество — слишком крупный и сложный объект для одной науки, его изучает несколько родственных наук — политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика изучает процессы производства материальных благ, психология — различные виды и формы поведения личностей и влияние на него социального окружения и т. д. Особенность предмета социологии – в его мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г.Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными   и бесконечное число других вопросов».П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э.Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Как видите, рабочих определений предмета социологии столько, сколько социологов. В основу данного учебного пособия положено определение предмета социологии, данное С.Фроловым: социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. 
 
В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие. 
 
3. Место социологии в системе наук об обществе 
 
Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук. 
 
Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство – уникальная религия, 30-летняя война – отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений – для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии. 
 
Основная форма деятельности общества – это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе – все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология – политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук – социологии и политологии породило новую отрасль науки – политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы. 
 
4. Отличие предмета социологии от предметов других наук об обществе. 
 
Социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет - часть объекта, он "вырастает" из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность - объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) - объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки. 
 
Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее определение предметной области социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных концепций относительно природы социологического знания. 
 
Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре "Ядро" - социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся "социумом" точном значения этого понятия. Социальные общности - источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система. 
5. Многообразие и эволюция подходов к определению предмета социологии в отечественной и зарубежной социологии. 
 
Предмет социологии нужно рассматривать на трех уровнях: 
 
- всеобщем (наука об обществе стоит в ряду фундаментальных наук вообще: физика, биология, психология, экономика и т.д.); 
 
- частном (социология воспринимается как наука о поведении людей, как представителей больших социальных групп и функционирующих социальных институтов); 
 
- единичном (совокупность всех тем эмпирических исследований). 
 
 На самом общем уровне, когда мы определяем предмет социологии, возникает проблема разграничения предметных областей смежных наук. Для того чтобы уточнить предмет социологии, мы конкретизируем общее положение. Тогда у нас получается следующая формулировка. Социология в целом (т.е. общая социология) - это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентаций, мотивами и типом поведения. 
 
Социологи-практики редко задумываются над тем, изучают ли они проблемы, строго относящиеся к социологии знания или социологии образования, или же выходят на смежные области, скажем, социальную или индустриальную психологию. Они исследуют объективную реальность, а другие пусть, мол, решают, куда относить полученные результаты. 
 
Так поступают и отечественные, и зарубежные социологи. Чаще всего они считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии. Тем не менее существуют определенные различия между научными традициями разных стран. В СССР отчетливее склонность расставлять все точки над <и>, когда дело касается предмета социологии. Вспомним, насколько острыми были дискуссии по предмету марксистской социологии в 20-е, 60-е, 70-е и, наконец, в 80-е годы. Иногда они заходили в тупик, однако на новом историческом витке возобновлялись с такой силой, будто вопрос шел по крайней мере о том, быть вообще социологии или нет. 
 
В действительности так оно и происходило. В 30-е и 50-е годы социологию смешивали с буржуазной наукой, которой не находилось места в марксистском обществоведении. Поэтому вопрос о предмете социологии означал вопрос о существовании социологии в принципе. Под идеологическим давлением чисто научная проблема приобрела политическую окраску. 
 
В США ничего подобного не происходило. Научные вопросы решались в рамках самой науки. А наука понималась как непрерывно текущая работа, в которой постоянно возникает нечто новое; старое пересматривается, а окончательную истину получить невозможно. Что понимать под социологией в целом или социологией труда в частности, такой вопрос редко дискутировался с той остротой, которая всегда была присуща отечественной социологии. Под социологией каждый волен понимать то, что он считает нужным. Вот характерный пример. 
 
6. Структура (уровни) социологического знания. 
 
В организационной структуре социологии выделяют три относительно самостоятельных уровня. 
 
1. Фундаментальный, общесоциологический уровень. Он представлен общесоциологическими теориями. 
 
Они включают в себя проблемы: 
 
• осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нём человека; 
 
• гносеологические проблемы социологии; 
 
• проблемы разработки методов изучения социальных процессов и явлений; 
 
• проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов. 
 
Концепции, выдвигаемые на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. При этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. 
 
Задача теории этого уровня – раскрытие универсальных закономерностей данной области, обоснование наиболее общих принципов. 
 
На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией и т.д. 
 
2. Теории среднего уровня (термин введён американским социологом Р. Мертоном). 
 
Они занимают некоторое промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. 
 
Такие теории призваны обобщать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, как изучение семьи, отклоняющегося поведения, конфликта и т.д. 
 
Все теории среднего уровня можно разделить на три группы: 
 
1) теории социальных институтов (социального государства, политических партий); 
 
2) теории социальных общностей (теория социальной стратификации, этносоциология, социология малых групп); 
 
3) теории специализированных социальных процессов (теории конфликтов, девиантного поведения). 
 
Теории среднего уровня – своеобразный мостик между общесоциологическими теориями и эмпирическими данными. 
 
3. Эмпирический уровень – первичное обобщение эмпирических данных. 
 
На этом уровне осуществляется сбор фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. 
 
Кроме внутренней дифференциации, социология в процессе своего развития вступала во взаимодействие с другими науками. Так возникли смежные науки на стыке социологии и других наук: социальная психология, социальная статистика, социальная антропология, социальная демография, социальный менеджмент. 
 
7. Типы социологических теорий. 
 
Социологические теории имеют специфическую структуру. В современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала 20 века) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий: 
 
 Первый – общая социологическая теория («общая социология»), дающая абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; на этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности. При этом теоретическим и методологическим базисом общей социологической теории выступает социальная философия. 
 
Второй уровень предметного рассмотрения – частные («среднего ранга») социологические теории, имеющие своим теоретическим и методологическим базисом общую социологию и дающие описание и анализ социально особенного. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительно самостоятельными классами частных теорий – специальными и отраслевыми теориями. 
 
Третий уровень - специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности. Таковы социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т. д. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает прежде всего как общая теория этого класса явлений. Отраслевые теории исследуют социальные (в указанном выше смысле этого термина) аспекты классов явлений, принадлежащие к другим сферам общественной жизни – экономической, политической, культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т. д. 
 
В отличие от специальных теорий отраслевые не являются общими теориями данных классов явлений, ибо исследуют лишь один из аспектов их проявления – социальный. Для отраслевых теорий характерен «стыковочный» характер их исследовательской практики. В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности: 
 
1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития); 
 
2) теории социального действия; 
 
3) теории социального взаимодействия. 
 
8. Основные функции социологии. 
 
Функции социологии: 
 
1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 
 
2. Прикладная (практическая) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. 
 
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом. 
 
3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 
 
4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения , имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 
 
5. Прогностическая (футурологическая) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. 
 
Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.  
 
Объект социологии - социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. 
 
Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия. 
 
Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие). 
 
Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

9. Методы исследования  социальных наук. 
 
Выдвижение и проверка гипотез: 
 
Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. 
 
В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана.  
 
Наблюдение: 
 
В социологических исследованиях под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных факторов, подвергающихся контролю и проверке. 
 
Опрос: 
 
 Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.  
 
Выборочное обследование: 
 
Принципы выборочного лежат в основе всех методов социологии – анкетного опроса, интервью, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Существует две основные разновидности социологического опроса – анкетирование и интервьюирование. 
 
В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяет делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные делать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – экспертные опросы или оценки. Качество оценок самих результатов зависит от концептуально-аналитических подходов экспертов, их идеологической ангажированности. 
 
 Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи создают специфическую экспериментальную ситуацию с направленно воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий.  
 
Контент – анализ: 
 
Контент – анализ предполагает извлечение социологической информации из документальных источников. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). 
 
10. Специфика исследовательского метода социологии. 
 
В.И. Гараджа определяет 3 важнейших социологических метода для анализа религии: опрос, наблюдение, эксперимент. Автор отмечает, что при использовании этих методов исследователь может столкнуться с проблемой несовпадение рациональных действий и религиозных чувств, поскольку интервьюеры, чаще всего, бояться впустить чужого человека в интимный мир религиозный переживаний. Такое недоверие трудно преодолеть методами количественного анализа, специфика религиозных переживаний продается лучшему прочтению в свете качественных методов. Поиск смыслов, а не жестких логических структур в религиоведении, в том числе и полевом, более продуктивно. Душевное состояние подвергается не жесткому воздействию статистики или выборки, но обволакивающему включенному наблюдению. Качественные методы в данном контексте обладают лишь одним недостатком - ограниченностью пространственно-временного фактора - применение методов возможно либо в одной общности либо в течении определенного периода времени погружения. Именно в полевом религиоведении кейс-стади, этнопсихологическая методика и включенное наблюдение позволяет определить религиозное состояние, как отдельной общности, так и индивида. При работе в поле расширить эти рамки можно включив в инструментарий исследования глубинное интервью, биографическое интервью, глубокий анализ социально-исторического контекста, тактику детального описания и тактику построения теории случая.  
Но существует и ряд социологических методов, которые категорически неприемлемы в поле при исследовании религиозных представлений и переживаний. И, прежде всего, эксперимент (в том числе экспериментальное наблюдение) - во-первых, исследователь не в праве вторгаться в религиозные переживания индивида, и, во-вторых, экспериментальным путем невозможно повторить некоторые феномены религиозного опыта, как общности, так и индивида. 
 
Социологические методы, таким образом, в полевом религиоведении обретают особую специфику: ограниченность жестких количественных методов, дополняются качественными методами исследования, при этом изучение религиозных исследований  ограничивается территориальным, темпоральным и этическим фактором. 
 
11. Основные законы и категории социологии. 
 
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие "социальное", которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "социальная организация", "социальная группа", "социальное действие", "социальное поведение" и др. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория "социальная группа" сопряжена с такими более частными понятиями, как "класс", "социальный слой", "народ", "нация", "семья" и другие, а категория "социальное действие" - с понятиями "социальный интерес", "социальная цель", "социальная норма", "социальная ценность" и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия "социальное равенство (или неравенство)", "социальная несправедливость", "социальная свобода" и др. 
 
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.  
 
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые - детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.  
 
В социологии выделяют  пять категорий социальных законов: 
 
1) законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть  и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют  сокращение занятых  в сельском хозяйстве населения. 
 
2) законы, устанавливающие  тенденции развития. Они обусловливают  изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных  сил требует  изменения отношений  производства.   
 
3) законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами  социального объекта, что  определяет характер его функционирования. 
 
4) законы, фиксирующие   причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим   и необходимым  условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.   
 
5) законы, утверждающие   возможность  или вероятность связи между  социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами. 
 
12. Понятие «социального» и его роль в социологическом знании. 
 
В западной социальной психологии (Мейерс Д., 1997) четко признано, что в цивилизациях Запада и Востока, еще до Великих географических открытий  и связанных с ними колониальных захватов, - сложились принципиально разные по смыслу характеристики понятия «СОЦИАЛЬНОЕ». 
 
В античной Греции и Древнем Риме, которые были колыбелью средневековой Западной цивилизации, сформировался  индивидуалистический стереотип поведения, который обусловливал приоритет личных целей перед интересами определенной социальной группы и, как следствие, самоидентификацию  на основе личных атрибуций, а не через отождествление себя с группою. 
 
Традиционные Восточные цивилизации отдают преимущество коллективным ценностям, которые имеют приоритет перед индивидуальными интересами, при этом человек Востока идентифицирует себя, прежде всего,  с определенным социумом. 
 
Отсюда исторически сложилось  и два подхода к определению прав человека:  
 
• западный, провозглашенный как якобы общечеловеческие ценности, зафиксированный во «Всеобщей Декларации прав человека», принятой ООН в 1948 году по инициативе западных держав – победительниц во Второй мировой войне, и исповедуемый так называемым золотым миллиардом человечества, и 
 
• восточный, к которому принадлежит все остальное человечество, большая часть которого даже и не знает о существовании западных «прав человека» и, самое главное, навряд ли нуждается в них. 
 
После Второй мировой войны западная парадигма прав человека с ее общечеловеческими ценностями стала мощнейшим агрессивным идеологическим оружием самозваного «свободного мира», средством духовно-культурного порабощения народов других цивилизаций. В определении понятия социальной справедливости/несправедливости таким образом  существуют два полярных подхода, которые образуют диалектическую пару, существующую в единстве и борьбе противоположностей. 
 
Западный подход, до сих пор пока доминирующий, исходит из того, что именно неравенство как таковое является атрибутивным свойством человеческого общества. Более того, неравенство является мощным стимулом для социальных преобразований, для развития отдельных людей, социальных групп и в целом государства, а равенство (пресловутая “уравниловка”, о которой так много говорится в Украине в связи с пенсионной реформой) – это застой, иждивенчество, является губительным для прогресса. Как следствие такой позиции, эгоизм (...который почему-то называется исключительно здоровым) является неистребимой особенностью человека, и поэтому нужно приноравливаться к нему, формируя общество под него. А неодинаковые от природы человеческие способности исключают  абсолютное равенство в обществе и, более того, в принципе делают его несправедливым. Отсюда известный тезис о том, что “ каждый сам за себя, один Бог за всех”. В самой общей форме это утверждение того, что в биосоциальной природе человека доминирующими являются некие его биологические, точнее – эгоистические, животные свойства, а благоприобретенные социальные - являются второстепенными. По сути, это утверждение о вечном доминировании Природы над Социумом, низведение Человека с уровня Творца до уровня одного из многих живых творений Природы, где сильный поедает слабого. 
 
Восточный подход, активно борющийся с переменным успехом за свое утверждение, исходит из того, что именно равенство как таковое от рождения в социуме является атрибутивным свойством человеческого общества. В биосоциальной природе Человека преобладает, в случае должного воспитания и контроля, его социальная, а не животная ипостась, что социум в Человеке не только может, но и обязан взрастить благородный альтруизм в противовес животным хватательным инстинктам. Отсюда известный тезис “ один за всех и все за одного” в качестве примера для подражания всего человеческого общежития, а не только нескольких героев из романа Александра Дюма.  
 
13. Социология в современной России: актуальные задачи. 
 
Общественная и политическая сформировали в конце 1980-х – начале 1990-х годов запрос на недорогие прикладные исследования, имеющие своей целью конкретные рецепты для решения той или иной задачи. Фирмы, центры, проводящие такого рода исследования, призваны были, тиражируя свои методики, превращать свою продукцию в товар. 
 
Если в конце 80-х (1987 г.) на рынке работала всего одна фирма ВЦИОМ. 
 
Сегодня нет единой базы данных о структурах, оказывающих в России социологические услуги. По сведениям исследовательской группы «Циркон» в стране около 500 исследовательских центров, в том числе в Москве – примерно 200, Европейское сообщество социальных и маркетинговых исследований (ESOMAR) – представляет на своем сайте 25 российских центров. В этот список не включены академические и университетские лаборатории, некоммерческие исследовательские институты, центры правительственных учреждений, которые не работают на свободном рынке и преследуют научные цели. Национальная электронная библиотека включает в их число 56 независимых центров и т.п. 
 
Заказчику предлагается широкий спектр услуг: изучение общественного мнения, маркетинговые, медиа, социально-экономические, социально-политические и социальные исследования.  
Новым направлением стали медиа-исследования, которые дают количественную информацию об аудитории, позволяют составлять рейтинги СМИ и отдельных радио- и телепрограмм.  
 
Вероятно, уже можно утверждать, что ведущие опросные центры России характеризуются высоким уровнем профессионализма, расширившимся арсеналом методических инструментов, обладают своим рынком услуг, накопили собственный капитал и оборотные средства. У работающих центров появилась своя предметная специализация, свой уникальный продукт, который они продают на рынке.  
 
В России сформировался стабильный спрос на эмпирические данные, сложился круг заказчиков и продавцов социологической продукции, постепенно складываются правила рыночной игры. Теперь российские компании составляют достойную конкуренцию иностранным компаниям.  
 
Существует широкий спектр проблем, с которыми сталкиваются фирмы, работающие на поле прикладной социологии. К ним следует отнести проблемы профессиональной подготовки специалистов. 
 
Вузы, сохраняя высокий уровень фундаментальной подготовки специалистов, зачастую недостаточное внимание уделяют формированию прикладных навыков. По мнению многих работодателей, необходимо улучшить преподавание таких дисциплин, как статистика, прикладная статистика, иностранный язык, усилить внимание к вопросам методологического обоснования прикладных исследований, освоению методов, методик проведения и технологий обработки их результатов.  
 
Логикой своего развития отечественная социология подошла к такому состоянию, когда, во-первых, осознанна необходимость консолидации социологического сообщества, во-вторых, появились все необходимые для этого условия. 
 
Союз социологов России призван объединить всех, кто уважает историю отечественной социологии, критически воспринимает и признает доставшееся ей наследство и готов нести солидарную ответственность за авторитет социологического знания и восприятие социолога как личности профессиональной, ответственной, нравственной.


Информация о работе Социологния как наука